Новая жизнь храма "Атешгях"

 

В течение 3-4 лет Храм огнепоклонников в Баку обретет новый облик

 

В Баку начались ремонтно-восстановительные работы в Государственном историко-архитектурном заповеднике "Храм огнепоклонников" ("Атешгях"). Реставрационные работы осуществляются по совместному проекту Министерства культуры и туризма и исполнительной власти Сураханского района Баку.

Ранее заповедник не имел защитно-ограничительной полосы, поэтому для ее создания в первую очередь были переселены жители домов, расположенных вокруг заповедника. Территория, где были расположены эти дома, расчищена и там проводятся ремонтные работы.

Перед "Храмом огнепоклонников" будет создана прекрасная инфраструктура, благоустроена большая территория, заявили представителям СМИ в исполнительной власти Сураханского район. Рядом будет выделено специальное место для парковки машин. Также планируется обновить фасады домов вдоль проспекта Саттара Бахлулзаде, который ведет к "Храму огнепоклонников" с проспекта Гейдара Алиева. Определенная часть дороги уже отремонтирована, планируется ремонт оставшейся части.

Планируется, что на территории заповедника будут построены исторический музей и офисное здание. Ремонтные работы продолжатся в течение 3-4 лет.

"Атешгях" - храм огнепоклонников в Азербайджане, расположенный в 30 км от центра Баку.

Современные постройки комплекса храма датируются XVII веком. Пятиугольный комплекс имеет открытый двор с храмом-алтарем в центре, который был местом паломничества огнепоклонников. "Атешгях" означает "дом огня", "место огня", поскольку территория храма известна таким уникальным природным феноменом, как горящие выходы естественного газа (газ, вырываясь наружу, соприкасается с кислородом и загорается).

Среднее число посетителей музея в год составляет около 15000 человек. Распоряжением президента Азербайджана "Атешгях" объявлен Государственным историко-архитектурным заповедником, музеем под открытым небом. В 1998 году "Атешгях" предложен правительством Азербайджана в качестве кандидата на занесение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В XIX в. после окончания русско-персидский войн и вхождения Закавказья в состав Российской империи сураханский "Аташгях" стал известен в России и довольно часто посещался русскими и европейскими путешественниками. В 1820 году храм посетил Гамба, французский консул. По словам Гамбы, здесь жили частью индусы, частью персидские гебры, последователи Зороастра. В 1840 году караимский ученый Авраам Фиркович посетил город Дербент, где участвовал в религиозном споре с зороастрийцем из Баку, о чем написал в своей работе "Авней-Цикарон". И хотя русский комендант представил его оппонента как брамина, из самого спора следует, что Фиркович дискутировал с зороастрийцем. Фиркович спросил его: "Почему вы поклоняетесь огню? Разве это не такое же творение, как и все прочее сотворенное?" Зороастриец из Баку ответил, что они не поклоняются огню как таковому, а почитают Творца (Q\'rt\'), символом которого является огонь. Термин, используемый для обозначения Творца, записанный Фирковичем как Q\'rt\', есть пехлевийское Kerdar, то есть "Созидатель". Характерно, что сам спор шел на тюркском языке, то есть бакинский зороастриец владел азербайджанским языком.

В ноябре 1858 года "Атешгях" посетил французский писатель Александр Дюма-отец, который в своих воспоминаниях называл служителей храма "парсами", "гебрами" и "маджи" (то есть магами). Англичанин Асшер посетил "Атешгях" 19 сентября 1863 года. Он называет его "Аташ Джа" и говорит, что в храме присутствуют паломники из Индии и Персии. Немецкий барон Макс Тильман посетил этот храм в октябре 1872 года. В своих воспоминаниях он писал: "Община парсов Бомбея направила сюда своего священника, который по прошествии нескольких лет будет сменен. Его присутствие необходимо, поскольку сюда прибывают паломники с окраин Персии (Йезд, Керман) и из Индии и остаются в этом священном месте в течение нескольких месяцев или лет".

В 1876 году "Атешгях" посетил английский путешественник Джеймс Брюс. Он отмечал, что панчаят парсов Бомбея обеспечивает постоянное присутствие в храме своего смотрителя. Эрнест Орсоль, посетивший храм уже после Брюса, отмечает, что после того, как в 1864 г. парсийский священнослужитель умер, панчаят парсов Бомбея через несколько лет направил сюда другого священнослужителя, но паломники, приходившие сюда из Индии, и Ирана, уже забыли это святилище, и к 1880 году там уже никого не было. О\'Донован посетил храм в 1879 г. и упоминает о "религиозном богослужении гебров".

В 1898 году в журнале Men and Women of India была опубликована статья под названием "Древний зороастрийский храм в Баку", где автор называет "Атешгях" "парсийским храмом" и отмечает, что последний зороастрийский представитель был направлен туда около 30 лет назад (то есть в 1860-х гг.). В 1905 году Дженри в своей книге также указывает, что 25 лет назад (то есть примерно в 1880 г.) в Сураханах умер последний парсийский священнослужитель. В 1855 г. с разработкой нефтегазовых промыслов недалеко от храма был построен завод, и естественные огни Аташгяха стали постепенно ослабевать. В 1887 г. храм с уже сильно ослабевшими огнями посетил император Александр III.

Окончательно огни храма угасли 6 января 1902 года. Исследователь М.С.Саяпин писал, что в начале XX в. какой-то старик из абшеронского села Говсан, расположенного в 11 км от Сураханов, говорил ему, что еще на его памяти (то есть во второй половине XIX века) вокруг храма жили старики, поклонявшиеся огню, хотя их дети уже были мусульманами.

В 1925 г. по приглашению "Общества обследования и изучения Азербайджана" в Баку прибыл парсийский профессор Дж.Джоди, которой встретился с тогдашним руководителем республики - Самед-Ага Агамалы оглы Алиевым. Во время встречи Моди отметил, что парсийцы всегда помнили Азербайджан как страну вечных огней, и что свое прибытие в Баку он рассматривает как паломничество к морю Воурукаш и храмам вечного огня. Он также сообщил, что в парсийских рукописях упоминаются "храмы огня на западном берегу Хазарского моря". Моди совершил богослужение на берегу Каспия, посетил Девичью башню, которую он считал древним Атешкаде (храмом огня), о чем позже писал в своих воспоминаниях. Парсийский ученый посетил полностью заброшенный к тому времени "Атешгях", но из-за наличия большого количества атрибутов индуистской религии (надписи над входами в кельи, тришул на крыше чахартага) он не усмотрел в его архитектуре ("чахар-таги") черт храмов огня Сасанидского периода и ошибочно причислил "Атешгях" к индуистским храмам.

После 1925 года храм огня "Атешгях" 50 лет был в забвении. В 1975 году после проведенных реставрационных работ "Атешгях" был открыт для посещения. В 2007 году храм был вновь отреставрирован. "Атешгях" часто посещается парсийскими и иранскими зороастрийцами, которые проводят здесь религиозные службы.

 

 И.АСАДОВА

 

Эхо. – 2012. – 14 апреля.  –С.11.