"Я бы в скульпторы пошел - пусть меня
научат!"
Интервью "Эхо" с известным художником Эмином Гулиевым
Мой приход в студию, расположенную в Бруклине в Еврейском культурном центре, как ни обидно это было, присутствующими кружковцами остался совершенно незамеченным. Еще бы, ребята были увлечены подбором соответствующих частей из пластилина, создаваемым подопечным фигурам. Кого только они не лепили: танцовщицу, арлекино и пока еще непонятных, прочих неведомых персонажей.
Конечно, я вспомнил свое нерадивое отношение к школьным урокам рисования - уж очень я был бесталанным на этих занятиях. Затем эта врожденная неприязнь передалась другому родственному предмету - черчению, что, соответственно, уже в институте откликнулось многократной пересдачей зачета. Все эти воспоминания мгновенно пронеслись в моей голове, пока внезапно обернувшийся преподаватель, художник Эмин Гулиев, не заметил меня. Он был так увлечен разъяснениями тайн лепки, что, наблюдая за ним, я понял: все свои знания и чувства любви к изобразительному искусству он, несомненно, передаст своим молодым воспитанникам. И кто знает, может быть, через некоторое время кто-то из них, говоря о начале своей творческой биографии, с гордостью назовет своим первым наставником Эмин муаллима.
- Как долго рождалась идея организации кружка живописи?
- Идея создания кружка долгое время витала в умах как среди азербайджанской диаспоры, так и у руководства Горско-Еврейского культурного центра. Поскольку строительство Азербайджанского культурного центра затянулось, то у меня, совместно с Аленой Бадаловой, руководителем детских программ Культурного центра, возникла мысль создать вожделенный кружок в помещении, предоставленном нам в Еврейском культурном центре. За что мы и благодарны его руководству.
- Какова перспектива существования кружка живописи и скульптуры ?
- Наши ближайшие планы - расширяться, то есть привлекать как можно больше детей познавать мир через призму красоты изобразительного искусства. Ведь наши занятия направлены на формирование у детей эстетического восприятия и развития творческих способностей. И в этом деле большая роль принадлежит родителям, сумевшим приобщить детей к искусству, что весьма благотворно отразится на всем жизненном укладе данного индивидуума. Игнорирование родителями процесса формирования у детей любви к прекрасному может в дальнейшем обернуться негативными последствиями.
- Что является главным для самого подростка в процессе обучения?
- В процессе обучения, я считаю, что главным является умение педагога раскрыть индивидуальные способности каждого ученика, помочь ему найти свой, неповторимый, творческий путь. Ведь не случайно наша студия называется My way ("Мой путь"). Очень важно, чтобы подросток овладел всеми премудростями живописи и скульптуры. Здесь подросток получает первые азы своих исканий в области искусства. В процессе дальнейшего обучения он начинает разбираться в самом себе и это, главное.
- Как отразятся занятия в кружке на формировании личности подростка? Ведь, несомненно, что для него открывается новый мир познания прекрасного.
- Занятия в студии, особенно с раннего возраста, способствуют умственному развитию ребенка, учат его правилам построения композиции, развивают фантазию передачи своей мысли с помощью графической грамоты - рисунка. Параллельно наши занятия предусматривают ознакомление с историей искусства, получение элементарных анатомических знаний. Наброски, длительные постановки живой модели совмещаются с работой над натюрмортами и гипсовыми образцами. Важным преимуществом занятий в нашей студии является наличие уроков скульптуры, которая в силу своей трехмерности способствует скорейшему пониманию построения форм в пространстве - как для рисунка, так и для живописи.
- Что дает преподавание для самого преподавателя? Чувствует ли преподаватель рост своего творчества?
- В первую очередь это возможность поделиться с учениками опытом, то есть всеми наблюдениями и поиском, который прошел сам художник, возможность самовыражения тех идей, которые ты вынашивал многие годы. Ну и, конечно же, это интересный процесс психологических взаимоотношений педагога с различными по характеру учениками. Это и уникальная возможность, когда педагог проверяет свою способность донести до ученика свои мысли и получить обратный процесс. Как говорил Пикассо: "Я потратил 4 года, чтобы рисовать, как Рафаэль, и всю жизнь, чтобы рисовать, как дети".
- Отличается ли ваш метод обучения от полученного вами ранее в училище или в академии?
- Конечно же, после обретения определенного опыта художник делает соответствующие выводы и выстраивает свое, сформировавшееся видение, каким должен быть наиболее верный и доступный метод обучения для учеников. Я глубоко убежден, что основа основ начального курса рисования - это изучение геометрических предметов, дающее понимание основ строения всего многообразия форм, окружающей нас действительности. Постановки из геометрических гипсовых предметов облегчают учащимся переход к изучению более сложных форм, вплоть до академического рисунка.
- Над какими новыми проектами вы работаете?
- Честно говоря, в данный момент все новые проекты связаны с детской студией. Ведь, работая с детьми, как правило, кроме основной программы, всегда должны быть предусмотрены интересные находки, то есть какие-нибудь графические загадки для учеников, в свою очередь способствующие усвоению пройденной темы. И я с воодушевлением занимаюсь этим.
- Чего вы ожидаете от предстоящей встречи с Баку?
- Каждый раз, по приезде в Баку, я с нетерпением жду встречи с родителями, друзьями и близкими мне людьми. А еще бы хотелось встретиться с людьми, которые могли бы помочь в вопросе открытия Азербайджанского культурного центра в Нью-Йорке, где наша диаспора могла бы проводить свои культурные мероприятия, то есть концерты, выставки, открыть разного рода кружки, иметь свою галерею, где бы люди, приезжающие сюда со всего мира, могли бы познакомиться с творчеством наших художников. Короче говоря, весь комплекс мероприятий, которые способствуют пропаганде азербайджанской культуры.
- Какие экспонаты вы выставили на 2-й выставке живописи представителей азербайджанской диаспоры в Бруклине?
- На прошедшей выставке я представил 5, написанных маслом живописных работ, исполненных мной в Нью-Йорке: "Арлекин", "Среди города", "Коррида", "Нармина и Джавид" и пастель "Яблоки". 11 бронзовых скульптур малой формы, в том числе "Мальчик", "Торс женщины", "Обнаженная", "Весна" и "Танцующая девушка", а также бронзовый портрет "Старик", посвященный ходжалинской трагедии, который я привез из Баку.
- Да, мне очень понравились эти произведения. Особенно впечатляет бронзовый портрет "Старик". Кого бы из выставленных художников вы выделили на прошедшей выставке?
- Я бы отметил абсолютно всех участников без исключения. Несмотря на разницу в возрасте, а он колебался от 20 до 80 лет, все работы участников выставки, каждая по-своему, были интересны. А, главное, что, находясь в США и представляя культуру наших народов, мы все делаем общее дело в процессе популяризации нашей страны.
- Собираетесь ли принять участие в какой-либо художественной выставке в Баку.
- Пока я не в курсе дел по организации в ближайшее время подобного мероприятия в Баку, но, несомненно, я бы постарался принять участие хотя бы несколькими своими скульптурными работами.
М.ВЕРХОВСКИЙ
Эхо. – 2011. – 16 июля.
– С. 11.