Франгиз Курбанова: "Есть идея вернуться к образу народного персонажа Джыртдан..."

 

Мультипликация как дорогостоящий род деятельности в области искусства кино после развала СССР во всех его бывших республиках потеряла свои передовые позиции. Поэтому приятно осознавать, что анимация в Азербайджане не угасла окончательно, и со временем стала обретать утраченные позиции. Яркое свидетельство тому создание впервые мультипликационного фильма о веселом ежике в системе 3D, то есть в объемном изображении с использованием компьютерной графики. Одним из создателей этой анимационной ленты была заслуженный деятель искусств Азербайджана, руководитель независимой студии "Бирлик", преподаватель Академии художеств Азербайджана Франгиз Курбанова.

В интервью "Эхо" она рассказала о своем проекте.

- Принимая во внимание, что мы все живем в эпоху рыночных отношений, хотелось бы знать, в какую сумму обходится сегодня себестоимость мультика?

- Это дорогостоящее дело. В советское время одна часть анимации стоила столько же, сколько и одна часть в 10 минут игрового кино. Сложность в том, что качественный мультик необходимо снимать только на пленку, а это дорого. Сейчас это делается быстрее за счет компьютера, но цена работы увеличивается пропорционально затратам.

- Хорошо все совпало, и начало года Тигра, и выпуск вашего мультфильма о добром ежике, а значит о добре. Все это говорит о том, что ваша душа не зачерствела и не ожесточилась. Ведь вы были без любимой работы целых 10 лет. Что помогло вам продержаться все эти годы?

- Наверное, папин характер. Он жил в нелегкое время и всегда говорил, что "терпение и труд все перетрут". Этому научилась и я. Кроме того, мне очень повезло на учителей во ВГИКе, куда я поступила после окончания художественного училища в Баку. Прежде всего хочу отметить одного из корифеев советского кино Иосифа Шпинеля. Он был не только хороший художник, но и цельный, целеустремленный человек. Это важное качество характера он старался развить и у нас, студентов. Для творчества Шпинеля характерно стремление к монументальным образам. Его декорации были всегда выразительны и лаконичны. В качестве художника-постановщика он сделал более 60 художественных фильмов. Работал с такими асами кино, как Александр Довженко, Сергей Эйзенштейн, Михаил Ромм, Юлий Райзман и Сергей Юткевич. Я помню его работы по трилогии: "Сестры", "Восемнадцатый год" и "Хмурое утро" (1957-1959, реж. Григорий Рошаль). Мне нравилась его работа в фильме по произведению Ж.Ануя "Эвридика". У нас были и другие талантливые учителя: Богданов и Мясников, художники-постановщики фильма С.Бондарчука "Война и мир". Все они учили нас свободно мыслить.

- Москва оказалась вам памятной и по другой, важной в жизни каждой женщины причине...

- Да, там я познакомилась с моим будущим мужем, тоже художником. Но вернемся к нашей теме. Всем, чем могли поделиться мастера экрана, они помогли мне в моей будущей деятельности художника-постановщика художественных и телевизионных фильмов. А творческий путь у меня начался на Бакинской киностудии в 1971 году, когда режиссер Фикрет Багиров как-то мне дал сценарий к фильму "Романтики" и попросил сделать к нему иллюстрации. Меня увлекла коллизия фильма, и я нафантазировала все картинки к фильму. Работала я в стиле графики, и вскоре представила свою работу на суд режиссера. Он посмотрел и сказал, что я фактически сделала режиссерскую раскадровку к фильму.

- Трудно было работать с режиссерами? Вы ведь работали с разными мастерами нашего кино. Каким, к примеру, был покойный Ариф Бабаев?

- С ним было довольно трудно работать. Наверное, потому, что он был до мозга костей телевизионщиком. У него была особая для режиссера интуиция. В то время меня увлекли комбинированные съемки. В Союзе редко кто ими пользовался, тогда как на Западе без них не обходился ни один фильм. Тамошние режиссеры понимали, что усилить интригу в фильме можно не только сценическим мастерством актера, но и комбинированными кадрами.

На фильме "Яблоко как яблоко" я предложила Арифу Бабаеву свою концепцию видения условности в фильме, показала ему эскизы будущих декораций, но он их отверг. Наверное, видел другими. Зато режиссер Расим Исмайлов по достоинству оценил мою задумку и занял неиспользованные эскизы при создании декораций в работе над фильмом "Лев ушел из дома".

Большую свободу на съемочной площадке давал художнику режиссер Эльчин Эфендиев в фильме "Берег воспоминаний". В 1983 году по моему предложению комбинированные съемки применили в фильме по рассказу Чингиза Гусейнова "Аквариум". Один оператор снимал декорации, а другой - актеров на станках. Никто из операторов не знал, для чего вся эта канитель. Потом, когда совместили отснятое, получилось интересное кино. Кстати, на этом фильме мне посчастливилось открыть зрителю новое имя - актрису Нурию Ахмедову. В ней тогда я увидела замечательную актрису советского кино, раннюю Фаину Раневскую. Такую же печальную и ироничную в своем одиночестве, но смело желающую бросить вызов обществу.

- Но почему вы, как художник-постановщик поставившая более 10 документальных и игровых фильмов, вдруг решили обратиться к анимации? Кстати, насчет мультфильмов. Когда вы сделали свой первый мультфильм и что за технологию вы там применили?

