Вспоминая маэстро Ростроповича

 

Азад Алиев рассказывает, как Ростропович нашел дом своего детства

О том, как Ростропович нашёл свой дом детства - ныне дом-музей отца и сына Ростроповичей рассказывает главный дирижер и художественный руководитель Симфонического оркестра имиязи Азербайджанского радио и телевидения, профессор Азад Алиев:

Впервые мой отец Сабир Алиев (С.Алиев считается основоположником виолончельной школы в Азербайджане - Автор) познакомился с Мстиславом Ростроповичем в пятидесятые годы в Москве. С тех пор они подружились. Отец, нередко бывая в Москве, водил к нему своих учеников на открытые уроки, которые Ростропович давал в Московской консерватории, иногда у себя на квартире. Это были годы моей юности.

Если не ошибаюсь, в Баку с первым концертом М.Ростропович приезжал в 1968 году и давал тогда открытые уроки, сейчас мы называем их мастер-классы. А в 1971 году (октябрь, ноябрь) прошли его исторические концерты в Баку. Помню, ранним утром я заезжал за ним в гостиницу "Старый Интурист". Я был тогда в роли его водителя, адъютанта, как хотите называйте. В начале дня перед концертами в течение пяти часов он репетировал: два - с пианистом, и еще 2-3 часа - с оркестром маэстро Ниязи. За пять дней он дал 10 концертов! И каждый день выступал с новой программой. Это была нечеловеческая нагрузка. Правда, тогда он был в самом расцвете сил. Ростропович, вообще, был человеком фантастической энергии, я таких людей не встречал в жизни. От него будто исходил энергетический заряд. Мы заряжались от него этой энергией, и это, кажется, на всю жизнь. До 1975 года между отцом и Ростроповичем были тесные связи, но после его отъезда из бывшего Союза все контакты прекратились. Ростропович рассказывал в то время отцу, что неподалеку от его дачи, где он дал приют опальному Солженицыну, КГБ поставил будку и следил за дачей день и ночь.

Ростропович приехал в Баку в 1996 году, как известно, после сделанного президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым приглашения отметить 70-летний юбилей маэстро на его родине. Я был в числе встречающих Мстислава Ростроповича, как один из близко знающих Ростроповича. И он меня сразу узнал, подошел и сказал ласково: Азенька, я тебя узнал. А когда он произнес речь в бакинской консерватории перед учениками и педагогами, он сказал, что ему дороги стены этой консерватории, потому что здесь работал Сабир Алиев, которого он назвал в своей короткой речи основоположником азербайджанской виолончельной школы. С тех пор он приезжал в Азербайджан каждый год, давал концерты и мастер-классы. Благодаря ему наш Государственный Симфонический оркестр получил замечательные музыкальные инструменты, он помог повысить оклады музыкантов. Ростропович способствовал восстановлению филармонии. Он немало успел сделать для развития нашего музыкального искусства.

Кстати, еще в конце 60-х, будучи в Баку, Мстислав Леопольдович сказал моему отцу, что очень хочет отыскать квартиру, в которой он родился. Он помнил некоторые приметы двора и улицы и знал, что улица называлась Колодезной. Отец искал неделю и нашел. В одном из дворов женщина сказала, что действительно в их дворе некогда жила семья Ростроповичей. Мы тогда посетили эту квартиру, а хозяева накрыли стол и очень радушно встретили Ростроповича. Спустя почти 30 лет я снова, по памяти, стал искать эту квартиру. Так как отца уже не было. И был издан указ президента Г.Алиева об основании в их старой квартире дома-музея Ростроповичей. Я едва вспомнил тогда имя хозяина квартиры - Аббас-киши, затем нашел в телефонной книжке отца его телефон. Позвонил ему, и когда сказал, что к ним зайдут с министром культуры, он с испугом воскликнул: Зачем? Позже его семью переселили в хорошую квартиру, а в бывшем доме Ростроповичей был создан музей

 

 

 

 

С. ГЕЙДАРОВА

 

Эхо.-2012.-2 мая.-С.8