Мирашраф ФАТИЕВ: "Озеленение - это наука, и довольно сложная"

 

На вопросы "Эхо" отвечает почетный строитель города Москвы, генеральный директор ЗАО "Мосзеленстрой"

 

О.БУЛАНОВА

 

Фатиев Мирашраф Мирджафарович - доктор экономических наук, почетный строитель города Москвы, генеральный директор ЗАО "Мосзеленстрой". ЗАО "Мосзеленстрой" является одним из приемников треста "Мосзеленстрой", созданного в 1945 году, и занимается озеленением и благоустройством города Москвы. Руководители ЗАО "Мосзеленстрой" неоднократно отмечались правительством России и Москвы, имеют звания "Заслуженный строитель России", "Почетный строитель Москвы", награждались почетными грамотами и знаками.

Из крупных работ, выполненных специалистами ЗАО "Мосзеленстрой", можно выделить работы по озеленению территории Московского Кремля и Красной Площади, Дома Правительства РФ, ВВЦ (ВДНХ), ЦПКиО им. Горького, парка Победы на Поклонной горе, Гребного канала в Крылатском, олимпийской деревни и Олимпийского проспекта, благоустройство территории стадиона "Лужники", торгово-рекреационного комплекса Манежной площади, Александровского сада, объектов третьего транспортного кольца и МКАД. Большинство объектов, построенных ЗАО "Мосзеленстрой", отмечены правительством Москвы за высокое качество работ и соблюдение сроков их исполнения.

В 2008 году за личный вклад в региональное развитие Мирашраф Мирджафарович Фатиев награжден орденом "За обустройство Земли Российской" первой степени. Этот орден учрежден Международной академией общественных наук и является выражением глубокого общественного признания людям, чьи дела и помыслы связаны с Россией, чьи усилия направлены на процветание страны и чей вклад в укрепление экономического и духовного потенциала России имеет национальное значение.

Коллеги и друзья говорят о Мирашрафе Мирджафаровиче: "Если Фатиев за что-нибудь берется - отличный результат обеспечен!" Это неудивительно: в этом человеке сочетается не только неуемная энергия, но и нестандартный подход к решению проблемы, выдумка, оригинальность мышления, прекрасное образование и огромная любовь к своему делу.

Дело учителя живет в его учениках, и есть надежда, что и через сто лет Москва останется такой же красивой и зеленой, ведь Мирашраф Мирджафарович преподает в Университете дружбы народов им. Патриса Лумумбы на аграрном факультете специальности строительство и эксплуатация озеленения и ландшафтное строительство. Он так же является постоянным автором журнала "Вестник цветовода" и некоторых других изданий.

- У вас необычная, по крайней мере, не самая распространенная профессия. Как случилось, что вы захотели стать озеленителем?

- У меня самая обычная, нужная людям профессия. Сказать, что я как-то специально захотел - не скажу. Я в детве и не подозревал, что я стану именно озеленителем. Просто меня всегда тянуло к природе, я рос среди потрясающей красоты азербайджанских лесов. Я всегда очень тонко и остро чувствовал природу. Как-то так получалось, что, заготавливая дрова, я старался рубить только старые или больные деревья, хотя никто меня этому не учил. Видимо, все шло на уровне интуиции. Мне было жалко срубить красивое дерево. Гораздо естественнее мне казалось деревья сажать.

- Да, на Востоке есть пословица: настоящий мужчина должен построить дом, посадить дерево и родить сына... Сына вы родили, дом построили, а вот сколько деревьев вы посадили за свою жизнь?

- Ой, и не считал! Главное, чтобы они все росли и радовали людей! Меня так отец воспитал.

- Так у вас это семейное - деревья сажать?

- Семейное! Но самое забавное, знаете, что? Что о семейственности я осознал, когда уже стал руководителем "Мосзеленстроя", а мальчишкой как-то и не задумывался. Оказалось, что мой отец в свое время работал на поприще цветоводства и озеленения, но только в Баку. Как-то, отправившись в Масаллинский район, он показал мне аллею дубов вдоль Масаллинской трасы и рассказал, как ее сажал. Я уже взрослый был. Для меня это было чем-то сродни откровению. А я к тому времени уже активно озеленял Москву!

