Каменная память архитектуры

Каждая из эпох культуры одарила Баку замечательными памятниками

Интенсивное развитие Баку и его поистине всемирная известность приходятся на вторую половину XIX столетия. Особенно этот процесс стал усиливаться в 1850-1920 годах. Причиной появления внешнего города является рост населения в крепости, рост производства, связанный с развитием капитализма.

 

Фото: Дом-имарет на большой Крепостной №42, построенный в стиле раннего классицизма ("русский ампир"). На крыше здания стояли три женские фигуры. Сохранилась лишь центральная (в настоящее время поставлена копия).

 

Именно с этого периода появилось разделение на внутренний (Ичери шэхэр - "шахристан") и внешний (Байыр шэхэр - "рабат") город.

 

Экономический подъем конца XIX века превратил Баку в один из крупнейших деловых центров и самый крупный и значительный город на Кавказе. Бакинская нефть оказала влияние на развитие экономики всего Кавказа. Облик города менялся на глазах. Каждая пядь городской земли продавалась на вес золота. Стремительный рост различных отраслей, ремесел, успехи, достигнутые во внешней и внутренней торговле, послужили причиной важных изменений в социально-экономической структуре города. В начале XX века в Баку насчитывалось уже двести с лишним крупных и мелких заводов, всевозможных мастерских. Город, его промыслы и заводы напоминали собой гигантскую строительную площадку. Повсюду возводились здания, сколачивались вышки, поднимались заводские и фабричные корпуса.

 

В Баку начинается лихорадочное строительство домов чрезвычайно разнообразных с точки зрения архитектурных стилей. Для их построения из разных стран приглашались талантливые архитекторы, такие, как Плошко, Скибинский, Гославский, Скуревич, Баев, Фон дер Нонне и т.д. Здания сооружались богачами на европейский манер в стиле барокко, модерн, в готическом, мавританском. С развитием капитализма бакинские миллионеры, обогатившиеся нефтяными доходами, стали возводить один прекраснее другого дома - особняки как в Ичери шэхэр, так и за пределами крепостных стен. Один из первых миллионеров-меценатов Зейналабдин Тагиев в 1895-1897 годах выстроил в центре Баку большой дворец - это теперешний Музей истории Азербайджана, который воплотил в себе различные архитектурные стили. Помимо зданий, школ и мечетей, возведенных на родине, он строил дома в Москве, в окрестностях Энзеля и Решта, в Иране, в Греции и в других странах. Самый крупный домовладелец в Азербайджане Муса Нагиев построил 98 зданий, которые по сей день являются шедевром зодчества. Венец архитектуры города - величественное здание мусульманского благотворительного общества "Исмаллийе", построенное в честь его сына. Нефтепромышленник - миллионер Муртуза Мухтаров в 1911-1912 годах построил в Баку дворец в стиле венецианской готики (Дворец счастья), который по сей день является одним из самых примечательных архитектурных сооружений Баку. Вызовом городу плоских крыш в то время был дом Исабека Гаджинского. Этот дом сформировал неповторимый облик Баку и показал принадлежность Баку к европейским городам.

 

Один из прекрасных и уютных домов-имаретов (частных особняков), живописно вписывающийся в облик старого города, расположен по адресу Большая Крепостная №42. Этот особняк согласно высказываниям несколько раз перестраивался и принадлежал ряду владельцев. Он был построен в 1880 году, и первыми владельцами его являлась семья Рзаевых. Позднее они продали дом своему родственнику Нуру Амирасланову (из рода Мовсума Санани). В 1910 году миллионер Исабек Гаджинский, купив это здание, планировал на этом месте построить более высокий дом. Однако протекающие подземные воды под домом изменили его планы. И в 1912 году он купил землю на месте теперешнего проспекта Нефтяников, вблизи Девичьей башни и там построил дом, именуемый "Домом Гаджинского". В 1920 году новым владельцем этого особняка стал купец Гаджи Мамедгусейн Мамедов, но из-за сырости в подвале он продает его. В 1928 году владельцами этого дома стали братья Меликовы, и так как они были последними владельцами его, он именовался как особняк братьев Меликовых. Но в 1930 году Учреждение таможни города Баку отбирает дом у них и передает государству. В 1930 году в здании помещалась швейная фабрика имени Н.Нариманова. В связи с этим были сделаны изменения на фасаде и ликвидированы некоторые элементы. Позднее в этом доме помещалось Учреждение морского судоходства.

 

Здание размещено в центре у входа в Ичери шэхэр и разделяет основную входную Базарную площадь на Большую Крепостную и Замковскую улицы, расположенные по обе стороны дома. Базарный ряд тянулся от парных ворот до Джума мечети, был оживленным торговым центром, по ту и по эту стороны улицы были бесчисленные ряды лавок, караван-сараи. Базар делился на верхний и нижний. На верхнем продавали изделия подороже, нижний же занимали бакалейщики и продавцы всякой безделицы. Лавки шорников, бакалейщиков, торговцев мануфактурой, башмачников, красильщиков, шапочников, свечников, чуречников, продавцов кебаба, джыз-быза, лаваша, хаша бывали открыты до полуночи. Проходя по улицам словно слышишь выкрики продавцов воды, угля, халвы и сладостей.

