Александр ХАКИМОВ: "Будучи влюбленным, я совершал множество романтических глупостей..."

 

Известный писатель рассказывает о любви, женщинах, мечтах и Голливуде

 

- Прежде всего хочется поздравить вас с новой книгой. Что она для вас значит?

- Она значит то, что я продолжаю упорно и плодотворно работать. Не расслабился, не забросил творческую деятельность, не разочаровался в ней, не променял на что-нибудь другое. То есть уверенно шагаю по выбранному пути и занимаюсь делом, которое мне нравится, а также нравится моим читателям и поклонникам. Кроме того, я постоянно нахожусь в поиске и стараюсь самосовершенствоваться. По-моему, новая книга - хорошее тому доказательство.

- Как ваши читатели относятся к тому, что в последние два года вы достаточно активно работаете в качестве публициста, пишете серьезно о самом интересном? А где фантастика?

- Не скрою, многие раздражены или раздосадованы тем, что я временно оставил фантастику и плотно занялся публицистикой. Надеюсь, что те, кто меня искренне любят, поймут меня и не охладеют ко мне. Ведь в моих эссе и статьях я очень часто говорю о фантастике, и даже в сугубо реалистические материалы (например, в путевые очерки) я всегда стараюсь привнести фантастический элемент. Если вы читали в "Эхо" мои очерки "Лаза: впадина времени" или "Такие разные купола", то понимаете, что я имею в виду. Вместе с тем многие мои читатели приняли меня как публициста и даже стали относиться ко мне с еще большим уважением, убедившись, что я умею работать в самых разных жанрах.

- Сегодня вас хорошо знают как писателя-фантаста, но мало знают как человека. Какой вы в реальной жизни, что любите, что ненавидите?

- А, может, это хорошо, что меня мало знают как человека? Хотя в реальной жизни я очень похож на многих из своих героев. А мои герои - это, как правило, люди жизнестойкие, находчивые, добрые (но в меру), толерантные, контактные, очень талантливые и очень упорные... Честные и неспособные на подлость. Часто - наивные. И еще одно непременное качество моих героев - хорошее воображение, умение представить непредставимое и, как следствие, принять парадоксальное решение.

Что я люблю? Жизнь - во всех ее проявлениях. Люблю детей, женщин (самых разных - это ведь так интересно!), люблю хорошо заваренный (собственноручно) чай со сладостями, хорошее вино время от времени, хорошую музыку (в основном рок), хорошее кино и хорошие книги (большей частью фантастику). Люблю одновременно и кошек, и собак.

Ненавижу трусливую жестокость, бессмысленную жестокость, хамство, подлость и высокомерие. Терпеть не могу расхлябанных, необязательных и безответственных людей - их поступки усложняют нашу и без того непростую жизнь, и на корню губят множество интересных замыслов. Многие неблаговидные поступки людей могу понять и простить, но есть такие, которые не понимаю и не прощаю.

- О чем мечтает Александр Хакимов?

- Трудно выразить в двух словах... О справедливости прежде всего. Чтобы сеящий зло пожинал зло, а делающий добро - получал в ответ добро. И о том, чтобы люди не жили бессмысленной, пустой жизнью, а как можно полнее и толковее использовали то, чем наградил их Всевышний - разум и талант.

- Творческие люди любят окружать себя красивыми вещами, покупать эксклюзивные вещи. Что по этому поводу можете сказать вы?

- Нет, меня, честно говоря, не тянет к дорогим, эксклюзивным вещам, "вещизм" проскочил как-то мимо меня... Окружающие меня предметы должны быть строго функциональны - то есть работать. У меня работает все - и книги, и аудио-и видеодиски, и картины... Хотя, признаюсь, на моем рабочем столе попадаются и совершенно бесполезные, хотя и красивые, на мой взгляд, вещи. Морская раковина, например, или какой-нибудь красивый камешек, или янтарь с доисторическим муравьем внутри, или кусок дерева необычной формы... То есть не артефакты, а вещи, созданные самой природой. Смотришь на них - и вдохновляешься. А также осознаешь, что такие раковины и такие муравьи появились на Земле еще тогда, когда человека не было и в помине. Мы, люди, являемся венцом творения, что возлагает на нас нешуточную ответственность... Еще я собираю шариковые ручки с разными логотипами. Я всерьез считаю, что для писателя авторучка - личное оружие, такое же, как меч рыцаря или кинжал горца.

