Лилиана Сейид-Буссонвилль: "Если верить записям на youtube, ни до меня, ни после никто в мире этого не сделал!"

 

Интервью "Эхо" с азербайджанской меццо-сопрано Лилианой Сейид-Буссонвилль, с недавних пор проживающей и работающей в Германии

 

Гамид Гамидов (Москва, Россия)

 

- Готовясь к интервью с вами, заглянул в Интернет и просмотрел видео с вашими выступлениями. Признаюсь, был поражен разнообразием и "неизбитостью" вашего репертуара - от музыки эпохи барокко до XX века...

 

- Скоро там появится и музыка XXI века - произведения, написанные специально для меня. И это только первые три произведения - две арии знаменитого американского композитора Даниэла Лео Симпсона и одна - молодого талантливого шведского композитора Карла Нермана, также проживающего в США. Далее последуют произведения и других авторов с разных концов света. Признаюсь, опыт работы с современными композиторами добавил мне не только большей степени ответственности за качество исполнения, но и изрядной дозы адреналина.

 

- И все же - откуда такое разнообразие интересов?

 

- Любопытство - моя вторая натура. И оно же - двигатель прогресса. Я всегда много слушала зарубежных исполнителей - в эпоху виниловых пластинок у нас дома была роскошная коллекция, которую я лично также усердно пополняла. Там было (и есть до сих пор) множество редких, малоизвестных опер. Когда стала выезжать в Европу на мастер-классы с середины 90-х годов, стала привозить компакт-диски - на них я спонсорских денег не жалела. Как и на редкие ноты. В трудные студенческие годы, пришедшиеся на первую половину 90-х, я постоянно "паслась" в магазине "Тарана". Туда сдавали ноты, уезжающие за рубеж музыканты, и я приобрела очень много интересных изданий, включая дореволюционные раритеты. Из Зальцбурга я привезла больше 2 кг ксерокопий нот с изданий, хранящихся в библиотеке Моцартеума и личной коллекции моего педагога - профессора Барбары Энн Мартин. Эти, как и другие ноты, добытые из самых разных источников, и легли в основу организованных мною концертов.

 

Помню, после моего концерта в кирхе с главным дирижером Театра оперы и балета Джаванширом Джафаровым, ко мне подошел наш замечательный композитор Муса Мирзоев, наблюдавший мой творческий путь с первых курсов учебы в академии. Он спросил меня изумленно: "Лилиана, где вы все эти арии откапываете?" Факт, что первенство среди моих роликов на youtube держит запись романса Габриэля Форе "Лунный свет", переложенный ранее по моей просьбе для оркестра. Кстати, если верить записям на youtube, ни до меня, ни после никто в мире этого не сделал! Приятно, что и арию из оперы Анфосси и Tirana alla spagnola Россини также можно найти только в моем исполнении - и опять в обоих случаях делались специальные оркестровки для этих арий.

 

- Кто из исполнителей является вашим кумиром?

 

- Я стараюсь избегать таких понятий, как кумир и идол. Однако есть в мире вокалисты, которые могут считаться в определенной степени моими виртуальными учителями. Для меня это, в первую очередь, Мэрилин Хорн. Ее виртуозность, огромный диапазон голоса, богатый тембр, невероятных объемов репертуар, помноженный на фантастическую энергетику, произвел на меня неизгладимое впечатление. Оно непокидает меня и по сей день. Безусловно, ее творчество оказало весьма сильное влияние на мой творческий путь. Очень люблю Марию Каллас и Джоан Сазерленд. Это три "столпа" второй половины 20-го века в вокальной музыке.

 

Разумеется, это только начало списка. Дальше стоят Криста Людвиг, Фьоренца Коссотто, Джульетта Симионато, Агнес Балтса, Долорес Зайк, Эбе Стиньяни, Тереза Зилис-Гара, Милица Корьюс, Амелита Галли-Курчи, Кристина Дейтеком, Татьяна Троянос и многие другие, столь же блестящие исполнительницы. Пытаться копировать их бессмысленно, но изучать их творчество и анализировать - весьма полезное занятие. А идти надо своим путем - только так можно заявить о себе как яркой индивидуальности.

 

- Каким направлениям в музыке вы хотите больше уделить внимание на сегодняшний день?

 

- Это, безусловно, будут три основных направления: музыка "Моцарта 21 века" - Даниэла Лео Симпсона, французская музыка 19 века и немецкая музыка - в первую очередь Вагнер и Бетховен.

 

- Каковы ваши ближайшие планы?

 

- С тех пор, как я подряд потеряла близких мне людей и создала свою семью, для меня на первом и втором месте теперь всегда будет семья и все, что с ней связано, а карьера - только на третьем. В данный момент у меня на первом плане - семья, на втором - изучение немецкого языка и особенностей страны, адаптация. На третьем - вокал. Из этого вовсе не следует, что я вдруг напрочь лишилась амбиций. Отнюдь. Я просто обозначила свои приоритеты. Что касается планов. Я всегда предпочитаю говорить постфактум, а не рассказывать о "маниловских мечтах". Планы всегда есть, поступают новые идеи и предложения с разных сторон. Все следует обдумать, рассмотреть. Сейчас я беру тайм-аут для этого. У меня есть несколько произведений, написанных специально для меня, которые я еще не спела. Кое-что будет написано в течение этого года. Кроме того, мне следует продолжить изучение немецкого языка и т.п. Да и лето впереди - у нас уже вторую неделю за + 20 С.

 

 

Эхо.- 2011.- 23 апреля.- С. 24.