 

Дом-имарет на большой Крепостной №42, построенный в стиле раннего классицизма (русский ампир), состоит из двух этажей. Помещения первого этажа были растворными. Особенно помпезно выглядела фасадная часть здания с ложными колоннами, наполовину утопленными в тело здания, покрытыми коннелюрами. На первом этаже так же, как и на втором, имелись кухня и несколько комнат. Большой зал на втором этаже, с интересными каменными наличниками, считался гостевой комнатой, в свое время устланной неповторимыми персидскими коврами, и был обставлен европейской мебелью. Подвал дома использовался как хранилище всяких сухофруктов, привезенных из субтропических зон. На крыше здания стояли три женские фигуры. Центральная, 2-метровая (в настоящее время поставлена копия), по всей вероятности, была фигурой богини Клио - покровительницы истории (изображалась в виде молодой женщины с одухотворенным, полным глубокой мысли лицом со свитком папируса или пергамента в руках). От этой скульптуры до углов дома отходили длинные и толстые цепи (откуда и название дома "зенджилли ев" (дом с цепями) на женские скульптуры меньших размеров. Здесь же наряду со скульптурами имелись два вазона округлой формы (ныне утеряны). На боковой стороне имеются железные ворота, ведущие во двор особняка. Во дворе, с краю, на круговой балкон второго этажа вела каменная винтовая лестница с ажурными перилами.

 

Этот особняк был куплен Гасанали Меликовым для своих сыновей у семейства Мамедзаде за 50-55 тысяч манатов золотом. Мешади Теймур кербелаи Гасанали оглу Меликов и его брат были владельцами данного дома, но до его приобретения семья жила в Ичери шэхэр на улице Тверской №29 в двухэтажном доме, построенном дедом Мелик Мамедом. Мешади Теймур родился в 1893 году в городе Баку, в семье известного коммерсанта. В начале XIX века в Азербайджане, в частности в городе Баку, он сыграл немаловажную роль в развитии торговли. Его дед Мелик Мамед и отец Кербелаи Гасанали были одними из известных коммерсантов. В конце XIX века Меликовы получили одними из первых чин купца II гильдии. Меликовы в основном имели торговые отношения с Ираном и Россией. Они скупали в Иране лимоны, апельсины, хурму, кишмиш и другие продукты, отправляли в Россию, а взамен покупали для продажи фарфор, тульские самовары, меховые изделия. Мешади Теймур участвовал в ярмарках в Нижнем Новгороде. В субтропической зоне Ирана они имели собственные апельсиновые сады. Мешади Теймур женился на Кюбре ханым - дочери известного бакинского миллионера гаджи Аслана Ашурова. После прихода к власти большевики стали отбирать имущество у богатых. Эта участь не миновала и семью Меликовых. А в это время в России начинается повальный голод. В Баку приезжает комиссар иностранных дел Георгий Васильевич Чичерин, и за заслуги в деле ликвидации голода, за внедрение новой экономической политики награждает мешади Теймура званием "Гырмызы таджир". Разрешив свои финансовые проблемы, он опять налаживает коммерческие связи с Ираном и Россией. К сожалению, новая экономическая политика недолго продержалась в Азербайджане (1921-1925 годы). В 1930 году без видимых причин мешади Теймур объявляется непманом и заключается под стражу с конфискацией имущества. Его отправляют в Среднюю Азию и после тяжелых скитаний в 1932 году он возвращается в Баку. В 1941 году, когда началась война, семью мешади Теймура вместе с ним как неблагонадежных людей опять отправляют в ссылку. Причем семья попадает в деревню Долматово возле города Петронавиовска, а самого мешади Теймура отправляют в Казахстанскую колонию. Не выдержав тягот ссылки, семья пишет Сталину письмо. "Вождь народов", сжалившись над ними, в 1943 году дает добро на возвращение в Баку, но семья оседает в Дербенте. За очень короткий срок мешади Теймур, благодаря своим организаторским способностям и недюжинным знаниям, становится начальником Дагестанского рыбного треста. В 1947 году мешади Теймур с семьей переезжает в Баку и до конца своей жизни работает в системе местной промышленности. В 1971 году мешади Теймур ушел из жизни, а в 1990 году его семья получила извещение о полной реабилитации.

 

Тесть мешади Теймура - гаджи Аслан Ашуров сыграл большую роль в экономике Баку в конце XIX и в начале XX века. Он не был так называемым "сундучным миллионером", а тратил свой капитал на различные дела с пользой для страны. В 1876 году впервые в Азербайджане гаджи Аслан Ашуров удостоился звания "купец I гильдии" (даже З.Тагиев получил это звание после него, только в 1882 году). У него имелись большие посевные площади в Ставрополе, мельницы на Северном Кавказе и Иране, магазины по всему Азербайджану. В период продажи нефтяных земель в Баку гаджи Аслан купил огромную территорию земли и поставил там нефтяные вышки, участвовал в благотворительных делах. Он построил бани "Мардане" и "Занане". Посылал пособие на обучение Н.Нариманову (25 манатов в месяц). Хаджи Аслан был членом Бакинской думы, а также членом организации "Союз русского народа".

 

На фото гаджи Аслан Ашуров изображен с наградами, присвоенными ему царским государством: орден "Станислава III степени" и нашейная "Золотая медаль", весом в 384 грамма. После его смерти в течение 3-х дней народ прощался с ним. Одно ясно, что человек сделавший так много для своего народа, не может быть забыт.

 

Каждая из эпох культуры одарила Баку замечательными архитектурными памятниками. Некоторые из них представляют собой уникумы в культурном развитии Востока. И каждый из исторических этапов одарил его людьми, прославившими эпоху. Одними из них было семейство Меликовых, внесших свой посильный вклад в процветание нации.

 

 Ф.СЕИДОВА, старший специалист отдела научных исследований Управления Государственного историко-архитектурного заповедника "Ичери шэхэр"

Эхо.- 2011.- 24 декабря.- С.12.