"Никогда не писала так много стихов, а сейчас они льются как слезы"

 

На вопросы "Эхо" отвечает писатель Лидия КУЛИЕВА

 

ДжЛЕКПЕРОВА

 

- Расскажите о себе.

- Родилась и выросла в городе Иркутске. Отец - партийный работник, мать - педагог. Выросла на книгах. Дома была большая библиотека, а гордостью нашей семьи было полное собрание сочинений А.С. Пушкина в одном томе на папиросной бумаге. А какие были преподаватели в школе! Интеллигенция до мозга костей - лучшие кадры, сосланные в Сибирь. Можно ли было не получить определенный багаж знаний? Потом закончила Государственный институт иностранных языков в том же самом городе. Иностранную литературу вела у нас педагог, которая безупречно владела пятью языками, а уж ее знание литературы, да еще на пяти языках, вызывало восхищение не только студентов, но и всех преподавателей. Кстати, Иркутск очень интеллигентный город, там-то я и познала азы поэзии и творчества. Мы, будучи студентами, проводили вечера встречи с писателями и поэтами. Самым частым гостем этих встреч был Евтушенко. Незабываемое впечатление на нас произвел Булат Окуджава. Обычно встречи проходили в маленьких кафе, а потом выливались в большие аудитории. Ради интереса закончила Институт патентоведения, работала и педагогом, и методистом, и завучем, и патентоведом. Когда все надоело, ушла в сферу литературы в агентство "Эхо", и только потом вместе с мужем создали издательство и типографию. С детства я была воспитана в очень большой любви и ласке, да и сама была таким же ласковым ребенком, но в большой требовательности со стороны родителей. Папа, казалось, был довольно мягким человеком, но его слово было законом для всех домочадцев.

Для нас слово "отец" было и остается святым, а мама научила достойно уважать кормильца семьи, к тому же, мы никогда не слышали, чтобы они ругались или выясняли что-то при детях. Недопустимо было и сквернословие. Все мои сестры - очень грамотные, интеллигентные люди, ну, естественно, и наши дети - тоже. Самое большое внимание уделялось образованию. Чтиво вечером было огромным праздником для всей семьи. Тишина, все сидят, уткнувшись носами в свои книги. Разве это не наслаждение! Да и театры, они в Иркутске великолепные, особенно Театр оперетты, мы не пропускали ни одной премьеры. Что на это еще можно сказать?

В Баку я живу с 1970 года. Город этот настолько великолепен, настолько очаровывает своей красотой и неповторимостью, что это трудно выразить словами. Все наши друзья - бакинцы, умные, интеллигентные, изумительные по своей доброте люди. В другой среде я и жить-то уже не смогу.

- С чего началась ваша творческая деятельность?

- С самого детства. Отец писал стихи, и мы - тоже. Жили недалеко от Байкала. А влияние этого озера вдохновляет всех и всегда. В институте работала в газете, дома тоже была домашняя газета, которую под моим руководством выпускали дети. Самым первым издателем наших произведений был Чингиз Айтматов, Мы были в Переделкино и как-то за чашкой чая он сказал: "Покажите-ка, мои дорогие, что вы там сочиняете?", а потом все и пошло: журналы "Литературный Кыргызстан", "Вожатый", "Ростов-на-Дону, "Мурзилка" и наши местные - "Улдуз" и т.д. Большую помощь в становлении нас, как писателей, оказали Анар и Эльмира Ахундова.

- Есть ли у вас муза?

- Моя муза - Анна Ахматова, из писателей - Бунин, Чехов, зарубежные - Ремарк, Хемингуэй, читаю их бесконечно и восхищаюсь. Самое же любимое произведение последнего времени "Год обезьяны" Чингиза Абдуллаева. Влюблена в стихи Заболоцкого, в его отношение к творчеству. Я по натуре лирик и поэтому всегда пьянею от рассказа Бунина "Солнечный удар". А "Таис Афинская" Ефремова все время дает мне новые силы в творчестве. Люблю заново и заново все перечитывать и всякий раз нахожу что-то новое. Вы можете сказать, где Ахматова, а где Абдуллаев, несовместимо. Может быть, но для меня все это выглядит совсем по-другому: задеты одни и те же душевные пласты, сама суть того, что лежит в произведении.

- Какая тема преобладает в ваших произведениях и почему?

- Я же сказочница, поэтому все время мечтаю, и это уводит меня в совершенно другой мир. Пишу не только сказки, но и стихи для детей. Мой творческий союз с мужем, Закиром Кулиевым, был настолько прочным, что мы писали все вместе. Кроме стихов, мой любимый жанр - короткие рассказы, когда в маленьком объеме можно изложить кусок не только времени, но и огромный период жизни.

- Скажите, а какое слово кажется вам наиболее сильным, самым значимым для литературного текста?

