Ольга ЧУМАКОВА:
"Фантастика, научная или сказочная - неотъемлемая и незаменимая часть
художественной литературы"
На вопросы "Эхо" отвечает детская писательница
С.КАСТРЮЛИН
Сегодня в мире и в странах СНГ много авторов работают в жанре фантастики для взрослых. А как обстоит дело с фантастикой для детей в литературе и в кино в мире и в Азербайджане? Об этом наше интервью с детской писательницей Ольгой Чумаковой.
- В СССР фантастическая литература долгое время считалась чтением именно для подрастающего поколения. Почему?
- В издательствах "Детская литература" и "Молодая гвардия" фантастика печаталась с целью привлечения юного читателя к науке и технике. Издавался даже журнал "Техника молодежи". Если помните, лучшей детской фантастикой того времени в СССР считался роман-сказка Лазаря Лагина "Старик Хоттабыч". Роман стал классикой. Это история о пионере Вольке, нашедшем кувшин с заточенным там джинном ибн Хоттабом, и его с ним приключениях. Потом даже поставили фильм с таким же названием. Другой писатель - Виталий Губарев известен как автор неплохих фантастических сказок, самой знаменитой фантастической сказки "Королевство кривых зеркал" - истории о пионерке Оле, попавшей в волшебную страну. В детских библиотеках в советские годы выстраивались очереди за книгами Александра Беляева ("Человек- амфибия", "Голова профессора Доуэля"), Владимира Обручева ("Земля Санникова", "Плутония"), Георгия Мартынова ("Каллисто"), Григория Адамова ("Тайна двух океанов"). Некоторые книги этих авторов нынешнее юное поколение читает и сегодня. В конце восьмидесятых был известен такой автор фантастики для детей, как Игорь Можейко, пишущий под псевдонимом Кир Булычев. К сожалению, я не могу назвать имя автора из Азербайджана, писавшего фантастику для детей в советское время и пишущего в настоящее. В наши дни в Азербайджане есть один известный писатель-фантаст - Александр Хакимов. Но он пишет только для взрослых. Надо отметить, что сегодня детскую литературу, а тем более детскую фантастику книгоиздатели считают особенно недоходным делом и мало печатают что-либо из произведений авторов детской литературы.
- Почему же такое происходит у нас, если во всем мире зачитываются книгами о Гарри Потере, которые неоднократно переиздаются. По книгам писательницы Роулинг даже поставили фильмы, которые по кассовым сборам затмевают известную фантастическую одиссею режиссера Джорджа Лукаса "Звездные войны"?
- Не надо забывать, что здесь большую роль сыграла реклама, которая на Западе доведена до совершенства. Кстати говоря, фильмы Лукаса и Роулинг, которые и сегодня проходят по экранам кинотеатров на Западе с феноменальным успехом, являются результатом авторского попадания в фокус социальных ожиданий плюс великолепные комбинированные съемки. Что интересно, на Западе кинофантастика в последние годы стала активной идеологической силой. И с этим нельзя не считаться. Вспомним "Звездные войны". Казалось бы, безобидная детская сказочка - пропавшая принцесса, простодушный спасатель, а ведь она в те годы перекликалась с программой Рейгана по милитаризации космоса, которая была названа "звездными войнами". Или взять фильм Стивена Спилберга "Близкие контакты третьего вида". На территорию США опустилась "летающая тарелка". В конце фильма на борт инопланетного корабля поднимается делегация землян - исключительно собранная из американских парней в военизированных комбинезонах. В советском прокате тоже были фантастические фильмы, но они большей частью были обращены не к широкой аудитории, а только к детскому зрителю. Можно вспомнить такие фильмы, как "Через тернии к звездам" Р.Викторова, "Блистающий мир" Б.Мансурова, "Инопланетянка" Я.Сегеля, "Петля Ориона" В.Левина и другие фильмы. Даже в Азербайджане было несколько удачных проектов на тему фантастики для детей: "Волшебный халат", "Тайна одной крепости". Фильмы постсоветского пространства, в отличие от писателей и кинорежиссеров Запада, были добрыми и человечными. Они учили детей становиться героями ради мира на земле. Тематика многих детских фантастических фильмов навеяна мотивами древних легенд и повествует о героях, чьи усилия направлены против злых сил.
- Поскольку разговор у нас коснулся широкого понимания фантастики, нельзя не задать вам вопрос как к писателю. Что же такое фантастика и для чего она нужна?
- Я думаю, что ответить на этот вопрос можно высказыванием Чингиза Айтматова, после того, когда в свет вышел его роман "Буранный полустанок". Как мне кажется, это произведение является образцом для привлечения фантастики к решению крупнейших художественных и философских задач. В предисловии к книге читаем: "Фантастическое - это метафора жизни, позволяющая увидеть ее под новым, неожиданным углом зрения. Метафоры сделались особенно необходимыми в наш век не только из-за вторжения научно-технических свершений в области вчерашней фантастики, но скорее потому, что фантастичен мир, в котором мы живем...".
