Рафик Джахангиров: "Для нас с братом дед был не столько великим композитором, сколько доверенным человеком. .."

 

Интервью "Эхо" с внуком великого композитора Джахангира Джахангирова

 

В этом году исполняется 90 лет со дня рождения композитора Джахангира Джахангирова. Искусствоведы уверены, что первый мугам для хора впервые в истории музыкального искусства Азербайджана был создан именно Джжахангировым. Его оперы "Азад", "Судьба ханенде", кантата "Физули" являются большими музыкальными произведениями. Всю свою жизнь Джжахангиров сочинял яркую музыку к таким кинопроизведениям, как кинофильмы "Кероглу", "Непобедимый батальон", "Кура неукротимая", "Папаг". Песни из этих фильмов стали очень популярны, и многие певцы включают их и сегодня в свой репертуар. Не ослабевает и интерес публики к музыке, написанной к спектаклям "Материнское сердце", "Море любит отважных", "Хайям". Они очень мелодичны, и поэтому многие известные певцы считали за честь быть исполнителями этих песен. Песня "Назенин" в исполнении Бюль-Бюля, "Ана" в исполнении Рашида Бейбутова и десятки других подобных считаются жемчужинами национального вокального жанра.

Известно, что лауреат Государственной премии СССР Джахангир Джахангиров был народным артистом Азербайджанской ССР, дирижером, хормейстером. А вот каким он был человеком? Об этом нашему корреспонденту рассказывает внук композитора Рафик Джагангиров.

- В вашей памяти сохранились воспоминания о дедушке?

- Говорить о Джахангире Джахангирове мне сложно. Он был добрым и веселым. Гуляя по бульвару и делая там утреннюю зарядку (дед любил прогулки и зарядку), мы встречались с разными людьми, и многие из них считали своим долгом остановиться, чтобы поприветствовать композитора. Они говорили о жизни, балагурили, смеялись. Мне же, наблюдавшему внимательно за дедом, казалось, что он и слушает собеседника, и нет. Сегодня, вспоминая эпизоды из прошлого, могу сказать точно, что дед, беседуя со знакомыми, был занят какой-то внутренней работой, которая никогда не заканчивалась, а только переходила из одной фазы в другую. Лишь изредка легкое подергивание плечом непроизвольно выдавало его сосредоточенность. Он задумывался над чем-то затаенно личном. Что это было: мысли о доме, о проблемах, которые ждали своего решения, или о музыке, первые аккорды которой родниковым ключом ударяли в голову? В последние годы, как вы знаете, дед был занят кантатой "Физули", при сочинении которой композитор обратился и к творчеству Расула Рзы, и к газелям Физули.

Но для нас с братом дед был не столько великим композитором, сколько доверенным человеком, с которым можно было поделиться своими сокровенными мыслями.

- А дедушка делился с вами замыслами будущего своего произведения?

- Делился, но так получалось, что мы его слушали нередко в момент, когда его произведение уже звучало в эфире или со сцены филармонии.

- А что интересного дедушка рассказывал о поселке Балаханы, где была расположена его дача?

- Много чего рассказывал. Прежде всего это был нефтеносный район, где горный инженер Николай Воскобойников дал первое описание способов крепления нефтяных колодцев и добычи из них нефти и объяснил происхождение "белой нефти". Он же предложил нефтепромышленникам идею нефтеперегонного завода, где впервые нефть подогревалась при помощи природного газа. В Балаханы ударил первый буровой фонтан нефти, и братья Нобели провели здесь первый в России нефтепровод длиной 12 километров до Черного города. Но дедушку поселок интересовал больше в этнокультурном плане. Он интересовался, какие народности проживали в Балаханы. Как оказалось, до революции в поселке проживала самая крупная на Кавказе община бахаи, а сегодня здесь проживают компактной общиной таты.

- С каким историческим персонажем связана опера вашего дедушки "Судьба певца"?

- Она была посвящена трагической судьбе ханенде Сеида Мирбабаева. Как вы знаете, у Мирбабаева был голос как у соловья, и своим пением он мог взволновать не одну человеческую душу. Пение его и погубило. Однажды ханенде пел на свадьбе. В тот день он был особенно в ударе. Это оценили знатоки народной музыки. Дядя жениха в восторге кричит ханенде: "Сеид, дарю тебе скважину в местечке "Бала шоранлыг". Забьет фонтан - станешь миллионером. А пока, да упокоит аллах твоих предков, спой еще одну величальную, разбереди душу!". Запомнил эту свадьбу Сеид Мирбабаев, потому что вскоре после этого его скважина в "Бала шоранлыг" дала большую нефть, сделав певца Сеида миллионером Сеид-агой.

Разбогатев, Сеид Мирбабаев стал стесняться своей прежней профессии. Дело дошло до того, что он скупал свои пластинки, записанные в Варшаве, и разбивал их вдребезги, дабы ничто не напоминало о его прошлом и не умаляло солидности нынешнего положения. Вот этот трагизм создавшегося положения у известного в народе певца и решил передать в музыке мой дедушка. Судя по откликам специалистов, ему это удалось. Что интересно, в 1979 году, когда я родился, состоялась премьера оперы дедушки "Судьба певца".

- Ваш папа Парвиз не говорил вам о том, как складывались взаимоотношения композитора и коллективов, которыми он руководил?

