Компенсации за врачебные ошибки

 

смогут получать пострадавшие или их родственники после принятия закона "О правах пациента"

 

В Милли меджлисе действительно уже некоторое время лежит законопроект "О правах пациента", но в нем отсутствует пункт, касающийся врачебных ошибок и халатности врачей. Об этом "Эхо" сообщил профессор Вугар Мамедов, доктор медицинских наук, юрист, член правления Европейской ассоциации медицинского права, член Американской и Всемирной ассоциации медицинского права, руководитель Азербайджанского бюро кафедры ЮНЕСКО по биоэтике, заместитель директора по науке Института прав человека НАНА. "Законопроект "О правах пациента" мы провели через экспертизу в Институте прав человека НАНА и Азербайджанском бюро кафедры ЮНЕСКО по биоэтике. Документ был передан в соответствующий отдел парламента в начале 2011 года. Мы изучили в этом плане законы ряда стран, в том числе Литовской Республики. Кроме того, этот законопроект был вынесен на общественное обсуждение. В июле 2011 года на канале AzTV в рамках программы "Биоэтика" прошла передача "Права пациентов". Об этом, кстати, писала и ваша газета. Обсуждения тогда прошли с участием депутатов ММ, врачей, ученых, НПО и пациентов".

То, что в данном законопроекте отсутствует пункт "наказание за врачебные ошибки/халатность" - вполне объяснимо, говорит В.Мамедов. "Его и не должно быть в данном законопроекте, так как наказание за врачебные ошибки и халатность предусматривается Административным, Гражданским и Уголовным законодательством нашей страны. Законы Азербайджанской Республики предусматривают различные виды ответственности за правонарушения медицинских работников в сфере их профессиональной деятельности - дисциплинарную, административную, гражданскую и Уголовную. Так, в Уголовном кодексе АР есть статьи 142 ("Неоказание помощи больному"), 143 ("Оставление в опасности"), 314 ("Халатность")".

"Статистических данных по обращениям пациентов в различные инстанции в случае их неудовлетворенности полученной медицинской помощью у нас нет. Эту информацию можно получить обратившись в Министерство здравоохранения и в судебные органы, ибо по действующему сегодня законодательству пациент обращается в таких случаях в вышестоящие органы здравоохранения или в суд. Сравнительно с другими странами, обращений в судебные органы сегодня у нас не так уж и много, что, наверное, свидетельствует о недостаточно высокой правовой просвещенности, нежели о низком числе случаев неудовлетворенности. Имеет место и особенности менталитета. К сожалению, порою нам легче жить смирившись со смертью или инвалидностью наших близких, нежели тратить свои средства, усилия и время на поиск истины, наказание виновных и восстановление своих прав. Считаем, что утерянного уже не вернуть", добавляет эксперт. Но зато, как отмечает В.Мамедов, в законопроекте есть глава об определении ущерба здоровью, что, на его взгляд, немаловажно. "В этом контексте в рекомендованный нашим бюро законопроект мы включили целую главу "Определение ущерба, причиненного здоровью". Такие главы существуют в законах о правах пациента многих стран. Во всем мире при обращениях в медицинские учреждения пациент может не только поправить здоровье, но в ряде случаев его ухудшить, потерять, а порой и умереть. От этого никто не застрахован. И в США, и в Европе, и в Турции, и в Китае везде это происходит. В Америке более 100000 человек в год страдают от врачебных ошибок, и речь идет только о случаях, доказанных в суде. Граждане должны иметь механизмы получения юридической помощи в данных ситуациях, и возможности получения компенсаций в случаях причинения ущерба их здоровью. В этом заинтересовано государство".

 

"В одной из китайских провинций с населением около 9 миллиона человек суды рассматривают до 2000-2200 обращений в год в отношении правонарушений медработников в сфере их профессиональной деятельности. В этом плане у нас ситуация другая. О скольких громких "медицинских делах" в последние годы вы слышали? Сколько из них выиграли пациенты? Кому был возмещен ущерб?... Или мы должны жить с мыслью, что у нас таких ситуаций не бывает, или должны развивать медицинское право в Азербайджане", - сказал В.Мамедов.

