Пулумб АГИЛЛИЛИУ: "Нужно не просто танцевать дивертисментом, надо танцевать со смыслом"

 

С. КАСТРЮЛИН

 

В наше время нельзя сказать, что Азербайджан славится изобилием своих хореографов. К нам для постановки ответственных спектаклей в Театре оперы и балета нередко приезжают известные хореографы. Но те, кто работает у нас, достаточно известны не только у нас но и за рубежом. Одним из таких специалистов является Заслуженный работник культуры Азербайджана, албанец по национальности, Пулумб Мустафаевич Агиллилиу. Из сценических работ этого мастера можно отметить его вклад в хореографию спектакля "Вальс надежды".П.Агиллилиу уже имеет большой опыт сотрудничества с Азербайджанским театром оперы и балета, так как уже ставил спектакль народного артиста Азербайджана Хаяма Мирзазаде "Белое и черное", а также "Кармен-сюиту" Жоржа Бизе и Родиона Щедрина. Сегодня П. Агиллилиу отвечает на вопросы "Эхо"

- Расскажите немного о себе. - Родился я в Тиране толице Албании. Мама была домохозяйкой, а папа имел некоторое отношение к спорту- шил мячи для регбистов, футболистов, баскетболистов. В те времена мячи, как ни странно, мастера шили вручную.

- А чем вызвана ваша тяга к хореографии? - Наверное, потому что хореография - это в некотором смысле тоже спорт. И потом у меня примером служили мои братья, которые занимались спортом. К примеру, мой старший брат Билял - очень известная личность в Албании. Он заслуженный мастер спорта по велогонке, был абсолютным чемпионом Албании. А начинал я свой путь в спорте с роликовых коньков. Потом сестра, прочитав объявление в газете о наборе в школу хореографии, предложила мне попробовать себя и в этом деле. Как оказалось, она попала в точку. - И все же, чем же конкретно заинтересовала вас хореография? - Наверное, тогда, когда я увидел впервые выступления российских танцоров на столичной сцене, во времена, когда были в моде Дни культуры разных стран в нашем государстве. Я помню то время когда в 1957 году приезжали московские артисты и давали на суд нашей публике запоминающиеся гала-концерты. Дружеская атмосфера этих концертов навсегда запечатлелась у меня в памяти. - А кто был вашим первым учителем? - Фамилия у него была странная и длинная- Петридвольпси. Потом я в качестве студента приехал в Азербайджан и стал обучаться у известной балерины Азербайджана народной артистки Гамар Алмазаде. От нее я получил самое ценное, что есть в балете, - органическое сочетание традиций классической хореографии с лучшими достижениями азербайджанского народного творчества. К сожалению, в начале шестидесятых годов прошлого столетия отношения СССР с Албанией несколько ухудшились. Не получилось тогда у советской партократии наставить на путь мирового социализма народы зарубежных стран. Вот и Албания не подчинилась советскому руководству и пошла своим путем. - А как вы познакомились с будущей супругой, тоже балериной, но из Баку Лидией Галенковской? - Спустя тридцать лет я попал снова в Азербайджан, на этот раз как турист. Я побывал тогда в хореографическом училище, чтобы посмотреть, как развивается хореография в вашей стране. Случайная встреча повернула мою жизнь в иную сторону. - А где вы выступали, получив путевку в жизнь, после окончания вуза? - После окончания обучения хореографии я получил направление в столичный албанский театр оперы и балета. Танцевал много ведущих партий в разных национальных спектаклях: "Шота", "Азен Галица", "Галия Гария", Сын рыбака". Из классики выступал в "Жизели", "Лебедином озере" "Дон Кихоте" и других. - У вас не особенно высокий рост. Это не может служить препятствием для танцовщица?

- Рост никогда не имел значения для танцовщика. Это сейчас стало модным иметь достаточно высокий рост, чтобы участвовать в главных партиях в спектаклях. Для того времени мой рост - 172 сантиметра - был достаточным для артиста, исполняющего главные партии. Я не хочу сравнивать себя с легендарным Нуриевым, который тоже не очень славился высоким ростом. Что характерно, что я неоднократно видел выступления звезд мирового балета, включая Васильева и Максимову. Они тоже небольшого роста, но сравниться с техническим уровнем исполнения их прыжков, растяжки, оборотов никто в мире пока не может. Когда танцуешь, рост, вообще, не бросается в глаза. - Что является главным при исполнении партии для танцовщика? - Необходимо в сознании у танцовщика наличие некоторого интеллектуального уровня. Потом необходимо у танцора наличие вкуса к музыке и ее пониманию. При наличии вышесказанного, у артиста появляется какое- то внутреннее чувство, которое помогает ему в танце. Для меня, к примеру, большой интерес вызвало чувство, какое я испытывал, попадая на спектакль в драматический театр Тираны. Тогда люди больше стремились увидеть на сцене драматический спектакль или эстрадный ансамбль. И почти во всех театрах шли аншлаги. Поэтому, я считаю, что без понимания музыки трудно будет актеру глубоко понять характер персонажа и, отталкиваясь от него, органично контактировать и с другими образами спектакля.

