Этикет японского меча, или "Дух Будо: история боевых искусств"

 

В Музее искусств завершилась выставка, вызвавшая большой интерес у бакинцев

 

В Азербайджанском национальном музее искусств завершилась выставка "Дух Будо: история боевых искусств". Выставка привлекла внимание бакинцев - ежедневно ее посещало большое количество людей, в том числе и много молодежи.

Выставка состояла из двух частей. В первой части экспонировались девять видов "будо" и, наряду с представленными оригиналами и репродукциями предметов боевого снаряжения, используемыми для этой борьбы, - стрелами, луками, военными доспехами, шлемами, была представлена информация об изменениях, произошедших в технике борьбы с VIII по IX век. Вторая часть экспозиции демонстрировала, как в IX-ХХ веках слово "бучутсу" было вытеснено словом "будо" и как дух Будо отражается на жизни рядового японца.

Выставка позволила посетителям взглянуть как бы через особую призму на формирование японского общества, на его историю и мировоззрение, а также понять особую эстетику древнего боевого искусства. Тут же была представлена фотовыставка "Тохоку: возрождение к лучшему будущему", посвященная восстановительным и реабилитационным работам, проводимым в зоне землетрясения в восточной части Японии.

Чем же так привлекла бакинцев экспозиция? Конечно же, необычностью представленных экспонатов. Под стеклянными колпаками на светлых подставках в экспозиционном зале первого этажа музея лежали холодные клинки боевых самурайских мечей различных эпох: Кото (до конца XVI века), Синто (до XVII века), Синсинто (1781-1876 года) и Гэндайто (современность). Известно, что самурай носил два меча - длинный и короткий. Как отмечают специалисты, чтобы определить эпоху изготовления самурайского меча, прежде всего обращают внимание на цвет и на текстуру стали. У мечей Кото цвет металла темно-серый, а у Синто и Синсинто - светлый и яркий. У лучших клинков Кото- полированная поверхность. Существовал своеобразный этикет ношения мечей у самураев. Заткнутый за пояс с правой стороны или положенный справа от себя клинок меча выражал доверие к собеседнику (из такого положения быстро привести меч в боевую готовность затруднительно). Войдя в жилище, длинный меч следовало оставить у входа в специальной подставке. Входящий в чужой дом с мечом выказывает тем самым высокую степень неуважения к хозяину. Передавать меч полагается рукоятью к себе - поворот меча рукоятью к противнику означает неуважение к его боевым навыкам. При демонстрации меч не обнажается полностью, а касаться его можно только шелковым платком или листом рисовой бумаги. Обнажение меча, удар ножнами о ножны и бряцание оружием равносильно вызову, за которым может последовать удар без предупреждения.

Так и хочется подержать в руках эту холодную, тяжелую сталь и на машине времени вернуться в эпоху междоусобных войн средних веков Японии, частично отраженной в замечательном фильме классика японского кино Акиры Куросавы "Семь самураев".

К слову сказать, этот фильм, которому исполняется в этом году 58 лет появился во многом потому, что мэтр японского кино решил попробовать себя в популярном в Японии жанре "дзидайгэки" (историческом фильме о боевых приключениях самураев), причем сделать его одновременно и глубоким по смыслу, и увлекательным по форме. Как свидетельствует отзывы критиков, с этой трудной задачей мастеру справиться удалось. ...В 16 веке в Японии полыхает гражданская война. Семь профессиональных воинов- самураев, нанятых деревенскими жителями, сплачивают раздробленных и малодушных людей против мародеров и банд разбойников...Куросава показывает яркие, выразительные и достоверные персонажи, на которых стала в шестидесятые годы равняться японская молодежь. Несмотря на реалистичность и беспощадность в подаче материала, картина пронизана высокой поэтикой и лиризмом, жизнеутверждающим пониманием и человечностью. Этот фильм стал в буквальном смысле культовым для кинематографистов всего мира. Зрители приобщились к традициям самураев - профессиональных войнов, и с интересом следили за приключениями героев фильма.

Но если углубиться в историю возникновения самурайского духа в Японии - главного идеала в духовной и культурной жизни японцев, то можно прийти к следующим интересным выводам. Воплощением самурайского идеала в Японии в ХII веке был глава семейного клана Тайра - Киэмори Киэмори. Он воевал и наслаждался поэзией, был неудержим в битвах и непобедим в поединках, он испытал любовь сотен женщин и страдал от разлуки с любимой. Он сочетал в себе два, на первый взгляд, противоречивых начала - монаха и воина. С окончанием войн и междоусобиц в Японии, самурайский дух нашел новое для себя воплощение - в спортивных единоборствах, началом для которых послужило будо. В интервью, опубликованном в журнале "Eat-Japan" выдающийся мастер кюдо (японской традиционной стрельбы из лука), Лайэм О\'Брайан, дал интересную характеристику будо. "Исторические истоки будо лежат в воинских традициях. Например, кюдо, "путь лука", когда-то был кудзюцу - просто техникой использования лука в качестве оружия. В конце XIX века воинские техники стали видами спорта и путями морального и духовного совершенствования. Например, дзюдзюцу превратилось в дзюдо. Практика будо - это практика постепенного развития, и как в таковой в ней есть несколько степеней опыта. От будо можно получать удовольствие как от хобби или спорта для развлечения, но по мере того как опыт человека углубляется, более значительными становятся моральные и духовные составляющие. Когда человек стремится к более глубокому уровню формы, это развитие неизбежно". Поскольку все восточные боевые искусства несут в большинстве своем элементы китайской спортивной борьбы, то можно расшифровать этот термин, пользуясь китайскими иероглифами. Так, первый иероглиф, бу, означает "прекращение конфликта", а значение второго, до, - "дорога", "путь" или "дисциплина". Таким образом, будо - это дисциплина прекращения конфликта, путь достижения мира и гармонии через практику дисциплин, которые исторически, по происхождению, являются боевыми. Основная цель будо - не изучение искусств борьбы и поединка, она, скорее, состоит в том, чтобы люди в роли бойца находили мир в себе и привносили этот мир в свое общество. Таким образом, можно сказать, что "боевые искусства" тоже могут быть неким идеалом личного совершенствования и моральных ценностей, которых так не хватает людям в современном нашем обществе.

Наверное, именно поэтому так людно было в дни работы выставки в Азербайджанском национальном музее искусств. Отметим, что выставка была организована Министерством культуры и туризма Азербайджанской республики и Посольством Японии в Азербайджане в связи с 20-летием установления дипломатических отношений между Азербайджаном и Японией.

 

С. КАСТРЮЛИН

 

Эхо. – 2012.  – 6 марта.  – С. 8.