- Есть ли у вас автомобиль?

- Нет, и, откровенно говоря, я не рвусь его иметь. Не то чтобы я был ярым противником автомобилей - просто не вижу смысла покупать машину для того, чтобы часами торчать вместе с ней в городских пробках. Если же и доведется когда-нибудь приобрести авто, то это будет внедорожник, желательно такой, который приспособлен для африканских сафари. Как говорил мой учитель, писатель-фантаст Борис Стругацкий: "Какой смысл покупать машину, чтобы разъезжать на ней по асфальту? Там, где есть асфальт, там неинтересно, а там, где интересно - там нет асфальта".

- Что может тронуть вас до глубины души?

- Бескорыстный поступок, беспризорные люди и бездомные котята и щенки.

- Где вас можно встретить в городе? Ваши любимые места для прогулок?

- Это Ичери шэхэр и улочки, лежащие между Торговой и Басина. Старые кварталы, дома особой, неповторимой архитектуры, балкончики, увитые виноградом, всякие фигуры на стенах... В последнее время я часто гуляю по этим улочкам, стремясь запомнить их прежде, чем они исчезнут совсем. В этих домах, какими бы старыми они ни были, кроется своеобразный уют, они похожи на старую, некрасивую, но непременно добрую и ласковую бабушку или няню. Ультрасовременные дома, которые строят сейчас на месте сносимых кварталов, напоминают мне роскошных гламурных красавиц, ослепительно улыбчивых, но по большому счету абсолютно равнодушных к вам. В них нет ни тепла, ни уюта - пока во всяком случае.

- Любовь во все времена вдохновляла писателей, поэтов. Вы не исключение?

- Знаете ли вы, что буквально несколько дней назад Всемирная организация здравоохранения признала любовь заболеванием? И вот это заболевание вдохновляло меня на творчество! По моему убеждению, именно женщина вдохновляет мужчин на все достижения - от спортивных рекордов и ограбления банков до создания бессмертных шедевров литературы, музыки, архитектуры... Я очень часто принимался за творческий труд именно потому, что хотел понравиться той или иной женщине. Жаль, правда, что мои женщины практически никогда не поддерживали мои творческие порывы - считали, что я занимаюсь несерьезным, никчемным делом, и всячески призывали меня переключиться на что-нибудь прибыльное - бизнес, например. Всю жизнь я пытаюсь доказать, подобно Джеку Лондону, что можно продавать продукцию собственного мозга - но в нашей реальной жизни очень трудно жить на доходы от творчества... Поэтому женщины предпочитают синицу в руке журавлю в небе.

- Бывает ли в жизни фантастическая любовь?

- Бывает! Только она, увы, не бывает обоюдной. И тогда он, допустим, готов отдать для нее всю свою кровь до последней капли, а ей с ним скучно. Зато она фантастически влюбляется в такого козла, который хорошего удара кулаком в рожу не заслуживает... Такое вот несовпадение встречается в жизни сплошь и рядом, сопровождая фантастическую любовь. И со мной тоже случались такие несовпадения..

- Вы способны на романтические поступки?

- Еще как! По-моему, я и есть тот самый последний, недобитый романтик нашей страны... А будучи влюбленным, я совершал множество романтических глупостей, и смешных, и не очень... Способен ли сейчас? А вот сами скажите: само мое творчество, темы, которые я затрагиваю, мысли, которые высказываю - это разве не есть само по себе романтика?

- Какие женщины способны вызвать ваше восхищение?

- В первую очередь милосердные. Хотя женщинам и приписываются доброта и милосердие, я на своем веку повидал немало очень жестоких женщин. Некоторые из них сильно испортили мне жизнь и даже надломили меня (хотя и не сломали). Многих из них я простил - подумал, что женщины все-таки слабые существа, и часто компенсируют свою слабость именно жестокостью... Но есть и такие женщины, которых я до сих пор не простил, и прощу, возможно, лишь на смертном одре, когда положено прощать всех обидчиков перед тем, как предстанешь перед ликом Господа. Еще я ценю в женщинах трудолюбие и умение (и профессионализм в выбранном деле). И такое крайне редко встречающееся качество, как преданность. И еще - обаяние и красоту. Бывают такие женщины, глядя на которых просто немеешь от восторга - настолько они совершенны! Внешне во всяком случае.

