Актриса Саида ГУЛИЕВА: "Если бы у меня были деньги, то купила бы квартиру..."

 

С.КАСТРЮЛИН

 

Вот уже три десятилетия творчество актрисы Азербайджанского академического национального театра Саиды Гулиевой привлекает внимание зрителей нашей страны. Заслуженная артистка Азербайджана Саида Гулиева - серьезная актриса, в своих сценических образах много размышляющая о времени и человеке, о его нравственных обязанностях, гражданском долге и его ответственности перед родиной. Представитель среднего поколения актеров страны, она сумела обрести в своем творчестве ярко выраженную мировоззренческую позицию, собственный артистический почерк. В интервью "Эхо" актриса рассказала о своей жизни, творчестве:

-Как вы можете подытожить все, вами сделанное, за прошлый, 2010 год?

-Прошлый год, как и предыдущие, был для меня очень насыщенным. Я играла в спектакле режиссера Бахрама Османова "Полет", в настоящее время я занята на телеканале "Хазар" в сериале "Арамызда галсын"( "Между нами") . В нем также заняты наши замечательные артисты: К.Бабаева, Г.Масимов, А.Ахшам, А.Азимов. Сериал на бытовые темы о жизни, какая она есть. Кроме этого я занята в восьмисерийном фильме "Глухонемая".

-Вы также ведете передачу "Булаг"("Родник"). Помнится, это была любимая передача у телезрителей Азербайджана в 60-х годах прошлого столетия...

-Наверное, потому что она рассказывала о народным творчестве, а это всегда интересно для людей. Тогда еще были популярными такие передачи, как "Озан", "Баяты".

-Вас не мучает ностальгия по тому времени, когда вы только начинали свою творческую карьеру?

-Дело в том, что для меня мое прошлое как закрытая книга. Но если вспоминается интересное, то оно действует на меня положительно. Но я не живу прошлым...

-И все же...

-Вспоминаю время учебы на актерском факультете. В то время у молодежи, учившейся в Институте искусств, ощущался какой-то фанатизм по отношению к будущей профессии. Когда готовились к выпуску, не спали ночами, чтобы так исполнить предложенный образ в спектакле, чтобы заслужить похвалу режиссера. Наш курс в конце учебы вел легендарный Адыль Искендеров. Он тогда только в институте и преподавал, после необоснованного "гонения". Как вы знаете, по навету его врагов его уволили из киностудии "Азербайджанфильм". Но творческий человек не может существовать без общения с театром, кино, актерами или с теми, кто готов ими стать. И он пришел в институт на преподавательскую работу. На выпускном курсе мы ставили спектакль по комедии Шекспира "Много шума из ничего". Мне досталась роль трепетной Геро. Как мне кажется, я тогда сделала успешную попытку передать в создаваемом образе всю силу темперамента героини в несколько фривольной манере игры. Это было трудно сделать выпускнице. Помогло то, что возраст героини не очень расходился с моим. Тем более что по характеру Геро была мне тогда близка. Во всяком случае мне так казалось.

-Попасть в Аздраму сразу после окончания вуза актеру всегда было трудно. Как вам это удалось?

-Все дело в том, что когда шел спектакль "Много шума из-за ничего", в зрительный зал вошел главный режиссер Аздрамы Тофик Кязимов. Он тогда подбирал молодые кадры. Видимо, мое исполнение роли ему понравилось, и после спектакля он предложил мне присоединиться к труппе этого театра. Я, конечно, согласилась.

-Вы сыграли множество знаменательных ролей. Это Вторая тень ("Магбет" У.Шекспира), Кениз ("Атабеки" И.Эфендиева), Севиндж ("Без тебя" Ш.Гурбанова), Настя ("На дне" М.Горького), Мать Гарагоюнлу ("Аггоюнлу и Гарагоюнлу" А.Амирли) и другие. Как отмечали специалисты, в каждой из этих ролей не было повторений в трактовке образа. Это говорит о том, что вы кропотливо работали над каждым жестом, каждым штрихом, чтобы создать образ наиболее выпуклым, а значит, живым. Это качество наблюдается у актеров с большой эмоциональной памятью и высокой требовательностью к себе. К сожалению, в наше время такое редко увидишь...

