Народная артистка Азербайджана размышляет о прошлом и настоящем, говорит о хаосе на сцене и женском счастье

 

Ильхама КУЛИЕВА: "Он подарил мне огромнейшую корзину с белыми розами...."

 

- Трудно ли в наше время понимать друг друга как на сцене, так и в жизни?

- В наше время очень многим стало трудно понимать друг друга. Если взять взаимоотношения между мужчинами и женщинами, то со временем становится ясно, что одна из главных причин сложности понимания между ними в том, что у мужчин есть свои тайны и секреты от женщин. Мужчины, как правило, их не рассказывают. Для мужчин держать что-то в тайне от женщины считается очевидным. И если женщина не знает эти секреты хотя бы теорически, то ей бывает сложно строить отношения с этим мужчиной. Другое дело, когда непонимание происходит в мире искусства, к которому я отношусь далеко небезразлично. К примеру, я плохо понимаю тяжелую атмосферу, создавшуюся на сцене. Особенно мне непонятны взаимоотношения, сложившиеся между певцами разных поколений. Себя я отношу к среднему поколению. К старшему я отношу таких мастеров, как Шовкет Алекперова. На сцене сегодня творится хаос, беспредел, неуважение друг к другу. Многие стараются кого-то унизить. Шокирует и то, что сегодня кое-кому не составляет никакого труда получить высокое звание народного артиста. Такого не должно просто быть. И когда идет сравнение с тем, что один артист получил высокое звание давно, изрядно поработав на сцене, а кто-то только оперившись, то настоящим артистам становится ужасно больно. Складывается неблагоприятная обстановка, которая если будет продолжаться и дальше, ни к чему хорошему не приведет. Как мне кажется, это происходит из-за тех случайных людей, которые каким-то бесцеремонным образом попали в кристально чистый мир искусства. Своим "посильным" участием они загрязняют наше искусство и вводят публику в заблуждение. Народ уже сам не знает, кому из людей искусства отдать свое предпочтение. Конечно, меня это не касается. Я уже 45 лет на сцене и всегда любила, и уважала зрителей. Другое дело, некоторые мои коллеги по сцене, которых я не могу понять...

- Наверное, они не могут осознать народную мудрость, которая гласит, что "кто быстро взлетает, тот и очень быстро падает"...

- Действительно, так бывает. Кто-то благодаря своим любовным связям, покладистым спонсорам, на время оккупирует сцену. А происходит такое благодаря эфирному времени, которое любезно предоставляется случайным людям от искусства на радио и телевидении. Я вас уверяю, что если таких случайных исполнителей не будут "пиарить" хотя бы полгода, то о них просто забудут. Смотрите, что происходит. Случайным людям в искусстве стали даже давать номера, кому в первой десятке, кому-во второй. Такое за мою сорокапятилетнюю деятельность на сцене происходит впервые. Только народ, который никогда не ошибается, имеет право дать свою оценку исполнителям, а не учредители певческих соревнований.

- Самое лучшее время у человека - это его детские воспоминания. Они, как правило, связаны с родителями, первыми учителями... Кого из своих учителей вы можете вспомнить?

- Я училась в русской школе №28 и первым педагогом в начальных классах у меня была Бэлла Ароновна. Это была внешне красивая женщина, по характеру строгая, но не деспотичная. Она была очень доброй, ее взаимоотношения с учениками были настолько домашними, что многие из учащихся называли ее "второй мамой". К сожалению, сейчас я не имею какой-либо информации о ней. Вы задали, кстати, вопрос о первых моих учителях. В скором времени я собираюсь вспомнить мои школьные годы и отыскать тех, кто был в моем детстве. Помню, что в семидесятых годах прошлого века на одном из моих концертов присутствовал мой педагог по математике Валентина Алексеевна, у которой я тянула только "четверку". Она сидела в зрительном зале на первом ряду. Увидев и узнав ее, я расплакалась, когда она с цветами поднялась на сцену.

