Сопредседатели МГ ОБСЕ сделали заявление
по вопросу урегулирования Нагорного Карабаха. А WikiLeaks обнародовал засекреченные документы относительно конфликта
Сопредседатели Минской группы ОБСЕ Бернар Фасье (Франция), Роберт Брадтке (США) и Игорь Попов (Россия) выступили с совместным заявлением. Сопредседатели Минской группы ОБСЕ (Бернар Фасье от Франции, Роберт Брадтке от США, и Игорь Попов от РФ) и посол Анджей Каспшик (личный представитель действующего председателя ОБСЕ) провели отдельные встречи 4 июля с Генеральным секретарем Ламберто Заниером и с Минской группой ОБСЕ для обсуждения статуса продолжающегося мирного процесса по урегулированию нагорно-карабахского конфликта (1news.az).
Сопредседатели проинформировали об итогах состоявшейся 24 июня встречи в Казани, где Президент Азербайджана Ильхам Алиев и президент Армении Серж Саркисян при посредничестве президента России Дмитрия Медведева обсуждали следующие шаги, необходимые для принятия основных принципов в качестве основы для всеобъемлющего мирного урегулирования.
"Хотя стороны не достигли окончательного соглашения об основных принципах в Казани, был достигнут определенный прогресс. Результатом саммита в Казани следует считать подтверждение сторонами их приверженности мирному решению нагорно-карабахского конфликта путем переговоров. Встреча придаст импульс для достижения скорейшего соглашения по принципам урегулирования конфликта", - отмечается в заявлении. По мнению МГ ОБСЕ, остающиеся разногласия не должны мешать сторонам в принятии базовых принципов. Сопредседатели планируют провести консультации в Москве и совершить ближайшее время в визит в регион.
Напомним, что 24 июня в Казани состоялась встреча президентов Азербайджана, Армении и России, Ильхама Алиева, Сержа Саркисяна и Дмитрия Медведева. Саммит Азербайджана, Армении и РФ завершился без достижения договоренностей об основных принципах урегулирования в Нагорном Карабахе, но стороны констатировали прогресс на пути к этой цели, следует из совместного заявления по итогам саммита в Казани.
Лидеры Азербайджана, Армении и РФ, Ильхам Алиев, Серж Саркисян и Дмитрий Медведев обсуждали 24 июня в Казани основные принципы нагорно-карабахского урегулирования. "Главы государств констатировали достижение взаимопонимания по ряду вопросов, решение которых способствует созданию условий для одобрения основных принципов", - говорится в заявлении.
В документе сказано, что участники встречи рассмотрели ход работы, проводимой в целях согласования проекта основных принципов.Президенты Азербайджана и Армении выразили признательность лидерам России, США и Франции, которые являются сопредседателями Минской группы ОБСЕ, "за их постоянное внимание к проблеме нагорно-карабахского урегулирования". Они высоко оценили личные усилия президента РФ по содействию достижению договоренностей, сказано в совместном заявлении. Казанский саммит - это девятая трехсторонняя встреча на высшем уровне с 2008 года и вторая в текущем году. Предыдущий саммит прошел 5 марта в Сочи.
Между тем на WikiLeaks обнародованы очередные засекреченные документы, в которых говорится, что Анкара и Вашингтон в 2008 году всерьез надеялись на то, что в самый короткий период можно будет решить нагорно-карабахскую проблему. Документы, которые стали достоянием общественности - дипломатическое сообщение-отчет о визите заместителя министра иностранных дел Турции Эртугрула Апакана в Вашингтон в декабре 2008 года (AZE.az). В документе довольно подробно представлен ход переговоров между Апаканом и заместителем госсекретаря США Дэниелом Фридом. В частности, из рассекреченного WikiLeaks документа становится ясно, что одной из основных тем, обсужденных американскими и турецкими дипломатами, было урегулирование карабахского конфликта. "В ходе встречи в Вашингтоне турецкие дипломаты подчеркивали, что министры иностранных дел Азербайджана и Армении, а также президент Азербайджана Ильхам Алиев заверили их, что переговоры проходят довольно успешно и есть довольно хорошие шансы для решения вопроса", - в декабре 2008 года отметили сотрудники Госдепартамента США. Присутствовавший на встрече Фрида и Апакана тогдашний американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза сообщил сторонам, что Ильхам Алиев ценит взаимодействие со стороны Сержа Саркисяна. Из рассекреченного документа также становится ясно, что значительная часть турецко-американских переговоров была посвящена обсуждению личности и деятельности президента Армении. Примечательно, что заместитель министра иностранных дел Турции всего за 10 месяцев до подписания цюрихских протоколов отметил: "Прямой связи между армяно-азербайджанскими и армяно-турецкими проблемами мы не видим. Однако считаем, что возможный прогресс в отношениях между Арменией и Турцией может положительно повлиять также на переговоры, ведущиеся между Азербайджаном и Арменией". Апакан еще раз повторил, что два вопроса не взаимосвязаны и официальная Анкара будет заниматься ими по отдельности. Американцы, в свою очередь, выразили надежду, что турецкая сторона сыграет полезную роль в завершении работы над окончательным вариантом соглашения по урегулированию. "В целом, как турецкие, так и американские участники переговоров в качестве возможного срока подписания соглашения отмечали середину 2009 года", - говорится в документе.