-Актеры - это прежде всего наблюдатели и психологи. Наблюдая за человеком со стороны, скрупулезно запоминаем детали его поведения, вбираем в себя жесты и мимику, а затем, на сцене все это используем. Все это и помогает актеру создавать сценический образ.

-Вы много работаете. Вас не одолевает усталость?

-Усталости от моей работы я не чувствую. Говорю это не просто так, но работа в театре и кино всегда была мне в радость.

-Что вы боитесь в жизни больше всего?

-Потерять искренность! Это было бы для меня трагедией.

-Кроме работы у каждого из нас есть и другая жизнь: дом, семья, друзья... У вас есть друзья?

-Есть, но я о них не буду говорить, Это сугубо личное.

-Ваш супруг тоже связан с искусством?

-Да, мой супруг больше 20 лет работает на телевидении звукорежиссером.

-В вашем театре были проекты, в которых участвовали зарубежные режиссеры?

-Были! В конце восьмидесятых в Баку приезжал немецкий режиссер Карл Кайзер, поставивший в нашем театре брехтовскую "Трехгрошевую оперу". А скоро к нам должен приехать грузинский режиссер Роберт Стуруа.

-С кем из актеров вам было особенно легко работать?

-C актерами, которые могут и поддержать партнера, и повести за собой. Это Фуад Поладов, Яшар Нури, Джагангир Новрузов, Сиявуш Аслан и другие.

-У вас есть хобби?

-Люблю читать детективы. Сейчас я читаю Чейза.

-Вы снялись в ряде знаменитых фильмов, таких, как "Мерзавец", "Национальная бомба" Вагифа Мустафаева и др. А что режиссеры предлагают вам теперь?

-Сейчас предлагают участвовать в сериалах, играть базарных женщин. Но для меня эти роли интереса не представляют.

-Видимо, у нас мало хороших драматургов и сценаристов?

-Драматурги есть. Вагиф Самедоглу, Амирли. Мне нравится, как пишет Али Амирли. Мне даже предложили сыграть в ставшем затем популярном спектакле "Бала баша бела"( "Ребенок не в радость"). Сначала мне не понравился текст, но когда я вникла, сюжет мне понравился. Ведь это наша жизнь. Некоторые актрисы даже спустя много лет умудряются играть героиню в полюбившемся спектакле и через 10 лет после первого представления.

-У вас были подобные случаи?

-Были! К примеру, роль Иззят Насирли. Пятнадцать лет назад, когда я в первый раз играла этот персонаж, ей по пьесе было 36 лет. Недавно я снова играла роль Хаджар из пьесы С.Ахундова "Любовь и Коварство". Эту же роль я играла в институте.

-Вы в своих интервью прессе нередко высказывали мысль, что сейчас у творческой молодежи нет того фанатизма, который у них был лет 20-30 назад. Каковы, на ваш взгляд, причины этой апатии?

-У творческой молодежи мало перспектив. Зарплата в театре не очень высокая, у актера нередко не решен и другой важный социальный вопрос - квартира.

-А какую зарплату получаете вы? Я слышал, что вы также получаете и стипендию имени Гейдара Алиева.

-Зарплата у меня чуть больше двухсот манатов, а стипендию имени Гейдара Алиева я получала всего три года, потом решили почему-то меня лишить... Если бы у меня были бы деньги, то купила бы квартиру. Хорошо, что у нас еще есть профсоюз. При желании можно, заплатив 70% стоимости, приобрести путевку в здравницу Азербайджана.

-В этой ситуации вас не привлекает бизнес?

-Бизнес меня совершенно не прельщает.

-Какую роль вам хотелось бы сыграть?

-Сегодня, как и раньше, в театре и кино все зависит от режиссера. И если я захочу сыграть Джульетту из "Ромео и Джульетты", а режиссер просто не видит меня в этой роли, то я могу ее и не сыграть за всю жизнь.

-А как обстоит дело с выездами театра за рубеж?

-Выезжали со спектаклем "Палач" Эльчина Эфендиева в постановке режиссера Мехрибан Алекперзаде в Турцию. Нас там хорошо приняли, и там я почувствовала, что актеров в Турции любят.

-Ваш сын не пошел по вашим стопам?

-Нет, он пока "прилип" к компьютеру. Хотя, если присмотреться, откуда же, если не от родительских ген, его тяга к искусству через кинокамеру, без которой он и шага из дома не делает...

 

 

Эхо. – 2011. – 26 января. – С. 8.