Алла БАЙРАМОВА: "Мы разрабатываем концепцию будущей экспозиции музея..."

 

Интервью "Эхо" с директором Государственного музыкального музея

 

С.КАСТРЮЛИН

 

Экспозиция Азербайджанского государственного музыкального музея всегда воспринимается посетителем как одна из уже перевернутых страниц музыкально-исторической летописи Азербайджана, хранящей имена знаменитых артистов, композиторов, учителей прошлого. Сохранение наследия и передача его последующим поколениям основная задача работников музея. О том, чем живет в наши дни музей, рассказала в интервью "Эхо" его директор, кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры Азербайджана Алла Байрамова.

- Что вспоминается вам при подведении итогов работы музея за прошедший 2010 год?

- Первое, что вспоминается при подведении итогов прошлого года, это проведение в декабре международного симпозиума "Музыкальные инструменты тюркских народов". Его организаторами выступили наш музей, Министерство культуры и туризма и ТЮРКСОЙ. А вдохновил на подобную инициативу прекрасный пример проведенного около двух лет назад Фондом Гейдара Алиева масштабного международного симпозиума "Мир мугама". Тема музыкального инструментария тюркских народов вызвала большой интерес и в Азербайджане, и за рубежом, причем не только в тюркоязычных странах. Участвовать в симпозиуме пожелали исследователи от США до Японии. К нам приехали представители лучших университетов мира, таких, как Кембриджский, Токийский, Стамбульский Технический университет и другие. Приехали коллеги как из старейших музыкальных музеев - Музея музыкальной культуры им. Глинки (Москва) и Музея театрального и музыкального искусства (Петербург), так и из новейшего, открывшегося только в 2010 году Музея музыкальных инструментов в гениксе (Аризона, США). Всего было около 50 выступлений иностранных и 30 выступлений азербайджанских участников.

- Что в творческом плане дают такие творческие встречи?

- Общение единомышленников всегда дает плодотворные результаты. Понятно, что сейчас ни наука, ни музейное дело не могут должным образом развиваться в изоляции. К слову сказать, в ушедшем году был подписан договор о сотрудничестве московского Музея музыкальной культуры им. Глинки и нашего музея. Это состоялось в рамках акции, проведенной в музее Глинки в апреле представительством Фонда Гейдара Алиева в Москве и посольством Азербайджана в Российской Федерации "Шедевры ЮНЕСКО в Москве: азербайджанский мугам". А недавно, от директора музея Глинки нам поступило предложение стать соучредителями Международной ассоциации музыкальных музеев.

Прошедший год для нас был рекордным по количеству проведенных в музее и вне его стен выставок - двадцать три. В стенах музея прошли выставка, посвященная 120 -летию со дня рождения профессора Георгия Георгиевича Шароева, чье имя носит музыкальная школа №35, выставка, приуроченная к 65-летию Победы, и другие. Вне музея прошло 19 выставок, организованных по заказу Министерства культуры и туризма по случаю очередных музыкальных юбилеев. Среди них запомнились вечер, посвященный 90- летию со дня рождения Султана Гаджибекова и 60-летию со дня рождения Исмаила Гаджибекова, прошедшие в филармонии. Выставки в честь юбилеев Узеира Гаджибекова, Вагифа Мустафазаде, Гаджи Мамедова, Курбана Примова, Васифа Адигезалова, Рухангиз Гасымовой и других.

- Расскажите о работе вашего клуба любителей классической музыки.

-Об этом уже много говорилось в медиа. Этот клуб у нас действует в филиале музея, в Доме-музее Ниязи, уже третий год. Темы и программа заседаний клуба определяются участниками клуба. Свои пожелания члены клуба высказывают в предлагаемых для них опросниках. Мы стараемся по возможности максимально осуществлять эти пожелания общественности. Запоминающимися стали встречи с Фархадом Бадалбейли и участниками Второго международного фестиваля музыки в Габале, вечер, посвященный юбилею Азера Рзаева, встречи с молодыми солистками нашего Оперного театра, празднование 200-летия Шопена. Как вы знаете, прошедший год ЮНЕСКО объявлен годом Шопена. В музее мы подготовили для зрителей программу под названием "Шопен в иллюстрациях" как в музыкальных, так и в визуальных. Были представлены в слайд-шоу материалы, иллюстрирующие всю жизнь Шопена, портреты его и его близких, лица женщин его судьбы, автографы Шопена, личные вещи, интерьеры домов, где он жил, посмертная маска и слепок с левой руки композитора и пианиста и многое другое.

- Как вы оповещали предполагаемых посетителей музея о готовящихся мероприятиях?

- Прекрасные возможности в этом нам дает Интернет. В указанные дни нас посетило немало людей, в том числе молодежи, которая узнала о мероприятиях через Интернет.

- Ваши впечатления от концертов Международного фестиваля имени Ростроповича?