Между тем председатель Союза за демократию считает, что в нагорно-карабахском вопросе Азербайджан должен уповать только на армию. По словам председателя Союза Ахмеда Оруджа, основной темой обсуждения в ходе заседания стала казанская встреча президентов Азербайджана и Армении. "Возложенные на казанскую встречу надежды не оправдались, это еще раз доказывает, что разрешение конфликта под силу только азербайджанскому государству и ее армии. Союз полагает, что Европа хочет легитимировать Нагорный Карабах", - цитирует Оруджа Salamnews.
Тем временем, по мнению главного редактора журнала "Россия в глобальной политике" Федора Лукьянова, военный кризис вокруг Карабаха, призрак которого периодически всплывает в дискуссиях, поставит Москву в тяжелейшее положение. По его словам, Москва осознает растущую важность Азербайджана как ключевой страны во всем энергетическом и геополитическом пасьянсе Южного Кавказа и Малой Азии. В завершающемся политическом сезоне (осень 2010 - лето 2011) Россия предпринимала настойчивые попытки сдвинуть с мертвой точки армяно-азербайджанское урегулирование вокруг Нагорного Карабаха. Последняя встреча президентов Азербайджана, Армении и России прошла в июне в Казани и закончилась безрезультатно, пишет Ф.Лукьянов в "ИноСМИ" (1news.az). "Комментаторы поспешили - кто с радостью, кто с грустью - возвестить о провале российских посреднических усилий. Но это несправедливая оценка. Россия при Дмитрии Медведеве действует в карабахском вопросе фактически самостоятельно, хотя и с одобрения Минской группы ОБСЕ. Отчасти потому, что остальные участники этого формата не надеются на продвижение и не видят особых выгод от активного участия. Отчасти по той причине, что Москва, конечно, намного больше заинтересована в предсказуемом развитии, чем Париж или Вашингтон. Военный кризис вокруг Карабаха, призрак которого периодически всплывает в дискуссиях, поставит Москву в тяжелейшее положение. Россия имеет формальные обязательства перед Арменией как союзником по ОДКБ, но прежде всего на основании двусторонних соглашений, которые были практически бессрочно продлены в прошлом году. В случае межгосударственного конфликта ей придется защищать Ереван, если Россия не хочет окончательно и бесповоротно утратить репутацию как надежного патрона. Но при этом Москва осознает растущую важность Азербайджана как ключевой страны во всем энергетическом, а значит и геополитическом пасьянсе Южного Кавказа и Малой Азии. Так что Россия просто не может себе позволить разрушить отношения с Баку. Иными словами, Кремль не должен допустить ситуации, в которой ему придется делать выбор. Поэтому подход вполне понятен - поддерживать диалог сторон (пусть и не приносящий результатов), дабы не допустить их полного отчуждения, а также содействовать сохранению военного равновесия, которое само по себе является фактором укрепления мира.
