Исфар Сарабский: "Он сказал такие слова, которые не каждый музыкант имеет счастье услышать"

 

И.АСАДОВА

 

21-летний парень по имени Исфар Сарабский относится к числу тех, кто не нуждается в каком-либо представлении. Таких, как он знают все. Пожалуй, единственное, что можно добавить к его многочисленным заслугам - исключительный характер. Добившись успеха, он не заболел звездной болезнью, не зазнался и не обособил себя от других. Наооборот, теперь он сам помогает своим сверстникам, мечтающим о славе и признании.

- После вашего ошеломляющего успеха на фестивале Montreux Jazz я просто не могу не начать беседу именно с этого яркого и значимого для всей нашей культуры события...

- Монтре - это такая длинная история, которая началась еще в 2007 году. Тогда мне впервые поступило предложение поехать на этот фестиваль, но я посчитал, что еще не готов. После этого я стал готовиться - днями, ночами. Создавал какие-то композиции, вносил в них народные элементы, но при этом придерживался джазовых стандартов. Подготовка заняла два года. За это время я успел съездить в Москву, к одному из великих музыкантов еще со времен СССР - Геннадию Окуню. Он и его сын - Яков Окунь во многом помогли мне, многое показали. Ну, а потом пришло время ехать в Монтре. Понятно, что когда ты едешь на конкурс, то думаешь о победе. Я думал об этом, но гораздо важнее для меня было удачно выступить, сделать все так, как хотел и готовился...

- И у вас все получилось...

- Да. Я был очень рад, это был один из самых ярких моментов моей жизни. Было очень приятно, что со мной рядом в тот момент были наши известные деятели - министр культуры и туризма Абульфаз Караев, ректор БМА, мой педагог Фархад Бадалбейли, Нури Ахмедов, человек, который очень многое сделал для отечественного джаза, и др.

- Вы не раз говорили о том, что у вас были сильные конкуренты, опытней и старше вас. Что помогло вам стать первым?

- Я очень целеустремленный. Всегда ставлю цель и иду к ней. Я стремился, я шел к этой победе, я много и упорно готовился к ней. Да, конкуренция была очень большая, ребята приезжали со всего мира, и все они были старше меня. Мне же было только 19 и я видел музыкантов, которые были не только старше, но и гораздо опытнее. Многие из них учились в таких знаменитых школах, как Беркли, "Нью-Йоркс скул", они участвовали во многих конкурсах, фестивалях... Но я настроился, и атмосфера, если можно так сказать, была спортивная.

После приезда в Баку понял, что эта цель выполнена. Она была очень глобальной, и я стал понимать - первый в мире - это хорошо, но что делать дальше? Наступил такой переломный момент, перерывчик на размышление, после которого я пришел к выводу, что буду писать новый альбом, участвовать в новых проектах, создавать новые композиции. Возникло желание еще больше представлять свою страну. Сегодня я мечтаю о том, чтобы нашу музыку знали во всем мире.

- Предприняли ли вы для этого какие-либо новые шаги? Например, гастроли, мировое турне?

- Гастроли для хорошего музыканта, это, грубо говоря, быт. Если ты достойный музыкант, тебя любят, то ты просто обязан гастролировать и показывать свое творчество людям. Но помимо этого нужно создавать новые проекты.

Но мне сейчас хочется продолжить учебу. Да, я знаю немало, многого добился, но для меня нет предела. Я хочу всегда подниматься выше и выше. В сентябре планирую отправиться в знаменитую Школу Беркли, чтобы продолжить там обучение. Слава Богу, наше государство дает мне такую возможность, мне очень приятно, что меня поддерживают.

Но прежде я должен выпустить альбом. Он очень долгожданный, я долго готовился, до сих пор работаю над ним, и думаю, что к лету он уже будет готов. Есть еще несолько проектов, которые я хотел бы осуществить. Не хотел бы говорить о них заранее, но все будет на очень серьезном уровне. Это проекты, касающиеся не только меня. Хочу помочь ребятам, которые занимаются искусством. Есть много молодых ребят, которые занимаются фотографией, живописью, режиссурой и прочей творческой работой, но у них нет возможности показать себя. Я пытаюсь помочь им, и у меня уже есть конкретные идеи.

- То есть теперь вы занялись еще и продюсированием?

