"Мы уладили разногласия, возникшие из-за Wikileaks",

 

заявил в интервью "Эхо" пресс-секретарь посольства США в Азербайджане Кит Бин

 

А.БАЛАКИШИЕВА

 

- Как вы можете прокомментировать недавнее предупреждение Госдепартамента США о вероятной угрозе акта террора в Азербайджане?

- Да, мы получили такую информацию, и мы обычно не обсуждаем источник информации. Эта информация была вероятной и правдоподобной. К нам поступила информация о реальной угрозе, о террористическом акте, и выявлять на тот момент правдоподобность источника было неуместным. Мы сочли нужным первоочередно известить обшественность о нависшей угрозе и без каких-либо отлагательств проконсультировались с местными органами и учреждениями азербайджанского правительства. Это часть американского закона, который гласит, что если американское правительство имеет вероятную информацию, вызывающую подозрение и носящую в себе угрозу, то мы должны в некотором роде ограничить и воспрепятствовать осуществлению запланированного террористического акта. Мы оповестили наших граждан и обратились к ним с просьбой быть бдительнее.

- А что вы можете сказать об отношениях США и Азербайджана в целом?

- Наглядным примером того, что идет активное продвижение и развитие отношений между нашими странами, может послужить недавний визит заместителя госсекретаря Джеймса Стейнберга. Мы сотрудничаем в сферах безопасности, демократизации, энергетики и либерализации экономики. В целом США высоко оценивают отношения с Азербайджаном.

Конечно, есть некоторые разногласия по тем или иным вопросам, и это нормально. Нереально, когда две стороны соглашаются друг с другом по всем вопросам. Однако одно мероприятие, которое могло быть отложено по той или иной причине, не затрагивает целый процесс. Сотрудничество во всех сферах продолжает свое плодотворное развитие.

- Что вы думаете о процессе демократизации в Азербайджане? Многие полагают, что после революций на Ближнем Востоке следующая волна протестов придется именно на постсоветские страны.

- Я думаю, что неправильно сравнивать регионы и страны, потому что каждая страна имеет свои специфические особенности и определенную ситуацию. Могу лишь сказать, что США изначально придерживались мнения, что как на Ближнем Востоке, так и в Азербайджане развитие демократии является лучшим способом сохранения стабильности в обществе. Мы хотим расширить наши отношения с Азербайджаном, но в то же самое время мы напоминаем азербайджанскому правительству, что наши самые близкие страны-партнеры - это Германия, Великобритания, Дания, Канада, страны, которые соблюдают и высоко ценят права человека, демократию и закон. Мы понимаем, что Азербайджан находится в стратегически и политически важном регионе, окружен Россией, с одной стороны, и Ираном, с другой. Это довольна молодая страна, и всем понятно, что демократия за один день или за пару лет не строится. Мы просим правительство Азербайжана дать народу понять, что для них созданы все условия для стабильного проживания в демократическом государстве. Демократия - больше чем справедливые выборы. Используя творческую деятельность, народ начинает чувствовать себя частью процесса демократизации. Это заставляет людей чувствовать себя более устойчиво и стабильно в правовом и свободном обществе.

- Как американская сторона оценивает ситуацию с тюремным заключением журналистов в Азербайджане, например, Эйнуллы Фатуллаева?

- США всегда призывали азербайджанское правительство полностью исследовать эту ситуацию согласно законодательству и международным правовым нормам. Европейский суд по правам человека заявил о том, что ряд обвинений, за которые он осуждается, изначально были нарушением прав человека согласно Европейской конвенции, и в результате Европейский суд потребовал его освободить. ОБСЕ назвала этот случай недопустимым, и мы убеждали азербайджанское правительство детально исследовать этот случай.

- Повлияла ли информация, распространенная посредством Wikileaks, на взаимоотношения США и Азербайджана?

- Да, конечно, это в некотором роде затронуло наши отношения, Wikileaks атаковал дипломатию и нарушил доверие, которое страны имеют друг к другу. Но мы здесь представляем нашу страну, и мы организовали встречу с азербайджанскими чиновниками и уладили разногласия, возникшие из-за Wikileaks. Мы две страны, разделяющие общие интересы, и такие недопонимания не должны воздействовать на наши деловые отношения.

- Как вы считаете, как повлияет назначение Мэтью Брайзы на отношения США и Азербайджана?

- Прежде всего очень важно, что мы имеем посла. Это - символ уважения, что в Азербайджане есть представитель президента США. Это также важно, потому что он имеет довольно богатую профессиональную практику, так как долгое время работал в этом регионе. Он был заместителем специального советника президента и госсекретаря США по вопросам Каспийского бассейна и координации усилий по развитию сети нефте- и газопроводов в Каспийском регионе. Он также приложил усилия по продвижению мирного урегулирования конфликта в Нагорном Карабахен не нуждается во времени, чтобы изучить культуру, быт населения, так как он со всем этим ознакомлен.

- Считается, что Армения была против назначения М.Брайзы в качестве посла в Азербайджане. Что вы можете сказать по этому поводу?

- Фактически армянское правительство приветствовало кандидатуру M.Брайзы. Это американо-армянское лобби было против его кандидатуры, но чтобы возразить против кандидатуры, они должны иметь право голоса, однако только сенаторы имеют право голосовать, лобби не обладает этим правом.

- Что вы можете сказать по поводу нагорно-карабахского конфликта?

- Американское правительство против войны, и мы не видим решение этой проблемы в войне. Очень важно держать мир и соблюдать территориальную целостность. Эта проблема требует сложного политического решения.

- Затрагивает ли иранская ядерная проблема отношения США и Азербайджана?

- Нет никаких проблем между США и Азербайджаном касательно Ирана. Иран имеет ядерную программу. Они настаивают, что их программа носит мирный характер, и лучший путь для Ирана состоит в том, чтобы доказать, что Тегеран не собирается использовать ядерное оружие. К сожалению, Иран никак не приспосабливается к этому обязательству. Есть множество санкций, которые не соблюдаются иранской стороной. Мы обсуждали с президентом Азербайджана и с рядом ключевых игроков в финансовой системе страны проблемы, связанные с Ираном. Цель состояла в том, чтобы в основном разделить информацию о методах, которые Иран использует, чтобы потенциально злоупотребить финансовой системой в Азербайджане, потому что Азербайджан находится в статегически и географически удобном для Ирана регионе. Мы предупредили азербайджанское правительство об иранских методах злоупотребления страной.

 

 

 

Эхо.  -2011.  -12 марта.  – С. 1-2.