- Получается, что у вас династия, но стихийная.

- Да, нам с отцом просто нравилось сажать деревья!

- А сын пойдет по вашим стопам?

- Это ему самому решать! Я ничего навязывать не буду. Биологией, правда, он уже интересуется...

- Вы окончили какие-то специальное учебное заведение, где учат на озеленителей?

- Я окончил Институт коммунального хозяйства, сейчас он как-то по-другому называется, стал работать, уже двадцать четвертый год работаю! До 1986 года работал в "Мосинжзеленстрое". Это те корни, из которых выросла моя сегодняшняя компания. Хорошо, когда человек любит свою работу, это самое главное. Я не могу себе сейчас представить, что я в жизни занимался бы чем-нибудь другом - торговлей там или другим каким бизнесом.

- Говорят, что просто счастливый человек - это тот, кто делает то, что хочет, а абсолютно счастливый тот, кто не делаете того, чего не хочет. Вы абсолютно счастливый человек!

- Да! Как-то так счастливо получилось, но мое горячее увлечение стало моей работой.

- Вам по роду вашей деятельности наверняка доводилось бывать в других городах Европы. Москва по сравнению с ними - зеленый город?

- В Европе давно поняли, что зеленые насаждения - это легкие города, которые очищают воздух. Что без зелени город умрет. Задохнется. В советские времена у нас тоже было стремление сделать Москву зеленым городом, но не в таком объеме, как сейчас. Сейчас проблемам экологии внимания стало уделяться гораздо больше, да и решения принимаются намного более смелые. Правительство Москвы много внимания уделяет проблемам озеленения, и можно смело сказать, что Москва - зеленый город. По сравнению с той же Европой. Париж, например, в свое время не сохранил зеленый убор. Я обратил внимание, что в центре Парижа совсем нет таких парков, какие есть в Москве. Москва сейчас расширяется, пространство заранее рассчитывается, учитываются места для парков, бульваров, скверов. Учитывается расстояние между домами. В России - не только в Москве, но и в других городах - Санкт-Петербурге, Казани, стало больше уделяться внимания озеленению. Но в Москве, на мой взгляд, с зелеными насаждениями дело обстоит лучше, чем в других городах.

- Согласно плану реконструкции Москвы сейчас идет массовый снос пятиэтажек. Пятиэтажки старые, густо и уютно обросли кустами и деревьями. Сносятся пятиэтажки и вместе с ними вырубается вся прилегающая к ним зелень. Жалко!

- Жалеть не стоит, Москва голой не останется! Потому что все деревья обязательно регистрируются, осуществляется калькуляция, и когда осуществляется вырубка, учитывается стоимость тех деревьев, что были вырублены, и то предприятие, которое ответственно за вырубку, обязано посадить ровно столько же деревьев, сколько было вырублено, а чаще и больше. Кроме этого вырубаются только старые деревья, молодые и хорошие деревья пересаживаются.

- То есть те, кто строит, те и сажают?

- Нет, сажают те, кто умеет и кому положено. Озеленение - это наука, и довольно сложная. В строительных организациях ее не проходят. Те, кто строит, те заказывают эту работу озеленителям. Часто создается совершенно новый проект озеленения данной территории, не похожий на тот, что был раньше вокруг старой пятиэтажки.

- Прежде чем придти к вам, я прочитала массу специальной литературы по озеленению и выяснила интересную вещь. Оказывается, нельзя сажать деревья ближе чем на пять метров от стенки дома. Почему?

- Потому что корни способны разрушить любой фундамент. Вы обращали внимание, как трава взламывает асфальт? Сколько в ней силы? Точно так же корни взламывают фундамент. Плюс проблема освещенности помещений: деревья зачастую очень сильно загораживают окна нижних этажей. Поэтому если есть такие близко посаженные к стенам деревья, их нужно аккуратно удалять. Кроме того, нужно учитывать и расстояния между деревьями. Одни деревья, с пушистыми, например, кронами, нужно высаживать на расстоянии пяти-шести метров, другие - типа пирамидальных тополей - можно сажать на расстоянии два-три метра. Так что когда вырубают деревья вокруг каких-то домов, этим только делают доброе дело. И фундамент в целости будет, и света будет достаточно. Главное, чтобы потом новые посадили.

