"Угрозы - это капля в море..."

 

считает автор популярного романа "Скинхед" Рена Юзбаши

 

- Один известный писатель в своем интервью сказал, что "если писателя не читают и не издают, тогда зачем вообще писать?!" А для вас что важнее: чтобы вас читали и публиковали или главное выразить себя посредством печатного слова?

- Разные люди, разные подходы... для меня несколько важнее выразить себя, чем быть услышанной. Но все-таки "несколько важнее", обратите внимание! К счастью, в век Интернета быть не услышанным почти невозможно! Всегда можно опубликовать свое произведение на сайте, и оно будет прочитано. Кстати, интернет-читателей с каждым годом все больше и больше... Так что надо писать и понимать, что если написано хорошо, то будет прочитано.

- Какие тенденции в литературе вы считаете наиболее актуальными на сегодняшний день?

- Знаете, в наш век стресса и напряженного ритма людям как никогда важно услышать, увидеть или прочитать сказки. Посмотрите, какой успех имела "поттериана"! Все семь книг о мальчике-волшебнике разошлись огромными тиражами, переведены на многие языки... Так что сегодня книги в жанре фэнтэзи популярны как никогда. Мистика в моде. Люди ищут убежища от жестокостей современного, такого непростого мира. И такое убежище можно найти только в мире литературы, кино, живописи, музыки... в мире искусства. С другой стороны, как долго мы можем прожить в мире сказок? Поэтому то, что я пишу литературу в жанре "психологического реализма", меня не смущает. Показываю жизнь такой, как есть... Может быть, когда-нибудь мне захочется писать нечто другое, писать в другом жанре, кто знает? К тому же я сейчас отошла от прозы, больше времени уделяя кинодраматургии.

- Насколько я знаю, в своих книгах вы в основном затрагиваете актуальные в наши дни проблемы. Вы считаете, что актуальность темы, ее злободневность - главный фактор успешности произведения в наши дни?

- На самом деле, когда начинаешь писать книги, не особо думаешь об их успешности. Тем более если говорим о самых первых книгах автора. Ну, как можно прикидывать, станет ли книга бестселлером, придумывая героев, сплетая их судьбы? Возможно, это высшая степень профессионализма - думать и об успешности книг, и к героям относиться с любовью, но мне до нее еще расти и расти. Я пишу о том, что вижу, о том, что волнует. Пока я умею писать только об этом, хотя постепенно начинаю пытаться что-то написать в жанре "триллер", посмотрим, что из этого выйдет, если выйдет. И нет, я вовсе не считаю, что актуальность темы - это залог успеха! Мы уже говорили о "поттериане", а уж эти книги точно не злободневны.

- Как рождаются сюжеты ваших произведений?

- Из встреч, из эмоций, из увиденного, услышанного, в чем-то пережитого, из фантазий и мечты. Знаете, у Ахматовой есть замечательные строки: "Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда..." С прозой точно также! Ну вот, например... Однажды на улице не узнала однокурсника, так он постарел, изменился, и мне стало ужасно неловко, когда он меня окликнул, и ему пришлось представиться... Я шла домой и все думала, через что пришлось пройти молодому человеку, чтобы в свои неполные тридцать выглядеть на пятьдесят. А в результате моих размышлений получился роман "Ненавижу Бонда, блондинок и жару", причем написала его пару лет назад и до сих пор произведение прочитали несколько человек. Я даже не знаю, почему... Что-то меня удерживает от публикации. Так что никогда не знаешь, что получится из случайной встречи - сценарий, повесть, статья...

- Я знаю, что вы - первая из азербайджанских писателей, решившаяся в художественной форме рассказать о том, что такое движение скинхедов. Не было ли на вас давления после выхода в свет вашего романа "Скинхед"?

- Нет, Бог миловал, мои московские читатели вполне доброжелательно встретили книгу. Правда, случается нашествие разных личностей в мой блог, который я довольно аккуратно веду, с периодичностью раз в несколько месяцев, и тогда на мою голову призываются громы и молнии, а также угрозы расправиться с моей хилой тушкой, но они все реже и реже раздаются. То есть такие угрозы - это капля в море по сравнению с добрыми пожеланиями.

- Хотелось бы у вас спросить: вам не пришлось столкнуться с рутиной писательской деятельности?

- Любая писательская деятельность и есть рутинная. Каждый день включаешь компьютер и садишься работать. Над тобой нет начальства, и никто тебя не заставит работать - только потребность высказаться, сказать свое слово. И когда первый черновик книги закончен, с ним и вдохновение уходит. И надо перечитывать произведение, дорабатывать его, править - вот где рутина убивает, и начинаешь себя терзать, заставляя работать. Но что делать? Это писательский труд, не переписывая книгу, не будешь расти.

- Насколько я знаю, вы сейчас живете в Москве, занимаетесь кинодраматургией. По вашим сценариям уже сняты фильмы?

- Кинопроизводство очень долгий процесс, а я меньше года пишу сценарии, так что наивно увидеть их вот прямо сегодня на экране. Но у меня подписано два договора с продюсерскими фирмами. В первом случае, это целиком и полностью мой проект, насколько я знаю, под него сейчас ищут финансирование. Во втором случае, я выступаю соавтором, и съемки уже начаты.

- Многие начинающие киносценаристы жалуются на то, что в Азербайджане киноиндустрия плохо развита или отсутствует напрочь. Как в России обстоит дело с киноиндустрией?

- В России все куда лучше, если мы сейчас говорим о производстве телепродукции, а не полного метра. То есть с телепродукцией все ясно - телеканалам надо насыщать свой эфир новыми проектами, так что постоянно снимаются новые телефильмы, сериалы, теленовеллы. С производством полного метра кризис на всем пространстве СНГ, и экономический кризис только ухудшил ситуацию. Хотя российские полнометражные фильмы, которые вышли в прокат сравнительно недавно, то есть в этом году, дарят надежду, что ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. Тут и "Пирамида", и "Generation П", и "Выкрутасы", и не только. Так что в России есть фильмы, на которые зритель идет, хотя не так активно, как хотелось бы. Очень хочется, чтобы и в Азербайджане ситуация наладилась, а это значит, что надо наладить кинопрокат в стране, оказать поддержку киноиндустрии на государственном уровне. Иначе пройдут годы, и азербайджанское кино просто исчезнет, а ведь нам есть чем гордиться.

- Как вы считаете, что в наше время важнее для любого творческого человека - пиар или талант?

- Когда пиарят пустоту, то людей это раздражает. Зритель, читатель, слушатель сегодня очень пресыщен - ему нужно что-то интересное, что его зацепит, увлечет, удержит. Поэтому пиар пиаром, но без таланта никуда. Но произведению пиар нужен обязательно! А иначе кто и как узнает о самом гениальном произведении?

- Что для вас значит внутренняя свобода? Ощущаете ли вы себя внутренне свободным человеком?

- К счастью, моя жизнь сложилась так, что я чувствую себя и внутренне, и внешне свободным человеком. Для меня свобода - это жить по совести, не притесняя себя, не отказывая себе в удовольствии заниматься любимым делом, жить в мире с собой, не принуждая себя к чему-то, что не по нраву.

 

 Л.НАМАЗОВА

 

Эхо. – 2011.  -22 июля. – С. 8.