"Реставрация" или фальсификация?

Судьба бывшей резиденции албанского католикоса вызывает серьезные опасения

На войне одной из первых жертв оказывается культурное наследие - агрессия Армении против Азербайджана не однажды оправдала эту горькую истину. Теперь здесь под угрозой фактического уничтожения оказался Гандзасарский монастырь. Это ценнейший архитектурный и исторический памятник, относящийся к Кавказской Албании. Он находится на территории селения Вангли Кяльбаджарского района Азербайджана, то есть за пределами бывшей НКАО. Основные строения монастыря воздвигнуты в XIII веке. Монастырский комплекс состоит из храма, зала и вспомогательных комнат. Весь комплекс обнесен крепостными стенами, имеющими вход с южной и западной сторон. Молельный зал церкви имеет крестообразную форму. Центральную часть зала перекрывает высокий барабан купола. С наружной части на барабане имеются различные сюжеты и изображения, исполненные в технике барельефа. Но самое главное, именно этот монастырь на протяжении столетий являлся не только резиденцией католикосов Кавказской Албании, но и родовой усыпальницей албанских князей. После начала на Южном Кавказе армянской территориальной экспансии Гандзасар был объявлен "армянским монастырем", а с 1993 года оказался на оккупированной территории. Где его принялись весьма активно "осваивать" новые хозяева вроде архиепископа Паргева Мартиросяна, который любил рассказывать доверенным журналистам, как в войну лично брался за пулемет.

 

А теперь над Гандзасарским монастырем нависла новая опасность - на сей раз в результате затеянной по ту сторону линии фронта его "реставрации". Как констатирует сайт Panarmenian.net, "одним из самых обсуждаемых событий последних недель в Армении стал скандал вокруг реконструкции, облицовки стены жемчужины средневекового армянского зодчества - монастыря XIII-го века Гандзасар в "Арцахе" (здесь и далее кавычки наши - Ред.). После начала известным российским предпринимателем и меценатом армянского происхождения Левоном Айрапетяном облицовки монастырской ограды в Интернете развернулась настоящая кампания против этого, некоторые даже обвинили Айрапетяна в том, что его люди осуществляют вандализм, уничтожая древнюю стену".

 

Как признает ереванский портал, "главным аргументом противников облицовки стены монастыря является то, что она была начата без разрешения. Начальник управления по охране и изучению исторических памятников при "правительстве НКР" Слава Саркисян сообщил, что еще в мае 2011 г. в управление поступило письмо из "Арцахской епархии Армянской апостольской церкви", в котором в качестве лица, готового профинансировать эту идею, значилось имя Левона Айрапетяна. По словам Саркисяна, управление тогда не дало разрешения на проведение облицовочных работ, поскольку облицовка стен Гандзасара повредит историческому духу комплекса. Саркисян отметил, что облицовочные работы являются незаконными. По его мнению, облицовка может помешать комплексу войти в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО". А затем начинает излагать такие "объяснения", что впору хвататься за голову. Как оказалось, некая молодежная инициатива "Не будем молчать" склонна считать, что Левон Айрапетян, чьи доверенные люди на его средства осуществляют "облицовку" стены XIII века, оказывается, не в курсе этого безобразия. А брат Левона Айрапетяна Владимир в беседе с журналистами вообще договорился до того, что, мол, стена монастыря была многократно отремонтирована, в последний раз в конце 80-х годов прошлого века, она находилась в плохом состоянии, грозила местами рухнуть. А затем добавил, что стена в основном состоит из цемента и бетона, с иронией заметив, что вряд ли в XIII веке строители стены монастыря знали о существовании подобных стройматериалов. Плюс ко всему братья Айрапетяны уже раздраженно отмахиваются от критиков: если, мол, есть желающие реставрировать монастырь на свои деньги, они с радостью уступят эту миссию.

 

Можно, конечно, поинтересоваться, чего стоят все разговоры о прямо-таки всеохватывающей любви армян к "своим церквям и монастырям на земле Арцаха", если их реставрация сейчас идет за счет щедрых благотворителей. Более того, не приходится сомневаться, что при помощи неграмотной реставрации можно нанести непоправимый ущерб ценным памятникам, даже если занимаются этим как бы даже и не дилетанты. Несколько лет назад в Москве разразился громкий скандал. Речь шла о неграмотной реставрации известной дворянской усадьбы. Реставраторам она досталась, мягко говоря, не в лучшем состоянии. Но когда те, закончив работу, устроили пышную "презентацию", искусствоведы, историки и т.д. пришли в ужас - реставраторы умудрились нарушить все каноны и превратить старинную усадьбу в этакий "новорусский" особняк.

 

И, как это нередко бывает, подробностями щедро делились в "неофициальном" Интернете. Где тут правда, а где байка - поди отличи, но в центре внимания оказались так называемые "руины". Поясним. Этот "элемент парковой архитектуры" приобрел в российских дворянских усадьбах XIX века небывалую популярность. В качестве образца для подражания тогда служили поместья Италии и Франции, на территории которых нередко существовали остатки римских стен и дворцов. Такие романтичные руины хотелось иметь и российским дворянам, но тут остатков римских построек не было. А если их не было, то их... следовало построить. И уже очень скоро в каждом уважающем себя "дворянском гнезде" в центре озера на островке - иногда естественном, иногда насыпном - появлялись романтичные "руины", напоминавшие европейские. Как правило, это была нарочито полуразрушенная высокая аркада. Но реставраторы, увидев арку на островке с неровными очертаниями, недолго думая, "выровняли" островок, а саму арку облицевали блестящей плиткой. Породив в Рунете целую волну язвительных комментариев: этак они и Колизей "отреставрируют" на манер сауны.

 

Но в случае с Гандзасарским монастырем опасность куда серьезнее. Потому как здесь существует более чем реальная опасность намеренной фальсификации - понятно, что под соусом "реставрации" новоявленные хозяева Гандзасарского монастыря постараются уничтожить малейшие свидетельства его принадлежности албанской церкви. Тем более что ее возрождение в Азербайджане уже вызывает весьма нервную реакцию официального Еревана.

 

 

 

 

НУРАНИ

Эхо.- 2011.- 25 августа.- С.8.