- Сложно ответить, все зависит от того, что ты пишешь. Все непредсказуемо, и от одного, даже небрежно брошенного кем-то слова можно написать и стих, и рассказ, и сказку. Когда мой муж защищал кандидатскую диссертацию, было столько ступенек для преодоления их. Я как-то не выдержала и сказала: "Знаний у тебя достаточно, диссертацию одобрили, так в чем же дело? Неужели ты не понимаешь, что нужны просто деньги. Отдай и все тут. Сними розовые очки! А ночью тут же появилась сказка "Ослик и волшебные очки".

- Кому наиболее симпатизируете из нынешних писателей и поэтов?

- В данное время настольной книгой являются произведения Айтматова. Живем в очень тяжелое время, когда идет переосмысление духовных ценностей. Поэтому часто бывает очень больно, сложно пережить какую-то ситуацию, а еще сложнее говорить с людьми. Когда читаешь "Плаху", поражаешься стержню, который заложен в каждом человеке. Только не всегда этот стержень выдерживает: один гнется под тяжестью, другой ломается, а третий выдерживает все и становится еще сильней. Люди хрупки сами по себе. Но чванство тех, кто приобрел что-то материальное, поражает. Я часто замечаю, что глаза у людей совершенно пустые, ничего не выражающие. Понятно, что без материального достатка сложно, но это же еще не все, а наш менталитет таков - нет материального, нет ничего. У нас даже богатые редко улыбаются, а ведь улыбка, открытый взгляд - это и есть внутреннее состояние человека, его духовный мир. Меня всегда поражают глаза Чингиза Абдуллаева. Из них льется столько тепла, которое тебя окутывает, что ты уплываешь. Но они могут быть и совершенно другими - бездонными, в них столько мудрости, неизведанного, столько пластов наворочено, что просто поражаешься этому. И всякий раз, когда смотришь на него, понимаешь, что он еще не раскрыл до конца сам себя. Возможно, когда-нибудь он еще откроет нам какую-то, совершенно незнакомую грань своего творчества: в бездонном море всегда много тайн. В этом суть каждого человека. А вот глаза Чингиза Айтматова совершенно другие - строгие, глубокие, мудрые, глаза старого, древнего человека, который прожил не один век. Неудивительно, что он назвал одно из своих знаменитейших произведений "И больше века длится день". Смысл-то какой! Таким был и он сам. Глыба!

- Были ли вы удостоены наград?

- Я - член Союза писателей (СП) СССР и Азербайджана - это самая большая и почетная награда в моей жизни. Еще получила премию "Шереф" за вклад в литературу Азербайджана и за творческую деятельность. Билет СП позволил мне открыть двери издательств, без него я, наверное, многого бы и не достигла.

- Расскажите о ваших книгах: где и когда издавались и как называются?

- Издавались в Москве, Азербайджане, Казахстане, Беларуси, Украине. Сборники фантастики, сказок, например, "Львиное ущелье", "Солнце по талону", серия сборников сказок "Мудрая сестра", "Водопад и родничок", "Дивенок Чудо", "Сказка о Шахбулагском Орленке" т.д. Мне жаль, что мы так и не смогли увидеть "Агдамский детектив" - сборник, за который мы и гонорар приличный получили, но он так и остался лежать в подвалах СП, так как начал разваливаться СССР.

- Какие плюсы и минусы вы видите в современных писателях и поэтах?

- Всегда были и остаются талантливые многогранные писатели и поэты. Просто нужно очень много над собой работать и писать то, что ты пронес через сердце. Михаил Шолохов всегда говорил: "Пишите то, что видите, что происходит с вами".

- Как вы считаете, почему интерес к книгам сильно упал? Как улучшить ситуацию?

- Потому что компьютер заменил все, в школах очень ограниченное число по-настоящему грамотных педагогов. Правда, при такой мизерной зарплате и работать не захочешь, но если ты избрал для себя этот путь, то делай его добросовестно.

- Какое событие за последнее время оказало на вас большое впечатление и почему?

- Умер мой самый близкий друг, коллега по творчеству, с которым мы делили горе и радости в течение 46 лет. Через 4 года мы должны были отметить нашу золотую свадьбу, но Бог так распорядился. Он оберегал меня от всякого негатива, взваливал тяжелый моральный груз на свои плечи, но так как был очень ранимым и верующим человеком, не смог этого выдержать. Чистота его души поражала не только меня, но и всех близких нам людей. После его потери я начала писать стихи.

- Над чем вы сейчас работаете, Расскажите о ваших творческих планах на будущее?

- Никогда не писала так много стихов, а сейчас они льются как слезы. Любое слово ранит меня. Поэтому они выходят из-под пера независимо от меня, это идет само собой, особенно по ночам, когда вдруг просыпаешься, хватаешь ручку и бумагу, и несет тебя течением неизвестно куда. Пока что они довольно грустные, видимо, должно пройти какое-то время, но уже прорываются иногда и более оптимистичные. Хочется издать новый детский цикл стихов и сказок, которые мы написали вместе с мужем, да и много новенького написано, а там - как Бог пошлет. В этом мире все непредсказуемо.

 

 

Эхо. - 2011.  -19 апреля. – С. 8.