- Можно сказать да. Я много думаю и размышляю об этом. Очень хочу помогать своим сверстникам. Молодому человеку всегда и везде очень тяжело пробиться. Нужны спонсоры, контакты... Кто-то не может, кто-то стесняется. Я сам такой человек, что всегда ко всему относился спокойно. Но у меня получилось, слава Богу, все хорошо. Теперь я хочу помочь другим. Хочу, чтобы и другие ребята шли вперед и показывали свое творчество. От этого наша культура только выиграет.

- Вам всего 21, а у вас такие серьезные и глобальные планы. Каким вы представляете себя лет в... 50?

- Я не живу одним днем. Но я и не думаю пока о том, каким буду в 50 лет, и чем буду заниматься в этом возрасте. У меня в голове много разных идей. Я хочу заниматься не только джазовой и классической музыкой, а в дальнейшем быть и дирижером. Я вообще хочу очень многое для себя открыть. Мне интересно видеть жизнь в разных красках, я хочу помогать, играть, хочу представлять культуру своего народа.

- Судя по всему, оставить музыку вы не намерены...

- Ни в коем случае! Без музыки я просто жить не смогу, так как это мое дополнение. Когда остаюсь наедине с роялем, мне приходят мысли, я создаю новые композиции, и это значит, что я иду вперед. Если всего этого не будет, но..аверное, не будет ничего.

- Ваш проект "Клубная симфония" - это дань моде? После него многие заговорили о вашем возможном переходе в ряды более массовой музыки...

- Если обращать внимание на все, что говорят люди, то нужно просто отойти от всяких дел и ничем вообще не заниматься. Мне рассказывали, что про меня иногда люди говорят: "Исфар Сарабский... да он, наверное, сидит нанаркотиках... Жалко парня, хороший пианист, играет просто нереально, явно это все под действием наркотиков..." Очень много всего можно услышать. Но для меня это просто разговоры, которые, наооборот, меня подбадривают. Конечно же, я не принимаю никаких наркотиков, глупо даже говорить об этом.

Что касается проекта "Клубная симфония", то это коммерция. Я сделал доступный для массовой публики проект с диджеем, так делают очень многие знаменитые музыканты, я не придумал ничего нового. Хочу, чтобы был такой мостик, через который мою музыку, джаз, познает еще больше людей. Но данный проект - это для меня даже не середина того, что я хочу сделать. Это просто мимолетный шаг, музыка молодого времени. Я не собираюсь на этом останавливаться. Я хочу делать очень серьезные проекты...

- Знаменитый на весь мир музыкальный критик Дон Хэкман сказал: "Исфар Сарабский... Запомните это имя. Это пианист с уникальными способностями, воображением и желанием внести потенциально новую и захватывающую перспективу в джазовый мир XXI века." Как вы отреагировали на эти слова?

- Это было что-то! Дон Хэкман очень авторитетный критик, который критиковал таких знаменитостей, как Херби Хэнкок, Дэвид Сэнборн, Эдгар Мейер Закир, Хуссайн и некоторых других великих джазменов. Он сказал такие слова, которые не каждый музыкант имеет счастье услышать. Эти слова сыграли большую роль для меня.

- Ваши поклонники с нетерпением ждут ваших новых концертов. Когда порадуете свою публику? Кстати, на вашем последнем концерте, состоявшемся в рамках Джазового фестиваля, а зале не было ни одного свободного места...

- Я очень благодарен всем своим поклонникам. Я рад, что на моих концертах зал всегда полон, это дает мне стимул, я еще больше хочу играть... Знаете, какое счастье для артиста, когда он спрашивает перед началом концерта: "Ну что там с залом?", и слышит в ответ: "У тебя полный зал, все билеты проданы". Были случаи, когда я не мог пригласить даже своих родных. В феврале мои концерты пройдут в Париже, в марте - в США, а в апреле планирую выступить в Москве.

Конечно же, я хочу сделать грандиозный концерт в Баку. Но не хочу подходить к этому важному делу просто так, как говорится, для галочки, чтобы просто заработать деньги. Да, зарабатывать нужно, но делать какой-либо концерт только ради этого и при этом не думать о том, что ты там будешь играть, какая музыка будет звучать - это самое нехорошее дело. Поэтому, когда я делаю концерт, то все тщательно обдумываю.

 

 

Эхо. -  2011. – 29 января. – С. 12.