- Когда вы переехали в Баку, что ибо изменилось для вас в понимании хореографии? - Я много гастролировал и много видел, поэтому удивить меня чем- либо очень трудно.

- Но если идет речь о балетной школе, есть ли какие-то различия между русской школой, на основы которой опирается коллектив Азербайджанского театра оперы и балета, и западной? - Разница здесь есть. К примеру, в русской школе много работают над руками. У артистов нашего балета красивые руки и очень грациозные движения. Французы больше работают над ногами, постоянно их совершенствуя, и забывают о координации рук. Вообще, надо сказать, что русская школа балета принята в качестве приоритета для всех балетных школ мира. Наверное, потому, что здесь все отработано до мелочей, включая трактовку драматургии, начиная с "Ромео и Джульетты" и кончая современными постановками. Нужно не просто танцевать дивертисментом, надо танцевать со смыслом. Поэтому у танцовщика должен быть необходимый уровень знаний, включая мастерство актера, чтобы выработать свой имидж, свой творческий портрет, который не может быть сравним ни с каким другим.

- В каком состоянии находился уровень подготовки танцовщиков в Азербайджанском театре оперы и балета на период вашего туда прихода? - Когда я приехал сюда тридцать с небольшим лет назад, здесь наблюдался некоторый спад театральной деятельности. Потом, когда СССР рухнул в небытие, и открылись все границы, театральный коллектив стал сокращаться. Многие тогда стали уезжать из Баку, потому что потеряли ощущение стабильности. К тому же, театры стали непопулярными у широкой публики. Только после того, как в стране воцарилась стабильность, у людей появилась работа, то появилась и потребность в посещении театров столицы. Сегодня труппа Театра оперы и балета разрослась до шестидесяти человек. Активно помогают театру нормально функционировать и участвующие в некоторых спектаклях и воспитанники Бакинского хореографического училища. Сегодня театральная труппа находится на подъеме. - А скажите, диета всегда обязательна для танцора?

- Все зависит от организма человека, его генной инженерии. Тем не менее балерины сидят на специальной диете, которая не дает ожирения организма. Для танцовщика нужна мощь рук и ног, чтобы он не только смог сам танцевать, но и поддержать, когда нужно и партнершу. В любом случае без необходимого режима сейчас трудно представить себе жизнь танцовщика.

- А в каком промежутке времени варьируется репетиционный день для балерины? - Ежедневно на это уходит не менее шести часов. - А какие мышцы человека участвуют в танце? - Икроножные, двуглавая мышца спины, бицепсы, трицепсы. Словом, такая же группа мышц, как и культуриста. Потом идет работа над техникой прыжков, координации, верчения тела и так далее. - А как избавиться танцовщику от неожиданных травм? - Считаю, что правильно разогревающиеся перед репетицией или выступлением артисты не могут получить травмы. - Какого мнения вы в отношении воспитанников Бакинского хореографического училища? - В основном выпускники училища-это будущее Театра оперы и балета. Особенно это касается мужской половины выпускников. В школе мы, педагоги, закладываем те современные требования к танцовщику, которые диктует новое время. - Вы готовили и выступление народной артистки Тараны Мурадовой? - Я готовил ее выступление на международном диалоге культуры, который состоялся во Дворце имени Гейдара Алиева. Там она выступила с египетским танцем, который мы с ней готовили. А выпускников хореографического училища мы готовим для участия в главной партии балета "Девичья башня". Я готовлю для исполнения по два человека. Для "Лебединого озера" и "Жизели" я тоже готовлю двух выступающих. Это необходимо для замены, если кто ибо попадет в форс-мажорные обстоятельства. - Вы, я слышал, занимаетесь в свободное время художественным творчеством и рисуете картины. О чем сюжеты ваших картин? - О родном театре и о танцовщиках национального азербайджанского балета, которые показали себя с высокой творческой стороны в том или ином спектакле. - А почему вы не любите плоды современной инновации и технологии в нашем повседневном быте и не имеете под рукой мобильника и не любите компьютер? - Они меня будут отвлекать, в результате чего моя работа не может принести мне полного удовлетворения. - Вы с большой теплотой, как мне сказали, относитесь к воспитанникам хореографического училища. Чем же вы их порадовали? - В спектакле "Шехерезада" я поставил постановку танцев на тему восточных поэм, в котором приняли участие студенты одного из старших курсов хореографического училища. - А что вы ставите в Театре оперы и балета? - Спектакль "Белое и черное" Х. Мирзазаде и спектакли мирового класса.

- После закрытия театрального сезона у вас тоже выпадает свободное время. Чему вы его посвящаете?

- Выезжаем с супругой в Албанию или в Грецию, там у меня сын.

 

 

 

 Эхо.  - 2011. – 8 апреля. – С. 8.