- Подспудно в душе всегда зрела мысль состояться как самостоятельный художник и претворять в жизнь свои замыслы без режиссерских купюр, которые нередко не совпадали с моими задумками при создании художественного антуража или того или иного типажа. Мне нравилась, как я уже отметила, комбинированная работа в кино. Неоднократно делала попытки в этом направлении, и одна из них в 1978 году увенчалась успехом - выходом в свет мультика "Сотвори мечту". Фантазия на тему соприкосновения мира художника с обыденностью (для взрослых). Техника совмещения двойной и тройной экспозиции "живых" актеров-марионеток, рисованных и объемных фонов.

Кстати, с этого мультфильма начал свое победное шествие по экранам наш замечательный актер Фархад Манафов. Я долго искала прототип главного героя и однажды в коридоре киностудии увидела молодого парня. Как мне показалось, в нем как бы сочетались бравада и мечтательность. И он, ну очень походил на мой персонаж. Интересным по замыслу и красочным по оформлению был и фильм "Мама на дереве". Кстати, в мультфильме "Сотвори мечту" мы три раза снимали на отснятый уже негатив. К слову сказать, у нас в стране тогда этого еще никто не делал. Когда я повезла мультфильм в Москву, там не знали, к какому жанру отнести мою работу. Только когда добро на работу дал известный мультипликатор Хитрук, фильм вышел в прокат. Вместе с этим фильмом мы представили в Москве и игровой фильм Ю.Гусмана "Дачный домик для одной семьи", где я тоже засветилась как художник-постановщик. В следующем фильме "Сеанс", посвященном антивоенной тематике, на фоне архивных материалов мы гармонично использовали живопись. С профессиональной точки зрения получилось очень интересно. Это новаторство высоко оценило жюри на международном кинофестивале.

- А чем для вас стал знаменательный 1987 год?

- Тогда прошел V съезд кинематографистов СССР, на котором партийный лидер Страны советов М.Горбачев предложил создавать независимые творческие студии. Мы и создали тогда независимую студию "Бирлик" при киностудии "Азербайджанфильм", которой сегодня уже пошел 21 год. Наша студия самостоятельно вышла на Центральное телевидение в Москве. Мы представили свой план и были единственной студией в республике, которая получила заказ на мультипликацию. Тогда, как я помню, мы сделали серию мультфильмов по мотивам книги Бокаччо "1001 ночь", а также по народным мотивам сняли "Джинн и меймун" и ряд других фильмов.

Если на первых порах деятельности студии "Бирлик" в 1989-1992 годах мы могли сэкономить на том или ином заказе и на эту "экономию" снять один мультипликационный фильм, то сегодня такая "хитрость", в хорошем смысле этого слова, не пройдет. Потому что чем дальше, тем дороже обходится кинопродукция.

- Чем отличаются наши отечественные мультфильмы от западных?

- Западные в большинстве своем бездумные, механические мультфильмы, аналогичные компьютерным играм. Главное, что они не учат добру. Нужны поучительные мультфильмы, несущие гуманные идеи, а не насилие. Нужны фильмы, которые способствовали бы появлению образов и мыслей в голове детей. К сожалению, наши мультфильмы телевидение показывает крайне редко. А все потому, что эфирное время заполонила иностранная продукция. К слову сказать, в последнее время американцы стали возвращаться к доброму мультфильму. А у нас на телевидении из моды пока не вышли заезженные боевики Запада.

- В 2008 году на базе киностудии "Азербайджанфильм" студией "Бирлик" по заказу Министерства культуры и туризма был снят новый мультипликационный фильм "Вкус добра". Автором сценария и режиссером был ваш сын, Джавид Ахадов, а художественным руководителем - вы, Франгиз Курбанова. Насколько я знаю, ваше семейное дело продолжает ваш сын. Помню, как-то по одному местному телеканалу я смотрел мультик, поставленный вашим сыном Джавидом. Как вы оценивате его работу?

- Сыном Джавидом я горжусь. Вот мы сдали в прокат недавно три мультфильма. Первый из них был поставлен по сценарию Джавида. К слову, он участвовал в прошлом году в международном фестивале мультипликационных фильмов в Батуми в разделе "детская анимации". А меня пригласили быть председателем жюри в разделе "анимация". Это было интересно. Нашим аниматорам пора догонять коллег из продвинутых стран. Сын тоже хочет этого и кое-то делает в этом направлении. У моего сына дар писателя. Он накапливает наблюдения над жизнью, а затем пишет рассказы в журнал "Литературный Азербайджан".

- Какой литературой, на ваш взгляд, "питается" современное общество в Азербайджане? - Не ошибусь, если скажу, что основная азербайджанская литература прошедшего столетия носит в себе идеи советского реализма и не совсем гармонирует с современными идеями независимого общества. - У вас много твоpческих планов в новом году?

- Есть идея вернуться к образу народного персонажа Джыртдана. Его уже лет 40 как не снимают. Почему бы не вернуться к этому образу с использованием компьютерных технологий при комбинированных съемках?

- Что вам помогает в работе?

- С 2000 года я по-новому стала прочитывать Священное писание и Коран. С этими книгами я получила ответы на мучившие меня вопросы.

- Где можно научиться у нас искусству мультипликации?

- У нас нет специальной школы, факультета или курсов мультипликаторов. Обучаться анимации за границей наших молодых художников тоже не отправляют, считая это невыгодным делом. А ведь когда-то по такой системе обучились несколько хороших ребят-мультипликаторов, из-за отсутствия работы ушедшие позже работать в другую область искусства. В мультипликации работают те, кто как-то сумел зацепиться душой в этой области художественного творчества. На этом они думают построить будущее кино. Американцы и продвинутые европейцы в мультипликации давно ушли вперед. Они знают, что анимация дает в большом кино дополнительные средства для подчеркивания творческих нюансов в фильме.

 

 

С.КАСТРЮЛИН

 

Эхо. – 2010. – 26 января. – С. 8.