Чингиз АБДУЛЛАЕВ: "Это уже стыдно и
совсем неинтеллигентно..."
Интервью
"Эхо" с известным писателем
- В последние годы в нашей стране усиленными темпами идет процесс европеизации: к нам съезжаются туристы из разных стран, строятся отели европейского типа, все больше и больше европейских брендов и иностранных компаний открывают свои представительства в нашей стране. Последним ярким доказательством успешной интеграции нашей страны в европейское сообщество стала победа на Евровидении. Одним словом, европеизация в Азербайджане идет полным ходом. Я хочу у вас спросить: в чем вы видите положительные и отрицательные стороны этого процесса?
- Сразу расскажу вам один интересный случай. Недавно на Форум к нам приезжал лауреат Нобелевской премии по литературе Найпол. Как известно, он не всегда объективно относился к мусульманам. Я нарочно повез их вместе с женой по улице Зарифы Алиевой и проспекту Нефтяников, показывая магазины. Его супруга была в восторге. Она все время повторяла, у вас настоящий Париж. Здесь представлены лучшие бренды Европы. И наш город им очень понравился. Не скрою, было очень приятно. Посмотрите, как изменился Баку за последние годы. Мы становимся по - настоящему современным европейским городом в хорошем понимании этого слова. У нас строятся новые отели из сети самых известных и лучших гостиниц мира - "Кемпински", "Мэрриот", "Фоор сизон", "Хилтон". Многие иностранные компании открывают свои представительства в нашей стране. И не только представительства. Достаточно вспомнить, что многие зарубежные послы, даже закончив свою дипломатическую службу в нашей стране, решают здесь обосноваться: бывшие послы Соединенных Штатов, Италии, Грузии (двое), Узбекистана. Часто навещают Баку бывшие послы России, Болгарии, снова работая с нашей республикой, но уже на других должностях. Все это свидетельство нашего уверенного продвижения по пути евроинтеграции. Учитывая, что географически мы все - таки в Азии, наше стремление быть частью большой Европы можно только приветствовать. Развитие туризма, культурных и литературных связей - и не только с Европой - это очень отрадный факт, свидетельство нашего устойчивого развития. Теперь о негативных моментах этого процесса. Я не совсем уверен, что сегодня мы готовы полностью принимать современные европейские нравы, понимать и принимать все действующие там законы и правила. Некоторые из них будут с очевидной вероятностью вступать в противоречие с нашим менталитетом, культурой, традициями. Здесь необходимо понимать, что не все можно бездумно копировать и разрешать. И хотя я всегда был за абсолютную свободу слова и настаиваю на этом, но полагаю, что ментально мы пока отличаемся от "продвинутых" граждан Западной Европы.
- Как вы относитесь к азербайджанскому телевидению? Вы смотрите наши телеканалы? На сколько баллов по пятибалльной системе оценили бы его деятельность?
- Конечно, смотрю. Должен сказать, что в последние месяцы начал радовать наш первый канал. Такое ощущение, что они наконец "проснулись". Но общая оценка - "ниже всякого плинтуса". Я уже много раз говорил об этом. Помните у Ильфа и Петрова: в уездном городе N было столько парикмахерских и похоронных бюро, что казалось люди рождаются только для того, чтобы постричься, побриться, освежить голову и сразу же умереть. Когда смотришь каналы нашего телевидения, понимаешь, что азербайджанцы рождаются для того, чтобы вкусно покушать, повеселиться с друзьями и устроить себе праздник в Доме торжеств на 700-800 человек. Наши воинственные соседи уже 20 лет сидят в окопах и ждут, когда мы наконец захотим вернуть себе земли Карабаха, а мы танцуем, поем, кушаем и веселимся. Наверное, это закончится тем, что наши соседи просто умрут от страха. Второй такой нации, как мы, в мире просто не существует. Почти нет репортажей о семьях наших героев, о людях, которые пошли добровольцами и погибли в Карабахе. Нет серьезного анализа событий начала девяностых. С утра до вечера по всем каналам рекламируют дома торжеств. Я еще ни разу не видел рекламу умной азербайджанской книги. Зато показывают дебильных студентов, которые радостно заявляют, что за последний год не прочли ни одной книги, словно это повод для гордости. Или разбирают скандалы наших звезд шоу - бизнеса с подробным копанием в их "грязном белье". Причем этого "занимательного процесса" не стесняются ни участники этих передач, ни демонстрирующие их дрязги каналы.
- Как известно, "интеллигентность - это не уровень образованности, не количество полученных дипломов, а особый склад души". Сейчас так много людей, называющих себя представителями интеллигенции, а по их поведению складывается абсолютно противоположное ощущение. Поэтому мне хотелось бы узнать: что лично вы вкладываете в понятие интеллигентность?
- Если коротко - неравнодушный гражданин своей страны, умеющий понимать чужую боль, сострадать, сопереживать и не изменяющий своим нравственным принципам ни при каких обстоятельствах. Этот человек должен быть эталоном порядочности. Если вы спросите, считаю ли я себя интеллигентным человеком, то я отвечу - пытаюсь им быть, изо всех сил пытаюсь. Но тщеславие, простительное для писателя, и другие страсти, коим я подвержен, не позволяют мне считать себя тем самым эталоном, о котором я говорю. Хотя поэт сказал: "Душа обязана трудиться". А насчет дипломов и званий...это просто смешно. Интеллигентность - не очередной чин в служебной карьере, ее невозможно присвоить. Даже три высших образования не помогают. Ты становишься всего лишь "образованцем" по выражению Солженицына. Учитель, обирающий своих учеников, врач, не подходящий к больному, пока ему не заплатят, писатель, меняющий свои взгляды с каждым новым режимом, разве их можно считать интеллигентами?
- 2 ноября в Международном центре мугама прошла презентация фильма "Опрокинутый свет", снятого режиссером Энвером Облучем по вашему одноименному сценарию. Что вы можете сказать об этом фильме? Остались ли вы довольны результатом получившейся работы? Какие плюсы и минусы в этом фильме вы могли бы отметить?
- Каждый раз, когда даю интервью, опасаюсь саморекламы. У нас это стало любимым жанром многих творческих людей: долго и подробно рассказывать о себе любимом, о своих выдающихся достижениях. Фильм сняли и теперь его должны оценивать зрители. Во Дворце имени Гейдара Алиева состоялся закрытый показ. Там было три тысячи генералов и офицеров МВД. Им фильм понравился. Это уже неплохо. Это первый азербайджано - иранский фильм. Тоже неплохо. Снимались хорошие актеры. Энвер Облуч сделал все, что мог, очень старался. Плюсы я вижу, минусы тоже. Говорить о плюсах нескромно, о минусах глупо. А сейчас я вам впервые в жизни скажу, как я, вообще, оцениваю свои книги и свои фильмы. Изданные книги у меня на двадцати восьми языках. Фильмов девять, а если брать по сериям, то все сорок пять. И я уже давно ничего не оцениваю в категориях "лучший" - "худший". Я просто работаю. Если людям нравится - значит, хорошо. Если не нравится - тоже ничего, они имеют право на свое мнение. И на свою ошибку. Если книги и фильмы будут плохими, их не станут покупать или смотреть.
Будут хорошими - значит, станут читать и ходить в кинотеатры. Все, что я делаю, должны оценивать читатели и зрители. Это единственно верный критерий. А хвалить или критиковать свои работы просто непродуктивно. И тем более заниматься саморекламой. Это уже стыдно и совсем неинтеллигентно.
Л.НАМАЗОВА
Эхо. -2011. – 18 ноября. – С. 8.