"Кино, как, впрочем, и театр, начинается с драматургии"

 

Интервью "Эхо" с профессором Гасаном Гулиевым

 

С. КАСТРЮЛИН

 

- Помимо преподавания в институте, научно-исследовательской деятельности вы в начале девяностых занимались и вопросами кино. В частности, вы стояли у истоков создания в Азербайджане кафедры кинодраматургии. Она действует в настоящее время?

- Действует, только она разделилась на две кафедры: теории и истории киноискусства и кинодраматургии. Я работаю на кафедре кинодраматургии.

- Вы написали сценарий для художественных фильмов, которые по каким-то причинам не были отсняты. Затем я видел один из документальных фильмов, снятый по вашему сценарию. Отсюда вывод, что кино для вас играет не последнюю роль.

- Кино для меня давнее и постоянное увлечение. С детства я был заядлым любителем кино и посещал с завидной периодичностью все кинотеатры Баку. Мое детское увлечение, окрепшее с годами, стало хорошим подспорьем в моей научной и исследовательской деятельности. А в последнее время я стал больше заниматься прозой и кинодраматургией.

- Вы можете обрисовать положение, в котором находится наше отечественное кино?

- И здесь я хотел бы оставаться прежде всего зрителем, для которого кино - зрелище. Судя по всему, оно на подъеме. Если судить о том, что фильм-продукт коллективного труда, сложное производство ( что действительно так!), он в конечном итоге - явление художественное, рассчитанное на восприятие зрителя, на удовлетворение его эстетических запросов... С этой точки зрения я и пытаюсь ( как зритель) ответить на этот вопрос. В печати, в частности, упоминается об отдельных фильмах, выпущенных... чуть не сказал "на экраны". И хотя появляются отдельные фильмы, но как раз на экраны они не выходят, оставаясь, как говорится, вещью в себе... Как подсчитать их количество? Где их увидеть? Например, я прочитал в газете, что фильм Ильгара Сафата "Участок" был в списке номинантов на премию "Оскар". А что это за фильм и где его можно увидеть, в газете не сообщалось.

- А вы знаете, что режиссер Октай Миркасимов снимает фильм о репатриации немцев из Азербайджана в годы Великой Отечественной войны?

- Все дело в том, что все те фильмы, которые снимают в Азербайджане, невозможно где-либо увидеть сразу после премьеры. Лично меня сегодня интересуют новости кино, появляющиеся на российском телевидении или в Интернете. Эта информация доступна, и я могу сказать немного о российском кино и о своих впечатлениях в этой связи. Несмотря на то, что там долгое время был застойный период в кино, но есть и заметные продвижения в этом направлении. Недавно я смотрел картину режиссера Учителя "Край". В ней была раскрыта военная тема, связанная с Великой Отечественной войной. Но там просматривалась и современная тематика. Этот фильм был не только о прошлом, но ставил вопросы, актуальные и сегодня: о человеческих взаимоотношениях, о любви, преодолевающей отчужденность, ксенофобию, вражду... Еще ранее меня привлек фильм Федора Бондарчука "9-я рота". Возможно, этот фильм и пробуждал патриотические чувства у зрителя... Хотя какое отношение он имеет к подлинному патриотизму, если военные действия шли на чужой земле. И смерть советских ребят в Афганистане мне показалась бессмысленнойедь одно дело воевать и умирать за свою землю, а другое-умирать за некий "интернациональный долг". Хотя с точки зрения зрелищности, этот фильм, безусловно, интересен. Недавно я просмотрел в Интернете фильм Никиты Михалкова "Утомленные солнцем- 2". Это тоже фильм о войне. Фильм сделан с большим размахом и, несомненно, является подлинным достижением российского кино последних лет. Однако многие эпизоды фильма несут религиозный подтекст, прямые указания на библейские образы, мотивы. И мне показалось, что такой подход режиссера к теме войны не усиливает фабулу фильма, а акцентирует внимание зрителя на других аспектах нашего бытия.