Есть и другое мнение некоторых авторов, трактующих понятие "фантастика". Вы удивитесь: было мнение что фантастика, особенно для детского читателя, необходима для того, чтобы воспевать технику и тем самым призывать молодежь широким потоком идти учиться в ПТУ. Конечно, откровенный утилитаризм такого масштаба встречается нечасто, но он есть. Кто серьезно относится к фантастике, тот понимает, что главными задачами фантастики, как для детской, так и для взрослой читательской аудитории, является упрочение мировоззренческих и нравственных идей в сознании читателя или кинозрителя. Оговаривать же каждый раз, что фантастика это делает специфическими средствами, это значит заниматься пустословием, потому что каждый вид и жанр, каждое произведение располагает оригинальными специфическими средствами построения и воздействия на аудиторию. Ясно одно, что фантастика, научная или сказочная - неотъемлемая и незаменимая часть художественной литературы. Сами по себе звездолеты, инопланетяне не есть предмет художественной фантастики - это предмет науки. А в книге или фильме за поражающим воображение декорумом должны просматриваться человеческий подтекст, проглядывать модель жизненной, живой ситуации. В этом смысле интерес сегодня представляют фильмы из реестра авторского кино.
В Азербайджане недавно состоялась презентация художественного фильма режиссера Теймура Даими "Последний", отснятого на студии кинокомпании "Бутафильм" в жанре, как отмечают авторы, апокалиптической притчи. Думаю, что это тоже настоящая фантастика с высокой темой об ответственности человека за происходящее на Земле и лично своем вкладе в дело безопасности на Земле. Но опять-таки, этот фильм подходит больше для взрослой аудитории, чем для детской. Нашим писателям и кинодраматургам надо больше внимания обращать на то, чтобы творчески оправдать фантастические условности внутри произведения. Вспомним фильм по сценарию К.Булычева и Р.Викторова "Через тернии к звездам". В нем можно увидеть и четко обозначенную публицистическую мысль, и хорошие актерские работы, особенно роль Нийи. Нийя - неземной человек, но образ ее намного объемнее, чем образы землян. И образ находит в душе сочувственный отклик. Именно из таких женщин вырастают народные героини, для которых служить своей стране, народу - высшее и, быть может, даже единственное благо.
- Если, по-вашему, фантастика дает живой импульс развитию художественной литературы, то почему в нашей стране этот жанр не популярен?
- Все дело в том, что фантастика не может быть пустой и безвольной игрой. Она способна нести серьезные и даже философские идеи и достигать смелых художественных обобщений. Но фантастика - это один из трудных жанров в художественной литературе и один из труднейших видов в кинематографе. Поэтому здесь очень редки удачи. И не каждый писатель или кинодраматург отважится на это. Фантастика требует умения убедительно и достоверно воплощать в зримых образах небывалое, никем не виденное, то, чему нет соответствия в обыденной жизни. И наконец, фантастика - одно из ударных идеологических орудий, вынесенных на передний край борьбы. Где же, как ни в этом жанре, могут открыто схлестнуться представления о том, какое будущее ожидает человечество?
- И все же, по-вашему, фантастика - это жанр или способ думать?
- Думаю, что способ думать! Миновали сорок лет после выхода на экран фантастического фильма Стенли Крамера "На берегу", а сегодня его гуманистический антивоенный пафос звучит, быть может, даже сильнее, чем тогда. Но опять-таки, мы отвлеклись от проблемы детской фантастики в художественной литературе и в кино. Поэтому я снова обращусь к моим коллегам. Пусть у нас больше будет детских писателей, которые будут писать фантастику, и кинорежиссеров, которые будут снимать фантастику. Подрастающее поколение уже с детства должно понимать, что такое человек и его роль в этом мире. Только с пониманием этих простых истин можно создавать новое демократическое общество. Пусть больше показывают по телевидению на канале "Культура" старые добрые фильмы. Фильмы, которые помогут нам вернуть такие позабытые чувства, как милосердие и совесть. Может быть, тогда активизируют свою творческую сущность и наши писатели, которые живут в гармонии с душой, которая требует писать для детей и в жанре художественной фантастики. Конечно, я понимаю, что для всего вышесказанного необходимы финансовые вливания, и не только частных спонсоров. Нужна государственная программа по развитию детской литературы и фантастики, в частности. Потому что, как показал опыт прошедших лет, без господдержки никакие новаторские задумки наших писателей и кинодраматургов невозможны.
Эхо.- 2011.- 6
сентября.- С.8.