- Да, дедушка долгое время вел коллективы творческих индивидуальностей, сначала руководя хором при Комитете телерадиовещания Азербайджанской ССР, а затем, когда работал художественным руководителем Ансамбля песни и танца при Азербайджанской государственной филармонии. Специфика работы в таких условиях диктует некоторые недоброжелательные отклонения - нервы. Тем не менее Джахангир Джахангиров вел такой союз единомышленников долго и успешно. Одно это позволяет предполагать в человеке выработанное годами и положением (тому масса примеров), хотя и строгое, в силу необходимости, но и доброжелательное отношение к людям.

- А разве не хотел ваш дедушка, чтобы его внуки пошли по его стопам в музыке?

- Мы с братом Джахангиром погодки. И дед нас любил одинаково. Во всяком случае я не замечал, чтобы он больше отдавал предпочтение моему брату. Естественно, что дед хотел, чтобы мы стали музыкантами. В семье музыканта это обычное дело. Тем более что часто мы слушали в доме и на даче разговоры о музыке, о новых произведениях. Часто приходили друзья дедушки - поэты и композиторы: Рамиз Гейдар, Рафик Зекя, Рашид Шафаг. Дед дружил с Кара Караевым, Октаем Зульфугаровым. Творчество деда высоко ценил автор Седьмой (ленинградской) симфонии Дмитрий Шостакович. Вот мы и решили с братом поддержать реноме дедушки, попробовать свои силы в музыке и поступить в музыкальное училище. Поступили и окончили музыкальную школу-студию при Бакинской музыкальной академии. Деду особенно нравилось, когда мы с братом потом играли его произведения, а он их слушал и оценивал нашу игру.

- А к музыке вашего деда обращаются современные исполнители?

- Музыка Джахангира Джахангирова и сегодня актуальна. Ведь она перекликается с народной мелодией мугама. Вот недавно я узнал, что заслуженная артистка Азербайджана, популярная исполнительница на гармони Гюльбахар Шукюрлю провела презентацию клипа, снятого на песню "Разбила сердца", и диск под названием "Азербайджан". В диск вошли песни известных азербайджанских композиторов Октая Кязимова, Джахангира Джахангирова, Рамиза Миришли, песни других композиторов и народная танцевальная музыка. Вот еще один пример. Известная танцовщица Фатима Фаталиева после долгого перерыва в творчестве появилась в эфире передачи Starlife на телеканале "Хазар". Она подготовила новый танец на песню Джахангира Джахангирова.

- Ваш папа Парвиз не стал музыкантом?

- Нет, он предпочел стать режиссером. Хотя вначале, как и мы с Джаником, окончил музыкальную школу, где обучился игре на скрипке и саксофоне. Папа долгое время работал по своей профессии во Дворце имени Гейдара Алиева, осуществляя концертные постановки.

- Какое у вас сложилось впечатление от проведения мероприятия в филармонии, приуроченного к 90-летию со дня рождения вашего дедушки?

- Все было замечательно, хотя устроители мероприятия почему-то не включили в концертную программу такие произведения моего деда, как Государственный гимн Южного Азербайджана, а также вокально-симфоническую поэму "По ту сторону Аракса", его песню "Ана". Думаю, что в будущем, когда устроители музыкальных мероприятий вновь обратятся к творчеству моего дедушки Джахангира Джахангирова, мы подскажем им, что не следует забывать произведения, над которым так плодотворно работал композитор. Самой же большой мечтой деда было создание оперы-балета "Физули", которая осталась незавершенной. Дедом было написано всего 8 актов. Подводя итоги нашей беседы, хочу отметить, что в творчестве деда большое место занимала хоровая музыка. Не зря искусствовед Л.Гусейнова подчеркнула, "что первый мугам для хора впервые в истории музыкального искусства Азербайджана был создан именно Джжахангировым". Моего деда как Мастера, высоко ценившего красоту слова, после Узеира Гаджибекова, по праву можно назвать музыкальным собратом Мухаммеда Физули. Понимаю всю серьезность такого заявления, но меня поддерживает мысль, что такого мнения придерживаются и многие специалисты. Всю жизнь мой дед лелеял мечту об объединении Северного и Южного Азербайджана, ведь его дед был родом из Южного Азербайджана. Вокально-симфоническая поэма "По ту сторону Аракса" была создана по мотивам произведений М.Ибрагимова "Наступит день" и "Освобождена девушка".

- Выходит, что ваш дедушка помимо занятий музыкой был пропагандистом азербайджанской классической литературы?

- Да. Иначе чем, как не этим, можно объяснить написанные им кантаты "Физули" и "Насими", оратории "Сабир", "Гусейн Джавид-59", хоровые и вокальные произведения на стихи Низами ("Гязаль", "Гюль Джамалын"), Вагифа "Дурналар". А родную природу Азербайджана Джахангир Джахангиров воспел в знаменитом фильме по роману Исмаила Шихлы "Кура неукротимая". В творчестве моего деда есть место и для отражения поэзии А.Пушкина, Назима Хикмета, арабской тематики.

Мы с братом, к сожалению, не стали музыкантами, а только архитекторами. Но музыка, особенно музыка деда, осталась с нами навсегда.

 

 

С.КАСТРЮЛИН

 

Эхо. – 2011. – 5 ноября. – С. 12.