То, что отдельные каналы российского телевидения оперативно демонстрируют новые фильмы, как российские, так и зарубежные, позволяет и нам быть в курсе достижений мирового кино.... Так, на канале "Киноклуб" я смотрел фильм "Король говорит" за несколько дней до присуждения ему престижной кинопремии "Оскар". Фильм интересный во всех отношениях... И это хорошо, что мы имеем возможность смотреть такие фильмы. Азербайджанские же новые фильмы, которые снимают отдельные режиссеры, мы не можем отслеживать. К слову, можно было бы на одном из азербайджанских телеканалов (например, на недавно открытом "Культура") системно демонстрировать новинки как азербайджанского, так и зарубежного кино...

- А как вы относитесь к такой актуальной теме, как ретроспективный показ фильмов из сокровищ киноискусства?

- Такие сокровища из истории киноискусства необходимо регулярно показывать нашей молодежи. Считаю, что новое поколение не должно лишаться того лучшего, что было сделано, достигнуто другими поколениями. Есть опыт других стран. Например, в Брюсселе регулярно устраиваются ретроспективы такого рода фильмов. Почему бы и нам этим не заняться?! Конечно, периодически возникают какие-то кинопоказы, чаще всего связанные с юбилеями или с энтузиазмом отдельных любителей. Но это не дело. Здесь все должно быть серьезно и, если хотите, по-государственному, планово.

- Выходит, что у нас нет места, где показывать и новые фильмы, и ретроспективу?

- Чтобы все это действовало, и не только на бумаге, должен быть какой-то продюсерский центр, который бы занимался пропагандой киноискусства. В советские годы такое место было в Доме кино, расположенном в здании Дома правительства, в котором сегодня находится Союз кинематографистов Азербайджана. Там демонстрировали и новые европейские фильмы, и наше отечественное кино. Потом уже эти фильмы попадали в кинопрокат. Но чтобы подойти к этой самой проблеме сегодня, необходимо проследить: откуда начинается фильм, какие этапы он проходит и что нужно для того, чтобы он дошел до зрителя. Считаю, что о полноценном развитии отечественного киноискусства говорить пока невозможно. Почему? Несмотря на большое число продюсерских центров в Баку, нет органа, который бы их всех объединил и поставил какие-то общие задачи. Каждый из них работает сам для себя, снимает и затем куда-то отвозит для показа. Мы же, как зрители, заинтересованные увидеть новое в нашем киноискусстве, лишены этого. Значит, вся эта работа проходит мимо нас. Даже те фильмы, на производство которых выделяет средства наше государство, остаются вне внимания наших зрителей и телеканалов. Поэтому судить о том, сколько новых фильмов у нас вышло за последнее время и каково их качество, мы не можем. В документальном кино наблюдается то же самое. Этот процесс никем не регулируется. Мы даже не можем судить о принципе отбора наших фильмов, которые посылаются на кинофестивали. У нас нет кинотеатров для просмотра, кроме одного - "Азербайджан". Но зритель туда не ходит.

- Ваш коллега Джамиль Гулиев, недавно назначенный директором на канале "Культура", наверняка смог бы наладить просмотр всех этих фильмов с телеэкрана, чем поднял бы рейтинг республиканского телевидения на более высокую ступень?

- Наверное, эта мысль рано или поздно придет ему в голову. Но пока что этот процесс доведения до нашего зрителя отечественных фильмов находится в стихийном состоянии. Для решения этого вопроса требуются внимание, систематизация и централизация. В советские времена был Комитет по кинематографии, который контролировал процесс как производства, так и выхода в прокат отечественных фильмов. Свою функцию несла и киностудия. А что теперь? Допустим такую ситуацию: вы написали сценарий документального (или художественного) фильма, который был одобрен (кем, какой инстанцией?). К кому нести сценарий на реализацию этого замысла? Киностудия зависит от вышестоящих чиновников, а производство фильма связано с инвестированием. Если обратимся к чиновникам, то они будут отправлять автора по разным инстанциям, где никто конкретно проблему экранизации предлагаемого сценария не решит. А теперь представим невозможное: фильм снят. Что же дальше? Проката у нас нет, он давно разрушен.

