Эльчин МУСАОГЛУ: "Мы пока не в состоянии снять кассовое кино"

 

Интервью "Эхо" с режиссером и автором нашумевшего кинопроекта "Сороковая дверь"

 

С.КАСТРЮЛИН

Режиссер и автор нашумевшего азербайджанского кинопроекта "Сороковая дверь", снятого в духе Витторио Де Сики, лауреат восьми международных кинофестивалей Эльчин Мусаоглу рассказывает "Эхо" о своей жизни и творчестве.

- В России было предложено ввести налог на каждый чистый DVD-диск и перечислять эти средства на развитие киноискусства. А что можно в этом направлении сделать у нас?

- Если бы эта идея осуществилась у нас, то это была бы весомая помощь для кинематографа. Пока об этом никто и ничего не говорит. Наверное, потому, что у нас до сих пор нет отлаженного механизма проката фильмов. Оптимизм вселяют действия Министерства культуры и туризма, направленные на реставрацию старого здания кинотеатра "Низами", и, по слухам, строительства новых кинотеатров повышенной комфортности. Значит, у министерства свои планы на этот счет.

- Режиссер должен быть и знатоком человеческих душ. Вас могут чем о удивить женщины?

- Могут, если они обладают достаточным умом для беседы с интеллигентными людьми.

- А что, по-вашему, ценят в мужчинах женщины?

- Если женщины во время войны ценят героев, то в спокойное время больше ценят положительных и основательных людей, которые способны обеспечить их жизнь, детей. Вспомните "Горе от ума" Грибоедова. В Софью влюблен пассионарий (умный человек, способный на риск) Чацкий, но она предпочитает субпассионария Молчалина. Почему? Потому что она убеждена, что именно этот добросовестный чиновник, который сделает не особенно блестящую, но вполне достаточную карьеру в Москве, даст ей спокойную жизнь. Такое происходит во все времена.

- А что вы не понимаете в жизни?

- Я не понимаю и поэтому, наверное, не люблю политику. Остальному, как мне кажется, можно найти объяснение.

- А есть вещи, которые вас пугают?

- Все это связано с образом мышления человека. Я недавно прочел где-то интересную мысль, что, если раньше говорили, что все войны происходили от решения утвердить в мире ту или иную религию, то сегодня и национальные, и международные конфликты зачастую происходят от непонимания или нежелания понять друг друга. Если по жизни, то можно вспомнить роман Коллинза "Лунный камень" и его главное действующее лицо - младшего из рода Гернкастля Джона. Его беспокойный характер, который он проявил в боевых операциях англичан в Индии, и образ мышления не понравился его близким. Наверное, потому, что он нестандартно для того времени мыслил. Его не пускают мужчины в свои клубы, женщины, на которых он хочет жениться, отказывают ему. От скуки отставной полковник начинает курить гашиш, развлекаться "с самыми низкими людьми" и вконец умирает в полном одиночестве. Такое непонимание человека возможно и в нашем мире. Еще меня пугает равнодушие людей друг к другу, а это, если опять обратиться к истории, приводит к преступлению или к замыканию в себе, что само по себе трагично.

- А в вашем характере есть минусы, или вы считаете себя идеальным человеком?

- У меня минусов много, хотя я ежедневно работаю над собой. Я очень эмоциональный и быстро загораюсь, порой не по существу вопроса и говорю то, о чем думаю. Как говорится, "прямо в лоб". Потом я осознаю, что это плохо, я не успел найти умиротворенной середины в вопросе и ставлю себе задачу умерить свой пыл на будущее, что не всегда удается.

- Что для вас является поддержкой в жизни?

- Семья, родители и друзья.

- Место, куда бы вы хотели попасть?

- С удовольствием посетил бы Каабу и Кони, где жил философ Шамс Табризи.

- Что для вас важнее, тратить деньги или зарабатывать?

- Безусловно, тратить!

- А на что вам их никогда не жалко тратить?

- На фильмы и книги. Книги я люблю читать параллельно двух, трех авторов. Вот сейчас я читаю произведения Толстого и Руми.

- Вы верите в судьбу?

- Применительно ко мне да, ибо я фаталист.

- А кто вы по характеру? Есть несколько категорий характера: обидчивый нытик, живущий прошлым, рассеянный мечтатель, живущий виртуальной жизнью, счастливый деятель, живущий настоящим, есть спокойный реалист, живущий между прошлым, настоящим и будущим...

- Наверное, я больше спокойный реалист. В наше время таких много.

- Как вы поступаете, когда видите двух спорящих?

- Постараюсь найти для них добрую точку соприкосновения.

- Есть ли у вас сейчас повод для большой радости?

- В моей жизни этот повод может отыскаться в делах, связанных с моими детьми, удивляющими меня своим видением жизни, и моей профессией, если я что-то нахожу новое в кинематографическом процессе или новую мысль для сценария, или для каких-то заметок.

- Какого сценариста и кинорежиссера вы поставили бы во главу угла?

- Андрея Тарковского во всех его ипостасях. В его фильмах меня привлекает его духовность!

- Что надо сделать, чтобы не быть обманутым в жизни?

- Это сделать невозможно, хотя на Востоке говорят, что человек, совершивший ошибку, больше ее не совершит.

- Вы признаете, что в творчестве должное место уделено критике?

- Уважаю, если она объективна, и ненавижу, если в буквальном смысле оскорбляет человека. Помните, есть фраза у Высоцкого, "... когда плюют в душу". Последнее у нас не редкость!

- Ваше отношение к нашему телевидению и театру?

- К нашему телевидению у меня нет никакого отношения, а к театру имеются теплые чувства, там есть позитив. Последний спектакль, который я смотрел и который поразил меня широтой мысли автора, это пьеса Рамиза Фаталиева "Следующий".

- А в кино у нас есть интересные киносценаристы и режиссеры из представителей молодого поколения?

- Есть и много, не буду называть их имена. Хотелось бы, чтобы им дали возможность ставить фильмы по их дебютным сценариям. Мы пока не в состоянии снять кассовое кино, но вот дебютное, для дальнейшего развития отечественной кинематографии, сможем. Все именитые режиссеры начинали с дебютного кино, в том числе и Бергман, и Феллини

 

 

Эхо. – 2011. – 3 марта. – С. 8.