"Развитие медицинского права в стране в первую очередь отвечает интересам государства, особенно если оно много инвестирует в здравоохранение, - говорит В.Мамедов. - Обеспечение права на здоровье и осознание гражданином чувства собственной защищенности в системе здравоохранения снижает социальную напряженность, увеличивает его удовлетворение проживания в данном государстве. Президент Ильхам Алиев всегда заявлял, что здоровье азербайджанского народа и азербайджанского гражданина стоит для него на первом месте, и он сделал очень много для совершенствования системы здравоохранения в нашей стране в последние годы: из года в год увеличивается финансирование здравоохранения, улучшается инфраструктура, строятся новые клиники и медицинские учреждения, обучаются кадры за рубежом, приходят новые технологии и оборудование. Безусловно, непосредственным исполнителем всех этих проектов является Министерство здравоохранения, которое в последние годы сделало очень многое. Все эти тенденции дают уверенность, что государство поддержит наши предложения развивать медицинское право и правовое просвещение в медицине".

"В главку "Определение ущерба, причиненного здоровью" мы включили несколько статей: "Право на жалобу", "Возмещение ущерба, причиненного здоровью пациента", "Комиссия по определению ущерба, причиненного здоровью пациента" и другие, а также предложили соответствующие механизмы их исполнения. Кроме этого в законопроекте мы предлагаем включить новые главы и статьи, которые хотя и существуют, но недостаточно развиты в нашем законодательстве, и их отсутствие или недостаточность в правовом отношении создает в настоящее время немало проблем как для пациентов, так и для самих медработников, а также органов здравоохранения. Да и для судебных органов. Мы предложили такие новые главы, как "Информированное согласие", "Представительство", "Обязанности пациентов"; статьи "Право на получение медицинской информации", "Право на внедрение в медицинскую документацию", "Право на участие в планировании и проведении лечения", "Право на облегчение боли", "Участие пациента в биомедицинских исследованиях и учебном процессе", "Право на экспертизу". В настоящее время часть этих вопросов оговорена лишь в статьях 24 и 25 о правах пациентов Основного закона АР "Об охране здоровья населения", по одному предложению по восьми правам, данным пациенту. Это недостаточно и создает много трудностей в нынешних реалиях.

Также хочу добавить, что в предложенном нами законопроекте впервые даны определения понятий "информированное согласие", "пациент", "представитель пациента", "медицинская информация", "медицинское вмешательство", "медицинская помощь", "биомедицинское исследование", "профессиональная медицинская тайна", "обращение пациента", "жалоба пациента" и др. Отсутствие четких определений этих понятий в настоящем законодательстве также затрудняет правопонимание, судебное делопроизводство.

Как сказано было выше, система здравоохранения играет ключевое значение в жизни каждого государства. Процветающая, экономически развитая страна должна иметь здоровых граждан. Как и многие граждане Азербайджана, я испытываю чувство большой благодарности руководству нашей страны, и в первую очередь президенту Азербайджана и первой леди Азербайджана, Послу Доброй воли ЮНЕСКО и ИСЕСКО, президенту Фонда Гейдара Алиева Мехрибан ханым Алиевой за признание всем миром силы и авторитета азербайджанского государства, культуры и традиций азербайджанского народа, за уважение и гордость, которые испытываешь сегодня в мире, называя себя гражданином Азербайджана. Усиление социальной политики в Азербайджане дает мне надежду на скорейшее решение всех обозначенных вопросов и быстрое развитие медицинского права в Азербайджане. Основное пожелание - это то, что улучшение защиты прав пациентов целесообразнее проводить с улучшением прав медработников, у которых основным правом во всем мире считается право на получение достойной зарплаты. Это движение можно было бы назвать защитой прав человека в системе здравоохранения. Не обеспечив минимальных прав врачей и медработников, требовать обеспечения всех прав пациентов тоже не совсем верно с этической точки зрения", - сказал В.Мамедов.