- Но его можно разрекламировать, чтобы привлечь внимание. К примеру, в советские годы эту функцию несли СМИ, в частности, специальные журналы по рекламе и критике. В центре это были журналы "Советский экран" и "Искусство кино", а в республиках тоже соответствующие журналы. В Азербайджане была газета, рекламирующая отечественную кинематографию.

- Но и тогда выходу фильма на широкий экран предшествовала работа проката, где все было отработано до мелочей. Прокат имел сеть кинотеатров. Что происходит сейчас? Может, не стоит огорчаться в связи с отсутствием кинопроката, который с некоторой задержкой представит новинки. Сегодня быстрее, чем в прошлом, можно ознакомиться с новинкой. Хочу привести пример. Фильм "Чикаго" получил "Оскара" несколько лет назад. Я смотрел этот фильм в тот же день после его рекламы, получив его на диске. Прижать Интернет даже сегодня, применив драконовские методы защиты автора, невозможно. Контрафактная продукция, к примеру, Китая, всегда в продаже.

- А что же делать автору, чтобы защитить свой продукт?

- В нашей стране были сделаны попытки, чтобы поднять кинодело, сделав его достоянным нашего общества в соответствии с масштабами развития страны. Одно время людская молва несла информацию о некоем восточном Голливуде, который мог быть задействован в Азербайджане. Подобно индийскому Болливуду, он не уступал бы западным кинокомпаниям. Однако это не получилось.

- Что же делать для того, чтобы наши фильмы не только создавались на наших отечественных киноцентрах, но и выходили на экраны?

- Необходима, с моей точки зрения, централизация процесса создания кинофильмов. Без этого работа киноцентров ведет к разброду. Все это возникло не от хорошей жизни. Быть может, следует все имеющиеся в стране продюсерские центры объединить в одну киноассоциацию. Она должна координировать и помогать работе.

Думаю, следует также суммы, которые отпускает государство на развитие киноискусства, распределять с учетом мнения авторитетного совета специалистов, составленного из людей, заинтересованных в развитии отечественной кинематографии, а не кучки коршунов, желающих урвать свою долю. Люди, объединенные и преданные делу, займутся селекцией или отбором хороших сценариев и сюжетов для будущего проката, если он, наконец, заработает. Говорят, что театр начинается с вешалки. В нашем случае кино, как, впрочем, и театр, начинается с драматургии.

Однако не всегда в производство запускается хороший сценарий, именно тот, что прошел объективный отбор и отвечает запросам времени, востребован зрителем. Ведь в конце концов решение вопроса оказывается в руках продюсеров и режиссеров, прилагающих усилия к лидерству в этом вопросе.

- А сыграет ли позитивную роль в процессе консолидации нашей киноиндустрии проект Рустама Ибрагимбекова создать отечественный киноцентр на Баилово?

- Это благородное и нужное дело, оно может повлиять и на решение тех вопросов, о которых мы говорили выше. Такие начинания необходимо поддерживать. В том числе Киноакадемию, созданную Рустамом Ибрагимбековым. Но что мы видим? После того как набранный им курс молодых кинематографистов закончил свое обучение, новоиспеченные режиссеры не могут снять дипломный проект из-за отсутствия денег. Думаю, что помимо материальной поддержки есть вопросы, которые необходимо решать на государственном уровне. Хорошо, что его школа существует и важно всеми силами поддерживать ее.

- Наверное, из-за ослабления внимания к своим начинаниям Ибрагимбеков не смог провести в прошлом году очередной международный кинофестиваль "Восток- Запад"?