-К сожалению, по ряду не зависящих от меня причин я была не на всех концертах фестиваля имени Ростроповича. Тем не менее хочу сказать, что это огромное дело для развития музыкальной культуры нашей страны, когда регулярно проводится фестиваль такого высокого уровня. Ведь ежегодно приезжают в Азербайджан музыканты мирового класса. Я слушала Азербайджанский симфонический оркестр имени Узеира Гаджибекова, исполнявший очень сложную пятнадцатую симфонию Шостаковича, под управлением нашего маэстро Рауфа Абдуллаева. Думаю, сентиментальностью я не отличаюсь, но интерпретация симфонии Шостаковича меня буквально "прошибла". Еще мне повезло послушать израильский симфонический оркестр, которым дирижировал Зубин Мета. Кстати, некоторые из участников нашего симпозиума, узнав о фестивале Ростроповича, даже поменяли свои авиабилеты на более поздний срок, чтобы побывать на большем количестве концертов, в частности, на тех, где дирижировал Зубин Мета. Не ошибусь, если скажу, что концерты таких фестивалей в немалой степени способствуют укреплению имиджа Азербайджана. Наша страна - это молодое государство. Не все иностранцы знают, где Азербайджан находится. Когда же они, приехав сюда, сталкиваются, побывав на наших фестивалях, с высоким пониманием искусства в стране, когда знакомятся с нашим городом поближе, то многие испытывают удивление. И хотелось бы, чтобы этих приятных сюрпризов для наших иностранных гостей стало больше. На проводившемся в прошлом году в музее международном семинаре наши гости из Швеции, Танзании, Колумбии, Индии и Филиппин были просто поражены нашей страной. Причем те, кто уже был на предыдущем семинаре пять лет назад, сказали, что они просто не узнали Баку - так он похорошел.

-Над чем ваш музей работает в настоящее время?

- Мы разрабатываем концепцию будущей экспозиции музея, которая должна будет развернуться в новом, будущем здании музея. Уже утверждён проект здания, осуществленный австрийскими архитекторами. Новое здание музея планируется в Приморском парке, рядом с Международным центром мугама и новым зданием Музея ковра. Дело в том, что фонды музея постоянно пополняются, и имеющаяся у нас площадь давно недостаточна. И новое здание Государственного музея музыкальной культуры Азербайджана решило бы многие проблемы. Сегодня мы активно знакомимся с опытом работы передовых музеев мира. В 2010 году делегация из нескольких музейных директоров Азербайджана была направлена Министерством культуры и туризма на ХХII Генеральную конференцию Международного совета музеев (ИКОМ) в Шанхае. Я там выступила с докладом на одном из международных комитетов - комитете по музейным технологиям и архитектуре. Действенный контакт с коллегами, знакомство с новейшими музеями Китая, в котором ведётся бурное музейное строительство и, согласно статистике, открывается по 100 новых музеев в год, т.е. приблизительно по два музея в неделю, зарядили нас новыми идеями и планами.

-Какие у вас планы на начало года?

- В начале года должна состояться презентация книги "Кара Караев: жизнь и творчество в материалах Государственного музея музыкальной культуры Азербайджана". Эта книга о выдающемся композиторе и большом человеке. Она начинается вступительным словом первой леди Азербайджана Мехрибан ханым Алиевой. Над книгой работники музея работали два года, она издана на двух языках. Многие материалы, включенные в книгу, публикуются впервые.

- А теперь немного о вас. Кто вы по гороскопу?

- Телец. А он, как вы, наверное, знаете, терпелив и миролюбив.

- Если вернуть вашу творческую жизнь к началу, вы бы внесли в нее какие-либо изменения?

- Затрудняюсь ответить. В детстве я мечтала стать балериной. А родители сделали свой выбор и отвели меня в музыкальную школу, и мне там понравилось. Я окончила музыкальную одиннадцатилетку имени профессора Шароева. Затем была консерватория. У меня был свободный диплом, и мне предстояло решить самой, куда дальше мне пойти. Так получилось, что мне предложили в качестве поощрения за хорошую учебу работу в музее. Я согласилась, хотя и не представляла, что это за работа. Когда я пришла в музей, то там еще не было экспозиции. Музей тогда находился в нескольких маленьких кельях караван-сарая ХVII века. Первой маленькой экспозицией стала выставка народных инструментов в помещении, где раньше проживал тарист Ахмед Бакиханов. В основу экспозиции легла его личная коллекция инструментов. В 2004 году открылись наши филиалы: музей Вагифа Мустафазаде и музей маэстро Ниязи. При открытии музея Ниязи присутствовал общенациональный лидер Азербайджана Гейдар Алиев, который оставил свои отзывы и пожелания музею. Сегодня у нас есть основное здание и три филиала.

- У вас есть хобби?

-К сожалению, ничем вас не удивлю - в хоре не пою, бабочек не собираю и скалолазаньем тоже не занимаюсь. Люблю заниматься своей семьей, читать, путешествовать. Люблю преподавательскую деятельность - я доцент Западного университета. Люблю животных. Мне нравится всё красивое и в искусстве, и в жизни, а красота бывает разной.

 

 

Эхо. – 2011. -12 января. – С. 8.