В свою очередь глава Союза потребителей Азербайджана Эюб Гусейнов считает, что случаи врачебных ошибок у нас будут повторяться до тех пор, пока не будет наказано энное количество врачей за свою халатность. "В Азербайджане очень слабая статистика по врачебным ошибкам. Одной из причин этого можно назвать непонимание людей и, что немаловажно чиновников, того что права пациента - это права потребителей. Человек получает медицинские услуги, а значит, является потребителя. Мы, конечно же, периодически получаем такие жалобы. За последний месяц, к примеру, у нас было две жалобы на разные клиники".

был на месте руководства страны запретил нашим чиновникам выезд за рубеж на лечение. Не секрет, что многие частные клиники принадлежат госслужащим. Но стоит появиться у них болячке, как они сразу уезжают из Азербайджана на лечение. Если их клиники так хороши, то пусть и лечатся тут. Мои зарубежные коллеги часто удивляются тому, что наши граждане массово лечатся в их странах. Например, медицинские учреждения Турции, и даже Грузии просто загружены пациентами из Азербайджана", - добавляет Э.Гусейнов.

Еще одним нарушением прав потребителя, по мнению эксперта, является слишком навязчивая реклама медицинских учреждений и аптек. "Я давно изучаю и наблюдаю, как ведется аптечное дело в других странах. В нашей стране их раз в десять больше, чем в любой другой. Мое личное мнение таково, что идет полная "химизация" населения. Интенсивная реклама клиник, больниц, аптек, врачей просто недопустима. Это очень опасная тенденция для Азербайджана. По этим и многим другим причинам нам нужен закон "О защите прав пациента", который находится в Милли меджлисе. Но пока у нас не посадят массово врачей за их ошибки - ситуация не изменится. Сегодня наши врачи применяют мушкетерский принцип: "один за всех и все за одного". И готовы защищать своего коллегу, даже зная, что он плохой специалист".

"Впрочем, мало просто принять закон, нужно обеспечить и его выполнение. К сожалению, тут у нас большие проблемы. К примеру, у нас нет нормальных экспертных баз. Всем этим должно заниматься Министерство здравоохранения. Так что вопросов тут много", - добавил Э.Гусейнов.

Отметим, что по статистике Всемирной организации здравоохранения, ежегодно от врачебных ошибок умирает больше людей, чем погибает в ДТП. Согласно тем же официальным данным, каждый из нас в 33000 раз больше рискует умереть от врачебной ошибки, чем попасть в авиакатастрофу. В частности, в развитых промышленных странах на сегодняшний день операции сопровождаются серьезными осложнениями в 3-16% случаев. Смертность по невнимательности медиков составляет от 0,4 до 0,8%, говорится в докладе ВОЗ, что в абсолютных цифрах выражается примерно в миллионе летальных исходов на операционном столе в год. К примеру, в государствах Экваториальной Африки из-за ошибок анестезиологов одна операция из 150 заканчивается смертью пациента (Medstream).

В Украине ежедневно из-за халатности врачей умирают шесть- семь украинцев, втрое больше становятся инвалидами - такие данные обнародовала Всемирная организация здравоохранения. Соответствуют ли они действительности, можно разве что догадываться, ведь никто в Украине статистики врачебных ошибок не ведет. А также определения "врачебная ошибка" ни в одном документе, который регулирует отношения между медиками и пациентами, нет. Между тем судебных решений в пользу пострадавших пациентов - единицы.

Но такое происходит и в других странах мира. Например, в 2010 году в США от ошибок врачей пострадали 180 тысяч человек, из них 1500 умерли. В Канаде - 24 тысячи пострадали, в Британии - 70 тысяч. В Германии ежегодно фиксируется 100 тысяч врачебных ошибок. В Испании за последние 10 лет от халатности и ошибок врачей умерли более 5000 тысяч человек, сообщает Ассоциация жертв медицинской халатности. В Италии страдают ежегодно 90 тысяч пациентов, сообщает "Новый погляд". Но при этом жертвы могут рассчитывать на компенсацию. Так, в США ежегодно врачебные ошибки обходятся в 29 миллиардов долларов.

 

В.АЛИЕВА

 

Эхо. – 2012. – 5 июня. – С. 1,3.