- Если бы вы выиграли миллион, что бы в первую очередь захотелось приобрести?

- В первую очередь приобрел бы для жены тот подарок, который она выбрала - при условии, разумеется, что цена подарка не превышала бы миллиона... Если после этого позволит остаток - купил бы для нас обоих тур в какую-нибудь экзотическую страну. Сделал бы подарки родным, близким друзьям...

- Происходили ли с вами в жизни ситуации, похожие на мистику?

- Сплошь и рядом. Я вообще считаю, что наш реальный, грубый мир, тесно переплетен с тонким, нечувствительным миром, способным оказывать на нас громадное воздействие. По ходу жизни учишься улавливать знаки, посылаемые тонким миром, отделять ложные знаки от истинных, добрые - от злых, и действовать методом проб и ошибок. А о мистических событиях и совпадениях я мог бы рассказывать очень долго - но это, наверное, в другой раз.

- С кем из знаменитых людей вам хотелось бы пообщаться тет-а-тет?

- Ну, мне удалось уже пообщаться тет-а-тет со многими видными и даже, можно сказать, великими людьми Азербайджана. И не только Азербайджана - я встречался с Туром Хейердалом, Николаем Дроздовым, Александром Абдуловым, с академиком Трешниковым (известным полярником, первопроходцем Антарктиды), с известным путешественником Дмитрием Шпаро, с писателем и педагогом Владиславом Крапивиным, со многими другими знаменитыми российскими поэтами и прозаиками... С кем бы я еще хотел бы встретиться? Хотелось бы попасть на прием к первой леди Азербайджана. Хотелось бы взглянуть на человека, который столько делает для нашей культуры и для неуклонного повышения имиджа нашей страны во всем мире.

- В какую страну вы хотели бы отправиться, чтобы сделать свой лучший очерк путешественника?

- Практически с самого детства мечтаю побывать в Индонезии - что-то запала она мне в душу, и все... С самых ранних лет я подпал под магию этих чудных названий островов - Ява, Борнео, Суматра, Целебес... А конкретно сделать классные очерки путешественника - для этого я хотел бы поехать на заповедные Галапагосские острова (те самые, на которых молодому Чарльзу Дарвину пришла в голову эволюционная теория), и еще - на Мадагаскар с его уникальными флорой и фауной, а также на знаменитый остров Комодо, на котором обитают гигантские вараны... На Кубе хотелось бы побывать, в Новой Зеландии... как видите, тянет большей частью на острова. Хотя я не отказался бы и от Амазонии, и от Уганды - постарался бы сделать оригинальный материал о редких горных гориллах... Заметьте, при выборе мест я рассуждаю скорее как биолог, нежели как журналист. Хотя на деле являюсь своеобразным сплавом и того, и другого.

- В последнее время вас часто зовут сниматься в кино. В глубине души вы мечтаете о Голливуде?

- Знаете, нет. Работа в Голливуде требует высокого профессионализма, а я ведь, как ни крути, актер-любитель (хотя и очень неплохой). С другой стороны, я не отказался бы от написания сценария-другого для известных (или малоизвестных) голливудских режиссеров. И это не обязательно были бы фантастические сценарии - я мог бы создавать и вполне жизненные истории, понятные многим и привлекательные для многих...

- Припомните какой-нибудь запомнившийся забавный случай из вашей жизни.

- Забавный? Хм... Ну вот, например. Лет двенадцать назад я водил на экскурсию в наш зоопарк группу детишек из Хачмаза. Это были дети из русских семей, в возрасте от шести до четырнадцати лет, здоровые, крепкие мальчишки и девчонки, чем-то друг на друга похожие, русоволосые и зеленоглазые... После экскурсии мы прямо там же, в зоопарке, сели пить чай в чайхане. Подошла старушка-уборщица, оглядела нашу компанию и вдруг спросила: "Это все ваши?" Я тогда думал о чем-то своем, не понял сути ее вопроса и коротко ответил: "Мои" (имея в виду, что они все - со мной). "Молодец!" - энергично воскликнула старушка и удалилась. Лишь потом до меня дошло, за что она меня похвалила. Вот так я и побывал отцом-героем - на короткий, правда, срок...

 

 

 И.АСАДОВА

 

Эхо. – 2011. – 22 октября. – С. 11.