О безответственности ответственных за водоснабжение лиц

 

По словам независимого эксперта, потребитель сталкивается с этой безответственностью и анархией практически каждый день

 

Анархия и безответственность должностных лиц в сфере коммунальных услуг в Азербайджане пустила глубокие корни. Об этом в беседе с "Эхо" заявил эксперт по коммунальным вопросам Фонда конституционных исследований Алекпер Агасиев. При этом, по его словам, весь драматизм ситуации заключается в том, что потребитель Азербайджана сталкивается с этой безответственностью и анархией практически каждый день. Как отмечает А.Агасиев, совсем недавно был проведен опрос среди населения по поводу качества подачи питьевой воды. По его словам, респондентам был задан вопрос, подается ли им питьевая вода регулярно. "Ответ в большинстве случаев был утвердительным. В частности, подача обеспечивается утром и вечером по полтора часа". Далее, как отмечает А.Агасиев, респондентам был задан вопрос, есть ли перебои в водоснабжении. "Как стало известно, в водоснабжении существуют перерывы". Говоря простым языком, по словам эксперта, потребители настолько привыкли к перебоям в водоснабжении, что не считают их перебоями.

"Проблемы с перебоями или просто в водоснабжении существуют во всех верхних этажах девятиэтажных домов в Хатаинском районе и в Ахмедлах". "При таком раскладе, какой разговор может идти о качественном обслуживании", - задается вопросом эксперт.

"Ситуацию можно характеризовать одной фразой - безответственность должностных лиц, ответственных за водоснабжение населения".

Как отмечает А.Агасиев, несколькими месяцами ранее он провел встречу с одним из чинов в "Азерсу". "Я обратился к нему по поводу одной жалобы. И проблема нашла свое решение". По словам эксперта, должностное лицо "обратилось ко мне с просьбой, чтобы я не афишировал деятельность его ведомства в СМИ". "Свою просьбу он аргументировал тем, что у них тоже много проблем. В частности, по словам должностного лица, уже 4-5 месяцев его ведомство не может выплачивать заработную плату своим работникам. Сбор средств находится на низком уровне. Я ему сказал, что верю его словам, но при этом попросил его указать мне хотя бы на одного сотрудника, который из-за отсутствия заработной платы подал заявление об уходе с работы".

Как отмечает А.Агасиев, если бы "Азерсу" оказывало населению цивильное обслуживание, то и недовольство населения не дошло бы до такого уровня. "Вы представьте, что потребители получают уведомление о необходимости оплаты долга с 1997 года. В таком случае целесообразно было бы спросить, куда они смотрели 14 лет? В другом случае у потребителя есть чеки и квитанции об оплате стоимости воды. Где эти деньги?", - задается вопросом А.Агасиев.

Тем временем состоялась давно обсуждавшаяся в кулуарах отставка руководителя национального оператора систем водоснабжения и канализации Азербайджана (Fineko/abc.az). Накануне президент Азербайджана Ильхам Алиев распорядился об освобождении Низамеддина Рзаева от должности председателя открытого акционерного общества "Азерсу". Глава государства не привел причин такого решения, но с 2010 года очевидно недовольство правительства деятельностью "Азерсу", которое, в частности, не справилось с реализацией финансируемых из-за рубежа инвестиционных проектов, к исполнению которых пришлось привлекать ОАО "Азербайджанская мелиорация и водное хозяйство" и даже Агентство по реконструкции и развитию освобожденных территорий Азербайджана.

В любом случае, согласно общепринятым меркам, качество водоснабжения оценивается на основе четырех параметров, а именно стабильность подачи воды, качество воды, ее давление и уровень ответственности сервисных компаний (коммунальных служб) к жалобам абонентов. Почти каждый житель столицы является абонентом единого оператора водоснабжения в стране - АО "Азерсу", поэтому ответ на вопрос, насколько нынешнее состояние сервиса отвечает указанным меркам, для каждого из нас понятен.

В развитых странах тарифы на воду, в связи с высоким уровнем сервиса, действительно сравнительно высоки. В частности, в Дании тариф на воду, применяемый коммунальной службой Aarhus Water and Wastewater, составляет 7,73 доллара. Правда, в зависимости от местной ситуации тарифы могут разниться. К примеру, в городе Осаке (Япония, Osaka City Waterworks Bureau) общий тариф на воду составляет 1,07 доллара за 1 кубометр. При том, что в Пекине (Китай, Beijing Water Supply Company) тариф почти тождественен расценкам у нас в стране до повышения тарифов и составляет 0,41 доллара.

