К посредничеству в организации встречи с армянской общиной

 

призывает международные структуры азербайджанская община Нагорного Карабаха

 

Азербайджанская община Нагорного Карабаха призывает международные структуры к посредничеству в организации встречи с армянской общиной, сказал Trend в пятницу член общественного объединения "Азербайджанская община Нагорно-Карабахского региона Азербайджана" Ровшан Рзаев. "Мы используем все свои возможности в этом направлении. Нам нужна как можно большая поддержка, чтобы эти люди пришли на встречу", - сказал Рзаев. По его словам, общины должны внести свой вклад в решение карабахской проблемы, используя потенциал старых отношений, пожилого поколения и позитивно настроенных людей.

Очередную встречу двух общин Нагорного Карабаха планируется провести в конце января - начале февраля в Москве, сказал Рзаев. Встреча общин должна была состояться в конце ноября, однако в связи с выборами в России была отложена. Тогда же, 28 ноября, встречу представителей двух общин планировалось провести в Берлине, однако, представители армянской общины отказались от участия в диалоге.

В любом случае диалог необходим, считает политолог Расим Агаев. "Он необходим с точки зрения восстановления гуманитарных отношений. Известно, что в Нагорном Карабахе было много смешанных семей, были связи, и они были искусственно порушены в результате действий националистических сил. Инициатива принадлежала армянской стороне, охваченной идеей сепаратизма, и от этой идеи она не отказалась", - пояснил он "Эхо".

Те, кто хорошо знает Нагорный Карабах, продолжил он, проживал там, знает его историю, всегда утверждали, что то, что происходит, все это следствие действий определенной части населения, оказавшейся под воздействием армянского национализма и концентрации идеологического воздействия Армении и армянской диаспоры. По словам эксперта, фактически это был период, когда Армения, армянская идея, армянство сыграли роль "троянского коня", "пятой колонны", став инструментом в руках США и европейцев, которые фактически вели войну против бывшего СССР и выиграли ее.

"Одним из компонентов, который подвел бывший Союз к поражению, был проигрыш идеологии в информационной войне, чему способствовала армянская диаспора. С самого начала она была подключена к этой войне и была на стороне антисоветских сил. Когда проводился референдум, Армения отказалась от участия в нем. Тогда Армения была форпостом США, а позже, России. И такая позиция очень характерна для армянских стратегов и идеологов. А Нагорный Карабах как бы повис в воздухе. Вроде бы они "отделились" от Азербайджана, но в то же время не являются субъектом международной политики. Отсюда и определенное разочарование и в самой Армении, и в Карабахе в произошедшем. И отсюда реанимируются шансы на реанимацию старых связей", - отметил он.

Эксперт отметил, что если даже Нагорный Карабах получит ту или иную форму автономизации, ему никуда не деться без прямых связей с исторически сложившимся геополитическим пространством. "Экономически, политически, этнически, культурно и, как хотите еще, он связан с Азербайджаном, а не Арменией. И поэтому восстановление диалога в интересах самих армян", - указал Р.Агаев. По словам политолога, диалог может способствовать созданию атмосферы доверия, взаимопонимания, уступок, компромисса, без которых не обойтись при определении статуса. То, что армяне избегают встреч, "в этом я вижу политику кукловодов, которые руководят тем режимом, который установился в Нагорном Карабахе".

"Этот режим, в политическом и военном отношении, привязан к Армении и диаспоре. Однако существующая диаспора не является карабахской. Она является идейно-политическим продолжением армянства. И воюют там дашнаки, а все оплачивается на дашнакские средства, поступающие извне. Поэтому армянская сторона не обладает возможностью самой решать, говорить им с азербайджанцами или нет", - отметил он.

Эксперт считает, что одного призыва к международным структурам содействовать организации встречи с армянской общиной, недостаточно. Необходимо найти и другие способы восстановления связей, установления диалога, единичного, семейного. "Уверен, что на каком-то этапе, когда переговорный процесс сдвинется с мертвой точки, это пригодится. И стороны будут вести полноценный межобщинный разговор", - считает он.

Р.Агаев напомнил, что в 2010 году, в Тбилиси состоялась встреча азербайджанцев и армян, на которой присутствовал и он сам. "Были и карабахские армяне. По сравнению с ними ереванские армяне более упертые. Мы быстрее находили взаимопонимание с карабахскими армянами, среди которых были и бакинские. У них была более высокая степень толерантности по сравнению с ереванскими армянами. Они не воспринимают многое из политических установок, которые являются "нормальными" для ереванских армян. Поэтому переговорам быть. Лучше установить диалог, чем отгородиться китайской стеной", - резюмировал Р.Агаев.

Тем временем в интервью 1news.az известный российский политолог, эксперт Института русского зарубежья Виталий Журавлев также отметил, что "от встреч и переговоров хуже никому не бывает. Пусть встречаются, обсуждают вопросы своих двусторонних отношений и в Германии, и в других странах мира, выдвигают конструктивные инициативы - польза не исключена". С другой стороны, он считает, что, "собственно, что они могли обсуждать или решать применительно к Нагорному Карабаху? Реально этот вопрос решается на уровне правительств Азербайджана, Армении, России, Минской группы, других заинтересованных сторон. Поэтому в смысле реального решения проблемы Нагорного Карабаха встречи названных общин в Германии многого не дают. Они могут быть только фоном происходящих процессов. Тем более что Германия не входит в Минскую группу ОБСЕ".

В свою очередь бывший директор отделения по проблемам Ближнего Востока Военного колледжа Армии США, директор отделения глобальных исследований Чэпменского университета Джеймс Койл в интервью АПА отметил, что оккупация части азербайджанской территории соседним государством несет большую опасность региональной стабильности: "Единственным гарантом стабильности является мирное сосуществование стран региона и уважение границ друг друга". Что же касается возможной роли Запада в вопросе Нагорного Карабаха, Койл отметил, что пока оккупировавшая Нагорный Карабах Армения получает полную экономическую, политическую и военную поддержку от одного из крупных государств, Запад при решении этого вопроса никакой роли играть не будет.

Говоря о различном подходе России и Запада к Южному Кавказу, аналитик отметил, что Россия уделяет больше внимания геополитическому значению стран Кавказа, а для США представляет наибольший интерес их экономика. "Россия заинтересована в соглашениях о дружбе, а Запад - в трубопроводах. Россия уделяет внимание трубопроводам лишь в рамках геополитических интересов. А Запад больше интересует вопрос снабжения Европы энергией".

 

 

Б.САФАРОВ

 

Эхо.  -2011.  -17 декабря. – С. 2.