- Думаю, что этот вопрос имеет и другой аспект. К примеру, страна, устраивающая кинофестиваль, должна показывать и свои фильмы. А было ли что показать? Возможно, и это стало причиной непроведения международного кинофестиваля. Тесно связана с этим еще одна проблема. Известно, что профессия кинорежиссера подразумевает два аспекта: технический и художественно-эстетический. Говоря иначе, режиссер должен быть прежде всего художником, "изготовляющим" произведения искусства, а затем уже специалистом, знающим технологию его создания (подбор актеров, работа с оператором, монтаж и т.д.). Наши режиссеры ведут себя как специалисты, готовые снимать, если им представят готовый сценарий и средства для съемок. То есть ощущают себя иждивенцами. А своих задумок, ради которых они могли бы пожертвовать многим, что-то не заметно. Таких режиссеров можно было бы отнести к разряду ремесленников, а не художников.

- Есть ли у нас драматурги, которые могут быть на уровне такого популярного сценариста, как Фаталиев?

- Рамиз Фаталиев известен потому, что у него много отснятых киносценариев. У нас есть и другие киносценаристы, которым повезло меньше, возможно, потому они попали в другую эпоху... Еще одна особенность азербайджанского кино: оно во все времена опиралось на литературу. У нас в прошлом было много экранизаций, обеспечивавших успех нашего кино. Однако эта традиция забыта. На сегодня остались не отснятыми книги, созданные нашими авторами. Например, роман "Али и Нино" М. Асадбека (Курбана Саида), который в семидесятые годы собирались снимать в Голливуде. Всемирно известный роман, созданный писателем-эмигрантом М.Асадбеком, экранизировать и снять предложили грузины. Это яркое произведение не удостоилось внимания наших кинематографистов. Даже фильма о нем самом - фигуре знаменательной в истории азербайджанской литературы, прославившей ее, до сих пор нет в отечественном кино. Хотя в Голландии и в Германии к нему и его творчеству обращались режиссеры, создавшие документальные ленты о выдающемся азербайджанском писателе.

Напрашивается вывод: если такого известного писателя, как Асадбек не экранизируют, то можно ли рассчитывать на поддержку начинающего драматурга? Как пробиться на широкий экран нашим драматургам? В отличие от игрового фильма, у документального кино шире возможности, кое- что можно сделать. Например, можно отснять фильм и показать на отечественных каналах телевидения, если он на тему актуальную. Таких тем сегодня у нас много. Одна из них - карабахская. Она концентрирует в себе проблемы информационного характера, важного для подрастающего поколения, особенно в аспекте воспитания патриотических чувств. Ведь надо готовить молодежь к освобождению Карабаха, если оно не произойдет переговорным путем. ...

- Что же вы сами сделали в этом направлении?

- В этом смысле воздействие и роль документального фильма огромны. Во-первых, мы не до конца показали историю возникновения конфликта, как все это начиналось еще в ХIХ веке. Мы не рассказали о том, что представляли собой те земли, и как они исподволь на протяжении десятилетий были аннексированы армянами.

- А как вы сами относитесь к этому вопросу?

- Я написал книгу, а затем и сценарий к документальному фильму, в котором представлена история переселения армян в Карабах. Книга была удостоена премии "Умай", учрежденной международным Обществом "Бакинец". Фильм остался недоснятым. А между тем карабахская тема год от года становится все более актуальной. Для того чтобы доказать всему миру, что испокон веков карабахская земля была азербайджанской территорией, необходимо использовать и средства нашего кинематографа. К слову, одно время на канале "Лидер" была студия, которой руководил Рафик Кулиев. Студия регулярно снимала и показывала документальные фильмы на востребованные темы. Среди фильмов было и несколько по моим сценариям, на современную тематику. Например, "Тегеран-43" и фильм о герое Французского сопротивления Ахмедии Джебраилове. Все сценарии основаны на малоизвестных документах. Но студия закрылась. Будем надеяться, что появится наконец продюсерский центр или спонсор, который возьмет на себя производство документальных фильмов на актуальную тему. И тогда, быть может, появится возможность реализовать сценарий о Карабахе, ибо, считаю, важнее этой темы на сегодня не может быть...

 

 

Эхо. – 2011.  -30 апреля. – С. 11-12.