- Как вы относитесь к стихийному озеленению, когда жители дома сами высаживают около своих домов саженцы, кустики, цветочки?

- Нужно подходить к этому очень тактично, нельзя людей обижать. Представляете, люди своим трудом высадили палисаднички, ухаживали за ними, а тут придем мы и скажем: вы тут все неграмотно сделали и мы это сломаем. Это же неправильно! Нужно встретиться со старшим по дому, поговорить, узнать, кто это сажал. Может, дать им какие-то рекомендации, какую-то дополнительную рассаду, пусть и дальше сажают. Им приятно будет! Часть жителей подходят к нам и просят рассаду для горшков на балконе, сами выстраивают вертикальное озеленение на стенах около подъездов, как на одном нашем объекте в районе Царицыно. Можно предложить им какой-то ландшафтный проект, объяснить, что вот тут планируется сделать газон, там клумбу... Люди видят, что предложенное будет красивее, чем было у них, и соглашаются убрать свой стихийный палисадник. А вот когда они высаживают большие деревья близко к стене дома, тогда приходится объяснять очень четко, почему его необходимо убрать. Чаще всего люди соглашаются.

- Я знаю, что вы каждый год работаете над новыми объектами, меняете подходы к работе, изобретете что-то новое, вводите какие-то улучшения. Что изменилось на вашей фирме за последние пару лет и что появилось нового?

- Было очень много изменений. Во-первых, в стране многое изменилось, начался мировой финансовый кризис. Основное изменение в фирме - мы начали сотрудничать с южными регионами: с Турцией (Анталийское побережье) и ОАЭ. Заключаем договора, и наши сотрудники будут ездить в эти регионы в командировки. Чаще всего зимой.

- Что они там будут делать? Тоже озеленять?

- Да. Но там другая технология и другие условия. Совершенно другие требования. Это даст нам опыт, который здесь, в нашем климате, мы бы получить никогда не смогли. Во- вторых, это даст сотрудникам возможность заработать деньги. Я отвечаю за своих сотрудников, при любом кризисе они должны получать достойную зарплату. Я не хочу, чтобы с моей фирмы увольнялись люди из-за отсутствия зарплаты или ее маленького размера. Я дорожу своими специалистами.

- Можно поподробнее рассказать о разнице технологий?

- Можно. Например, те технологии, которые в России вообще и в Москве в частности использовать невозможно, мы будем использовать там. Отличий в технологиях много, и не только по поливу, но и по структуре почвы. Там почва - песок, нет грунта, и на этом песке необходимо что-то вырастить. Сделать песок плодородным.

- А как можно песок сделать плодородным? Уложить поверх него слой грунта?

- Не совсем. Там в песок добавляются специальные удобрения, и песок становится плодородным. И посадочный материал там совсем другой. Если выразиться попонятнее, то там совсем другой сорт травы и другие условия произрастания зеленых насаждений.

- А что вы раньше делали зимой?

- Раньше зимой мы занимались посадкой крупномеров - больших и высоких, взрослых деревьев, вырубкой старых, потерявших декоративный вид деревьев для освобождения территории и для строительства дорог, а также пересадкой зеленых насаждений. Сегодня этой работы стало меньше.

- Неужели в Москве так плохо с работой?

- Нет, мы работу в Москве находим, мы же фирма с огромным стажем работы. Проблема есть в другом - из-за напряженной финансовой ситуации заказчики не могут вовремя рассчитаться. Это происходит оттого, что у них, в свою очередь, сократилось финансирование. Но, несмотря на это, мы крепко держимся на рынке. Находим работу, начали работать с частным сектором. Фирма раньше была обеспечена государственными объектами и частным сектором мы никогда не занимались, теперь занимаемся.

- Есть какие-то особенности в работе с частным сектором?