- А кто был вашим первым учителем по вокалу?

- Моими первыми учителями по вокалу были моя мама, народная артистка Азербайджана Тукезбан Исмайлова, и мой папа, народный артист, руководитель ансамбля народных инструментов Гостелерадио Габиб Байрамов. Как вы знаете, у нас была музыкальная семья. По настоянию родителей я закончила музыкальную семилетку по фортепиано. Моим учителем был народный артист Рашид Бейбутов. Когда он создал Театр песни, я была у него первой солисткой. Моим учителем был композитор Фикрет Амиров, который написал для меня цикл песен, с которыми меня узнали в семидесятые годы. Эти песни популярны и в наши дни. Словом, для меня мои родители, педагоги моей школы, учителя, продолжившие работу со мной, были, не побоюсь этого слова, академиками в вопросе моего культурного развития.

- А кто является главным героем для вас сегодня?

- Я бы не сказала, что сегодня меня кто-то чему-то учит. Все мои кумиры, хоть и остались светлыми образами в памяти, ушли в небытие. Сегодня я сама над собой работаю.

- Что же для вас сегодня является стимулом в жизни?

- После смерти моей мамы, скоро будет четыре года, как ее нет со мной, я как бы потерялась в современном мире. Можно сказать, что сегодня, по сравнению с прошлыми годами, я просто существую, а не живу полнокровной жизнью. Для меня потеря родителей, как и для всех остальных людей, очень тяжелая утрата.

- Вы можете вспомнить о родителях, написав книгу воспоминаний...

- Я действительно пишу мемуары, мне есть, о чем вспомнить, и даже сравнить с сегодняшним днем. Но о своих литературных опусах я не хочу пока говорить.

- На какие культурные ценности вы опирались в прежние годы, на какие опираетесь в наши дни?

- В прежние, советские годы, популярными для укрепления дружбы между народами были гастрольные поездки между союзными республиками. В моде было и проведение Дней культуры той или иной страны. Я объездила много стран, пребывание в которых оставило неизгладимые впечатления в памяти как в социальном плане, так и в решении вопросов пропаганды культуры. В прежние годы все проходило по - честному, достойно. Только яркий талант мог иметь шанс получить высокое звание. Бесталанные люди быстро отсеивались. Сегодня эти утвержденные жизнью законы, разделяющие в искусстве на "сильных" и "слабых", не существуют. Отсюда и хаос. Надо, как в торговле, поставить эмбарго на тех людей, кто портит наше настоящее искусство.

- Вы очень красивая женщина, всегда на виду, вами восхищаются. В чем для вас женское счастье?

- Выражение - "женское счастье" всегда на слуху. С детских лет мы от всей души желаем его своей маме. Каждый раз, принимая поздравления от других людей, мы слышим пожелания того самого женского счастья. Понятно, что для каждой женщины счастье - это что-то свое. Для кого-то счастье - это исполнение мечты, а мечта тоже, как известно, у каждого своя. Но для подавляющего большинства женщин счастье заключается в семье, в которой все в гармонии, все благополучно. Для некоторых женщин счастье заключается в любящем супруге. По этому поводу один мудрец даже вывел истину, высказав мнение, что состоялся тот мужчина, который смог сделать свою женщину счастливой. Лично для меня женское счастье в том, что у меня есть взрослый сын. Я, наверное, скоро его женю. Мое счастье в том, что я родилась в очень благополучной семье. Мое счастье в том, что я имею сегодня свой статус, любовь народа. Мое счастье, что имею свое место в этом мире. Мое счастье, что состою в партии "Единый Азербайджан". У меня много общественной работы, участие в которой доставляет мне радость. Для меня женское счастье и в том, что, приезжая в страну на какой-либо конгресс, я представляю Азербайджан.

-Что было памятным для вас в прошедшем году?

- Каждый год оставляет частицу своих воспоминаний в сердце. Было и плохое, но и хорошее. Но хорошее остается больше, и это прекрасно. Запомнилось, что в прошлом году моим именем назван Культурный центр в Стамбуле.

