Юрий МИТРОФАНОВ "Таких людей, как в Азербайджане, в России если и встретишь, то крайне редко..."
С.КАСТРЮЛИН
Театр, видимо, навсегда останется некой мистической аурой, таинственным и сказочным местом перевоплощения талантливых людей, на персонажи которых старалось равняться не одно поколение молодых людей. Фанаты того или иного артиста, полюбившие сценический образ, носили такой же костюм, как и их герой, такую же прическу. А самое главное, фанаты актера старались примерить на себя и характер полюбившегося героя. Среди актеров, полюбившихся бакинским зрителями и работавших некоторое время в Русском драматическом театре имени Самеда Вургуна, был Юрий Геннадиевич Митрофанов, проработавший в этом театре 16 лет. Сегодня мы его знаем по многим характерным ролям популярных российских сериалов. В интервью "Эхо" Митрофанов вспоминает Баку, бакинцев и рассказывает о своем настоящем:
- Как сложилась ваша жизнь после того, как в 1989 году вы покинули наш гостеприимный город и театр, где выступали такие замечательные актеры старшего поколения, как Адамов, Грубер, Фалькович и др.
- Это были замечательные актеры и я часто с дрожью ловлю себя на мысли, а что было бы, если Бог не дал мне такую замечательную возможность не только общаться, но и учиться у таких замечательных актеров? Так сложилось, что пришлось вернуться, как модно сегодня говорить, на свою историческую родину. Я вернулся в Россию и стал продолжать заниматься искусством, осваивая новое для меня амплуа- преподаватель актерского мастерства и сценической речи в театральном вузе.
- А как решался ваш квартирный вопрос в Белокаменной?
- О, это отдельная тема для статьи! Дело в том, что мне сказочно повезло. По тем, еще советским законам я сделал тройной обмен квартиры - Баку на Тбилиси, а там на квартиру в Москве.
- А как сложилась ваша творческая судьба в Москве?
- Тогда в Москве открывалось очень много молодежных театров. Один из моих соучеников, Владимир Макаров, открыл такой театр на Усачевке и я стал там работать. В процессе расширения творческих связей меня заметили "киношники", и я попал в кино. За 20 лет снялся в 42-х художественных фильмах, в том числе в сериалах, в том числе в фильме "Небеса обетованные" Эльдара Рязанова, где я играл начальника милиции Грушевицкого. Я тогда попал, образно говоря, в большой актерский "цветник". Играл у режиссера Дербинева в первых четырех сериях сериала "На углу у Патриарших". Играл в фильме "Империя под ударом" и многих других...
- Если вспомнить, то начало российских киносериалов положил проект Би-би-Си, который в 1994 году раскрутил радиосериал "Дом 7, подъезд 4", где вам досталась роль отрицательного персонажа Бориса Левина... Вам нравилась эта роль?
- Как ни странно, но этот сценический образ мне понравился, я постарался в него влить больше жизни. По отзывам критиков, это мне удалось. Кроме того, работа с микрофоном на протяжении 11 лет действия проекта позволила мне научиться вести себя на площадке, что очень пригодилось затем в кино. Видимо, я родился под счастливой звездой, мне и дальше везло учиться и работать с такими талантливыми актерами, как А. Дмитриева, Г. Бортников, О. Вавилов и другими.
- А какое у вас сценическое амплуа?
- Смешно говорить об этом в шестьдесят лет, но я всегда был характерным актером и поэтому играл соответствующие роли. В театре я играл героев-любовников, а сейчас играю роль отца. Впрочем, отца я сыграл целых два раза. Но если не брать за основу семейную тему, то приходится играть различные роли, в последнее время где-то даже с комедийным уклоном.
- На ваш взгляд, можно ли как-то увязать искусство с политикой? Ведь не секрет, что на яркий сценический образ старается равняться молодежь...
- Я не очень увязываю искусство с политикой и не хотел бы это иметь в виду и в будущем. Если вы имеете в виду кино, то туда обычно приглашают людей с определенным типажом. Со своей внешностью и лицом мне приходилось играть и губернатора (губернатора Москвы Волкова) и начальника милиции и негодяев с приличной внешностью...
- А как вы относитесь к религии?
- Вы знаете, я крещенный! А пришел я к Богу, если можно так говорить, самостоятельно. Меня не крестили в детстве, а на этот обряд я пришел в зрелом возрасте.
- Как вы принимаете фатальные обстоятельства, которые возможны в нашей жизни?
- Стараюсь принимать их с оптимизмом. Как и любой нормальный человек, я очень много пережил за свою жизнь, начиная с потери родителей, близких друзей, но меня держит в жизни именно оптимизм.
- Какое у вас хобби?
- Я очень люблю путешествовать, можно сказать, что я объехал всю Европу и Америку.
- А какие страны вам более близки по духу?
- Это скандинавские страны. У меня есть и другое увлечение в жизни. Я очень люблю собак. Мой четвероногий друг - йокширский терьер Кузя.
- А ваши соседи по лестничной клетке ничего не имеют против, скажем, собачьего запаха и лая?
- Терпимы!
- А как вы восприняли россиян после переезда из Баку в Москву?
- Таких людей, как в Азербайджане, в России если и можно встретить, то крайне редко. Как представители русской нации в блоке дома в Баку мы проживали одни в крайне благоприятной обстановке среди азербайджанских соседей. Русские люди России несколько черствее, суше, они не склонны к такому повальному общению и оказанию в случае нужды помощи соседу, как это наблюдается в Азербайджане.
- Что можете сказать о московских друзьях?
- Они, конечно же, есть. Как мы общаемся? И здесь вот что интересно! Собирается группа друзей, скажем, по фильму. Заканчивается съемка и на руках остаются только номера телефонов. К сожалению, такого продолжения дружбы, как это было у меня в Баку, в России нет.
- Есть ли у вас ностальгия по Баку и бакинским друзьям?
- Я приехал в Баку впервые за последние двадцать лет после отъезда! Нашему приезду во многом помогли хлопоты моих друзей: Людмилы Духовной, Евгении Невмержицкой и Сафика Мирзагасанова. Они и многие другие нас с Людмилой Чесноковой опекали после приезда в Баку, можно сказать, ежесекундно. Ощущение было такое, как будто я отсюда и не уезжал. Но появились и новые ощущения. Если говорить по городу в целом, то меня поразили большие внешние перемены. В то же время поразило и то, что на улицах появились и несколько другие лица граждан. Быть может, я действительно болею ностальгией, но таких лиц, какие я видел в Баку на улицах в прошлые годы, не увидел. Видимо, время вносит свои коррективы, и это немного печально. А так все хорошо у вас. Так держать!
- Напоследок традиционный вопрос о ваших творческих планах...
- Скажу коротко - больше работать!
Эхо.- 2011.- 4 февраля.- С.8.