- Есть! Нужно хорошо знать психологию заказчика, освоить дифференцированный подход. К каждому нужно подходить с определенных позиций, учитывая склад его личности, иначе говоря, с каждым клиентом нужно общаться индивидуально. Раньше заказчиком было государство, и с ним было гораздо проще, потому что, заказывая нам какой-либо объект, с нами общались люди, которые понимали, что мы специалисты, и к нашему мнению прислушивались. Например, если мы говорили, что на пересушенном грунте нельзя сажать иву, а на сыром - сосну, они нас слушались. С частным сектором все совсем не так, у частных хозяев совсем другие требования, часто непрофессиональные, они не понимают тонкостей процесса и постоянно хотят того, что сделать либо невозможно, либо вредно для насаждений. В принципе, сердиться на них не нужно, они ж не специалисты, не понимают, можно это сделать или нельзя... Поэтому мы выдвигаем свои предложения, но они все равно требуют своего, иной раз совершенно не умея грамотно выразить своей мысли. Приходится внимательно слушать и соображать, чего они действительно хотят. Вообще-то, нам это идет даже на пользу, так мы нарабатываем бесценный опыт.

- Если человек сам захочет разбить садик, он сможет это сделать? Ведь ему нужно где-то купить саженцы...

- Посадочный материал то есть. Где его приобрести - вопрос не самый простой. Можно опять же нарваться на некомпетентных людей и купить то, что не приживется в нашей полосе. За покупкой лучше обратиться в солидные торговые центры и питомники, которые год-два доращивают привезенную из Европы продукцию, но при этом развивают собственное производство. У нас уже есть и заслуживающие уважение питомники, которые реализуют собственный, выращенный у себя материал. Их квалифицированные сотрудники могут ответить покупателю на все интересующие его вопросы.

- Расскажите, пожалуйста, о своих сотрудниках.

- На нашей фирме работает около четырехсот сотрудников. Есть руководство, бухгалтерия, инженеры, прорабы, есть обычные рабочие. Могу сказать, что их всех объединяет одно: они очень преданы нашему делу и являются многопрофильными высококлассными специалистами. Я очень доволен своими сотрудниками!

- Я знаю, что ваша фирма предлагает на продажу грунт и торф. Это новые услуги?

- Да. Если ты начал работать с частным сектором, нужно не только вести производство, не только предлагать свои услуги, но и свои материалы. Частный сектор выдвигает свои непрофессиональные требования и хочет воплотить в жизнь свои непрофессиональные желания, используя непрофессиональный материал. Они хотят, чтобы мы работали по их технологиям. Не из упрямства, конечно, а от непрофессионализма. Но мы с этим не соглашаемся. И если не удается их убедить, тогда предлагаем свои материалы, типа сами сажайте, сами ухаживайте и сами отвечайте. Потому что если сажать по их требованиям, это отрицательно скажется на приживаемости. А так они сами будут отвечать, мы им лишь предлагаем материалы и оборудование, но ответственности уже не несем. Поэтому нам и пришлось предлагать свои материалы. Грунт, торф, песок, все, что им надо.

- Отсюда же вытекает необходимость открытия магазина?

- Да, мы решили открыть магазин. Пока интернет-магазин. Нашли фирму, заключили с ней договор, наняли ее, и она начала под нас работать. Она сама все оформляет, платит налоги. Сами мы торговать не хотим.

- Почему?

- Потому что мы производственники и не никогда не хотели заниматься торговлей. Как я уже сказал - торговля не мой бизнес. Так что мы работаем с той фирмой на условиях взаимной выгоды.

- А заказы от частных клиентов поступают в достаточном количестве или в связи с кризисом и здесь затишье?

- По-разному. В зависимости от платежеспособности клиентов. Но, как и при любом кризисе, в тяжелых условиях люди сначала думают о куске хлеба, и лишь потом о красоте. Сейчас в благоустройстве города тоже затишье. Раньше благоустройству города уделяли гораздо больше внимания. Кризис сильнее всего отразился как раз на благоустройстве. Ведь оно всегда связано со строительством, а строительство - с финансированием. Получается такой замкнутый круг...