- Многое ли из того, что вы наметили себе в творческой жизни, вам удалось реализовать за 45 лет, которые вы провели на сцене?

- Не все удалось... Так получилось, что просто боюсь говорить об этом, поскольку есть у нас люди, которые воруют мысли и идеи. Главное, что у меня есть ученики- молодые и талантливые исполнители, которых я поддерживаю на творческом пути.

- Вы любите животных?

- Люблю до сумасшествия. У меня есть белый кот, по кличке Маркиз. Этот "аристократ" у нас живет уже семь лет. Маркиз чрезвычайно активное, капризное и игривое животное. Других животных наш кот рассматривает только как добычу. И что самое интересное, он пытается сам "воспитывать" своих хозяев. Очень любит свежее мясо. И требует своим мяуканьем, чтобы это мясо разрезали на его глазах. Он чувствует себя хозяином в доме и как хозяин ходит по территории нашей дачи. Моя покойная мама говорила, что наш Маркиз такой же величественный и гордый, как и я. Где бы мы не ходили с ним гулять, он никогда ни поднимет ничего с земли.

- А как вы относитесь к уличным, бродячим животным?

- Когда выезжаю куда-либо на нашем "Хаммере" и замечаю голодную кошку или собаку, прошу водителя остановить машину, зайти в ближайший маркет и купить что-либо из еды для животных.

- Если водители других автомашин вас обгонят, вы спускаете это им с рук или нет?

- Я прошу своего водителя догнать этого смелого ездока. Поравнявшись с машиной обидчика, я несколько секунд строго смотрю на него. Этого достаточно, чтобы он меня узнал и принес свои извинения. А работники ГАИ, увидев мою машину, тут же вступают в права сопровождающих. Бывает, что я спешу на съемку и нарушаю правила дорожного движения. Нашу машину работники правопорядка тут же останавливают, а затем, извинившись, предлагают сопроводить до места нашего назначения.

- Как вы относитесь к Богу?

- Каждый день молю его о том, чтобы он не отнял у меня то, чего я добилась за свою жизнь. А это в первую очередь мой сын, народное уважение, мой статус певицы, здоровье.

- Какой стиль мебели вы предпочитаете у себя дома?

- Я не люблю мебель в стиле "ретро", "антик". Люблю современный дизайн. В этом плане отдаю предпочтение арабской мебели. Она очень мягкая, красивая и вызывающая. Это та мебель, которая создает в квартире уют, а не давит на психику своим вычурным видом.

- Как вы относитесь к такой модной сегодня науке, как эзотерика?

- Слушала о ней, читала, но это то, что мне не интересно.

- Вы любите получать подарки?

- Люблю! На день рождения мне дарят много драгоценностей. Но есть и скромные подарки, подаренные от души. Они мне тоже очень дороги. Меня трудно чем-либо удивить, но мой сын все же удивил меня в прошлом году. Он подарил мне огромнейшую корзину с белыми розами. В корзине была двести одна роза.

- Как вы относитесь к произведению наших художников?

- Замечательно. Особенно мне импонирует творчество Таира Салахова, которого я просто обожаю.

- У каждого человека есть свой внутренний возраст. Вы свой на сколько лет ощущаете?

- Наверное, на тот, когда я еще не получила паспорт.

- Прекрасный ответ! И напоследок, поделитесь с нами своими планами...

- Я немного суеверна и не хочу раньше времени разглашать свои творческие секреты. Скажу только, что в эти дни я завершила работу над очередным музыкальным клипом, который посвятила покойной маме. В этом году у меня несколько частных приглашений в европейские страны. Как известно, я являюсь президентом Культурного центра Всемирного конгресса азербайджанцев и поэтому получаю много приглашений на международные конференции и симпозиумы. Словом, меня ждет много работы...

 

 

С.КАСТРЮЛИН

 

Эхо.  -2012. – 2 февраля. – С. 8.