С другой стороны, сравнительно невысоки тарифы, применяемые в СНГ. К примеру, в Екатеринбурге (РФ, "Екатеринбург Водоканал") тариф составляет 0,62 доллара. На фоне этого в Астане (Казахстан, Astanasu), тариф за каждый кубометр снабжения достигает 0,18 доллара (источник: The International Benchmarking Network for Water and Sanitation Utilities).

Почти во всех передовых странах тарификация водоснабжения тесно связана с качеством снабжения. Как известно, за последние годы в стране, по независимым оценкам, обострилась проблема доступа населения к качественной питьевой воде. По официальным данным, жилье порядка 26,9% населения страны не оснащено водопроводными линиями. В сельской местности этот показатель достигает 53,4%, поэтому вопрос доступа граждан к чистой питьевой воде, прошедшей лабораторный анализ, стоит весьма остро. На фоне этого, несмотря на реализацию ряда проектов по улучшению доступа населения в Азербаджане к чистой питьевой воде, до сих пор в стране не принята единая госпрограмма, определяющая стратегию правительства в этой сфере.

Только после подготовки и внедрения подобной стратегии или целевой программы и таким образом достижения качественного обслуживания населения можно говорить об изменении тарифов. Тем более что страны мира в связи с прогнозами ООН о грядущем ухудшении в мире доступа населения к чистой питьевой воде начали принимать целевые документы по этой сфере. В частности, в ЕС еще с 2003 года начали применять "Рамочную директиву по воде" (FWD), принятую после многолетних обсуждений. Документ устанавливает в Европе законодательные рамки механизма защиты и восстановления чистой воды, в частности требование устойчивого подхода к управлению системой водного хозяйства. Нужно признать, что далеко не все страны ЕС в темпе внедряют механизмы, выдвинутые FWD.

Параллельно в США действует Акт по защите питьевой воды (SDWA) на основе которого Агентство по защите окрущающей среды (EPA) установило стандарты, предъявляемые к воде, поставляемой рядовым потребителям. Однако некоторые исследователм заявляют, что в США все же есть проблемы c качеством обеспечения населения питьевой водой (Peter W. Pruess).

Исходя из этого, важно признать, что до сих пор в Азербайджане не было практики предоставления системы водоснабжения в частные руки, но разработка эффективных механизмов, применение взаимных обязательств (оператор и абонент) может намного повысить качество водоснабжения. Единственный оператор водоснабжения в стране АО "Азерсу" на данный момент обслуживает порядка 1 млн. абонентов. В то время как в регионах страны, как показало наше исследование, в основном население получает воду посредством артезианов, и все вытекающие вопросы вынуждены решать сами потребители. В любом случае руководство АО "Азерсу" заявляет, что в категории "население" счета за воду недоплачивает практически половина абонентов. Одна из причин этого, по оценкам экспертов, кроется именно в качестве водоснабжения.

Именно по этой причине в Азербайджане необходимо принятие единой концепции водоснабжения. В которой важно определить индикаторы, позволяющие оценить эффект мероприятий по улучшению качества сервиса и воды, предоставляемой населению. В частности, для оценки улучшения обеспечения населения чистой питьевой водой по российскому аналогу можно использовать такие показатели, как доля населения, имеющего доступ к централизованному водоснабжению, потребляющего питьевую воду надлежащего качества; доля сточных вод, соответствующих установленным требованиям; потери воды в сетях централизованного водоснабжения; доля расходов на капитальные вложения в структуре расходов организаций, обеспечивающих водоснабжение и водоотведение. Далее целевыми индикаторами здесь также могут быть объем частного капитала, привлеченного в сектор водоснабжения и водоотведения и смежные отрасли; средний срок выданных кредитов в сфере водоснабжения и водоотведения; доля местного местного оборудования и материалов в структуре затрат организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение; количество объектов социальной инфраструктуры, оснащенных системами доочистки воды

 

 

А.ХАЛИЛОВ

 

Эхо. – 2011. – 16 февраля. – С. 1-2.