- Кризис - это единственная проблема в вашей области?

- Нет, к сожалению. Так исторически сложилось, что долгие десятилетия мы были единственной фирмой, кто создавал парки, свекры, сады - так называемые зеленые насаждения общего пользования. После перестройки почему-то очень многие захотели заниматься озеленением. Стали быстренько получать объекты, быстренько их засаживать, толком не разбираясь ни в технологиях, ни в специфике работы. Они за пару месяцев получают сертификат от других фирм, как бы обучающих, которые также ничего не смыслят в озеленении. Это только на первый взгляд все легко и просто - выкопал ямку, воткнул туда дерево и все. А на самом деле необходимы знания, которые может дать лишь ВУЗ. Специалисты на нашей фирме все оканчивали либо Тимирязевскую академию, либо Лесотехнический институт, либо другие аналогичные немосковские вузы. А из-за расплодившихся неспециалистов новоиспеченных фирм, которые разным предлогом стараются урвать свое, стало страдать качество.

- Но ведь сейчас практически в каждом журнале, посвященном строительству, саду- огороду или каким-либо декоративным направлениям можно встретить объявления: учим на ландшафтных дизайнеров, на ландшафтных архитекторов, инженеров- озеленителей... Так что же этим всем скороспелым выпускниками вообще нельзя доверять?

- Я бы не стал огульно охаивать все курсы по ландшафтному дизайну и озеленению. Но большинство их них не дает нужного уровня знаний. Я тоже отправляю своих людей на курсы, но это курсы повышения квалификации.

- Каким же образом бороться с непрофессионалами? Они ведь только губят живые существа - деревья и кустарники - и людей обманывают.

- С этим невозможно бороться, это же конкуренция. Мы делом боремся, качеством работы.

- А вы отслеживаете состояние зеленых насаждений на старых объектах? Вот выопустим, сдали объект, но ведь за деревьями необходим постоянный уход специализированной организации?

- Есть два варианта. Первый: мы сдаем объект заказчику, и дальше он сам содержит зеленые насаждения. И второй: с нами заключается договор на уходные работы, и ухаживаем мы. Вы правильно сказали: растение - живое существо, его необходимо постоянно поливать, обрезать, лечить.

- В конце интервью принято спрашивать о творческих планах и мечтах. Я хочу отойти от этого штампа и задать другой вопрос: есть что-то, что вы бы сами хотели сказать читателям? Не потому, что я спросила, а потому что это ваше наболевшее, важное?

- Я все-таки сначала о мечте. Пусть это не прозвучит пафосно, но я мечтаю, чтобы все расцветало, в прямом и переносном смысле. Ну, и, конечно, чтобы намного больше было работы для настоящих озеленителей. А что касается сказать о наболевшем... Знаете, я бы хотел попросить всех людей ценить чужую работу. Друзья, не ходите по газонам! Не мусорите на него! Можно, конечно, поставить оградку, но мы ж не на зоне, правда? Лучше все-таки, если бы люди понимали, что надо беречь чужой труд и тот маленький кусочек природы, что они имеют в городе. Надо воспитывать культуру с детского возраста. Но народ все равно ходит по газонам. Некрасиво это! Есть в конце концов пешеходные дорожки...

- Может, их как-то по-другому прокладывать, эти пешеходные дорожки? Я вот читала, что в Японии, прежде чем засеять газон и проложить дорожки, площадку предварительно засыпают песком и смотрят, где люди протопчут тропинки и уже потом эти тропинки асфальтируют.

- Вы очень хороший вопрос задали! Мы тоже всегда рассчитываем, где проложить такие дорожки. Нужно поставит себя на место пешехода, посмотреть, как людям удобно ходить. Хорошо, когда одна и та же организация и озеленяет территорию и дорожки прокладывает, обустраивает детские площадки и парковки. Мы иногда даже добиваемся изменения проекта, чтобы людям было удобно ходить, как они привыкли, к метро или в магазины.

 

 

Эхо. – 2010.  -20 ноября. –С. 8.