Так, продление до середины века срока пребывания российской военной базы в армянском городе Гюмри, в первую очередь, диктуется стремлением выровнять условия на фоне стремительного наращивания военной мощи Азербайджаном, что способно в какой-то момент спровоцировать попытку ей воспользоваться. Понятно, что по своим ресурсам Баку превосходит Ереван многократно", - отмечает эксперт. Как пишет Ф.Лукьянов, ему довелось недавно побывать и в Баку, и в Ереване, и вывод, который напрашивается, заключается в том, что тактика поддержания равновесия является единственно возможной и правильной в существующих там сегодня условиях. Политологу не удалось обнаружить никаких следов того, что стороны готовы к каким-то реальным уступкам или компромиссам, которые выходили бы за рамки словесной эквилибристики и оттачивания формулировок (кстати, последнее тоже дается с большим трудом - стороны, вовлеченные в постоянно тлеющий конфликт, хорошо понимают цену слов.) Ф.Лукьянов констатирует, что Азербайджан получает огромные доходы от экспорта нефти и бурно развивается, уверенность в себе растет, как и ощущение того, что оккупация части территории Азербайджана является грандиозной исторической несправедливостью, которая обязательно должна быть исправлена. В Армении, в то же время, полностью отсутствует доверие к азербайджанской стороне. Зато доминирует четкое представление о том, что любая уступка в военно-стратегической сфере приведет к обвальному ослаблению позиций, краху всей системы сдержек и гарантий, которая сложилась в зоне противостояния в 90-е, и неизбежной войне, пишет политолог. Попытка компромисса способна привести к острейшему внутреннему кризису, а потеря Карабаха - к гражданской войне и распаду армянской государственности... "Стороны осознают риски, связанные с попыткой силой изменить сложившееся положение. Так, Азербайджан, успешно инвестирующий нефтяные сверхдоходы не только в военное строительство, но и в инфраструктуру и попытки диверсифицировать экономику, конечно, дорожит достигнутым и не станет ставить все это на карту без гарантии успеха силовой акции. А гарантии в нынешних условиях быть не может. Тем более заинтересована в сохранении существующей ситуации Армения, для которой даже успешная война за Карабах чревата настоящей экономической катастрофой и попаданием в блокаду еще более глухую, чем сейчас. Хотя бы по той причине, что Грузия, единственная страна, граница с которой у Армении сейчас открыта, находится уже в серьезной экономической зависимости от Азербайджана, который может оказать давление на Тбилиси", - пишет Лукьянов. Политолог считает, что есть одно обстоятельство, способное привести к кардинальной перекройке политического ландшафта. Это сильный внешний шок, волны от которого прокатятся по всему региону. Например, масштабный международный кризис, связанный с Ираном - соседом и Армении, и Азербайджана - который играет важнейшую (хотя и очень разную) роль для обеих стран.
Если представить себе, что США или Израиль решат - больше медлить нельзя и Тегеран надо остановить на пути обретения им ядерного оружия, то непредсказуемый геополитической эффект от этого события может перемешать все и создать условия для иного развития, особенно с учетом значительного азербайджанского меньшинства в Иране. Другим вариантом могло бы быть распространение социально-политической нестабильности Северной Африки и Ближнего Востока на страны, играющие принципиальную роль для Южного Кавказа - тот же Иран, Турцию (что маловероятно) либо крах сирийского режима Башара Асада. В последнем случае возможно нарастание региональной нестабильности и, например, поток армянских беженцев из охваченной гражданской войной Сирии. Как резюмирует Ф.Лукьянов, все эти сценарии пока выглядят гипотетическими, если не фантастическими, однако за последние не только годы, но и месяцы нам пришлось увидеть много того, чего не могли даже предположить накануне.
В свою очередь, как сказал "Эхо" политолог Парвин Дарабади, когда в Цюрихе подписывались документы, которые были задействованы с благословения США и при положительной реакции России, тогда этот процесс не увязался с Карабахской проблемой. Однако дело шло к тому, что в будущем эти договора могут быть ратифицированы. Но Азербайджан выразил в тот период свой резкое мнение о том, что без разрешения Карабахской проблемы, армяно-турецкие отношения не могут быть нормализованы в полном объеме. Это вызвало ответную реакцию со стороны Турции, которая включила урегулирования Карабахского конфликта - как одно из условий для ратификации данных договоров.
По его словам, безусловно, все это привело к недовольству Еревана, на чем и все процессы остановились. Сюда входят также вопросы признания "геноцида армян", проблему армянских притязаний на область Восточной Турции и т. д. В связи со всеми этими фактами, на данный момент сложилась ситуация, которая не позволяет ратифицировать протоколы. Поскольку армянская сторона не может занять более конструктивную позицию, в том числе и в Карабахском вопросе.
"Существование же тайной дипломатии уже не является тайной. Естественно, что между государствами в рамках дипломатических каналов, но вполне конфиденциально ведутся достаточно откровенные беседы, которые никогда не афишируются. Однако WikiLeaks стал знаменит тем, что раскопал эти тайные разговоры и переговоры между государствами. Естественно это вызывает большую молву интереса. Учитывая международную практику тайной дипломатии, не стоит, драматизировать данную информацию, так как она существует в контексте общепринятых маневров. Поэтому реакция нашей страны должна быть спокойной, так как это дело уже прошлых лет№, - заключил политолог.
Дж. АЛЕКПЕРОВА
Эхо. – 2011. – 6 июля.
– С. 1-2.