Низами Мамедов:"Бакинские гуманитарные форумы - уникальные события..."

 

Интервью "Эхо" с академиком Российской академии естественных наук, членом Международной ассоциации писателей и публицистов Низами Мамедовым

Наш собеседник - доктор философских наук, профессор, академик Российской академии естественных наук, Российской экологической академии, эксперт ЮНЕСКО, почетный работник образования Российской Федерации. Известен работами в области философии, социальной экологии, культурологии, теории устойчивого развития и экологического образования, автор более 300 публикаций, в том числе монографий, учебников, учебных пособий и программ, получивших признание научно- педагогической общественности многих стран.

Вместе с тем Низами Мамедов - член Международной ассоциации писателей и публицистов. Недавно он был в Баку и побеседовал с корреспондентом "Эхо".

- Не могли бы вы сказать несколько слов о себе?

 

- Родился в 1946 году в городе Газах. В 1962 г. окончил Азербайджанский политехнический институт. После завершения учебы преподавал в политехническом институте теорию автоматического регулирования. Интерес к философским вопросам кибернетики обусловил мой переход в Институт философии и права АН Азербайджанской ССР. Учился в аспирантуре Института философии АН СССР, одновременно был вольнослушателем философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. В 1977г. защитил кандидатскую диссертацию, посвященную роли синтеза знаний при моделировании сложных систем. В 1984 г. защитил докторскую диссертацию, в которой рассматривались вопросы развития науки, инженерной деятельности в связи с экологической проблематикой. В 1987 г. был приглашен на работу в Московский педагогический государственный университет. В течение ряда лет возглавлял научно-методический совет педагогических вузов России по социально-гуманитарным дисциплинам, участвовал в разработках Российской академии образования в области экологического образования. С 1995 г. по настоящее время являюсь профессором Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ. По совместительству - директор Института глобализации и устойчивого развития Академии МНЭПУ.

 

- Ваши работы находятся на пересечении философии, культурологи, экологии..ожно ли считать, что центральной для вас все же является экологическая тематика?

 

- Да, все эти годы я пытаюсь понять предпосылки неадекватного отношения человека к окружающей среде, анализирую способы решения этой проблемы. Это то, что определяет истоки экологического кризиса и пути его преодоления. Человек - часть природы, он не может жить без биосферы. Но он всеми доступными ему средствами с момента своего появления разрушает биосферу. Это я называю "парадоксом Ламарка". Известный французский естествоиспытатель Ж.Б.Ламарк в ХYIII веке впервые обратил внимание на это. В начале ХХ века академик В.И.Вернадский пытался решить этот парадокс путем выявления так называемых биосферных функций человека. Он оправданно считал, что все живые организмы в биосфере выполняют определенную позитивную функцию, например, накапливают энергию Солнца, повышая тем самым устойчивость биосферы. Соответственно, по его мнению и человек также должен выполнять какую-то позитивную функцию в биосфере. Так логическим путем он пришел к идее ноосферы, суть которой в том, что в лице человека природа на определенном этапе эволюции начинает познавать свои закономерности, и человек, осознав эти закономерности, призван учитывать их в своей деятельности и гармонизировать отношения с природой. Предположение В.И.Вернадского об эпохе ноосферы, как высшем этапе эволюционного процесса, относится к гипотетическим построениям, хотя и базируется всецело на научном мировоззрении. В конце ХХ века эти идеи определили философскую основу концепции устойчивого, поддерживаемого развития, объявленной ООН как "Повестка дня на ХХI столетие". Как видно, проблема взаимоотношения человека и природы носит интегративный характер, она связана с данными наук о Земле, человеке, культуре, особенностями техники и технологии цивилизации и другими реалиями. Вот и получается, что занимаюсь одной проблемой, но неизбежно обращаюсь к естествознанию, антропологии, социологии, культурологи и истории техники, науки и т.д.

 

- Но вы занимаетесь также вопросами образования, являетесь автором известного российского школьного учебника по экологии, учебных пособий для высших учебных заведений, членом Научного совета по экологическому образованию при президиуме Российской академии образования, представляете Россию в ЮНЕСКО как эксперт в области образования

- Дело в том, что практическое решение экологической проблемы возможно на основе нового сознания, нового мышления, которые можно сформировать целенаправленному экологическому образованию.

- В чем особенность экологического образования?

- Традиционное образование основывается на известных устоявшихся знаниях. И отставание образования от науки в таком случае неизбежно и может быть разным по времени. Отставание же экологического образования от развития экологии должно сводиться к минимуму. Другими словами, новое в экологии без промедления должно учитываться в многогранной преобразующей деятельности человека. Иначе экологическое познание теряет смысл.

- Тем не менее до сих пор остается дискуссионным вопрос о статусе экологического образования. Должно ли оно быть обязательным в школьных программах, или его лучше реализовывать в структуре дополнительного образования?

- На мой взгляд экологическое образование должно не просто проникнуть в структуру образования, а должно стать одним из ее важнейших оснований. Если литература и история нужны для усвоения ценностей духовной культуры, естествознание - закономерностей природы, то экологическое образование необходимо для формирования подлинно человеческого отношения к природе, определения допустимой меры преобразования природы, усвоения социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека. Экологическое образование предполагает различные формы экологической деятельности и неформального экологического образования. Дополнительные формы экологического образования и просвещения, разнообразная экологическая деятельность необходимы, но недостаточны для формирования экологического сознания. Во многих развитых странах экологическое образование находится в центре внимания не только государства, но и соответствующих институтов гражданского общества. Функционируют многочисленные центры экологического образования, проводятся различные конкурсы, викторины по экологической тематике, издается дополнительная учебная литература.

- Как вы оцениваете состояние экологического образования в Азербайджане?

- Зависимость истории Азербайджана, его культуры, экономики от природных факторов, на мой взгляд, в должной мере не отражена в содержании нынешней системы образования. Азербайджан богат не только горючими ресурсами, но и культурным наследием, уникальным сочетанием природных зон, неповторимыми ландшафтами, биологическим разнообразием. Интенсивная преобразуюшая деятельность в республике в прошлом столетии привела к серьезным экологическим последствиям. Так, значительно уменьшились площади лесов, исчезли небольшие реки, на обширных территориях произошло опасное засоление почв, опустынивание, загрязнение водной среды, особенно Аракса, Куры, Каспийского моря. Особую тревогу вызывает колебание уровня Каспийского моря. Все это свидетельствует о том, что внимание к экологическому образованию в Азербайджане имеет не только природоохранное, но и непосредственное социальное и экономическое значение. Модернизация экономики и переход Азербайджана на "зеленую" (ресурсосберегающую и природоохранную) экономику невозможны без экологизации общего и профессионального образования. В целом экологическое образование должно иметь приоритетное значение в Азербайджане. Его создание может быть весомым вкладом в обеспечение будущего азербайджанского народа.

 

- Вы много внимания уделяете культурологической тематике. С чем это связано?

- Призывы к гармонизации социально-экономического и экологического развития, к устойчивому развитию будут реализованы, если мы серьезно займемся выявлением роли культуры в историческом процессе; определим меру управляемости культуры, механизмы обогащения национальных культур всечеловеческими, экологическими ценностями. Для этого, с одной стороны, надо разобраться, что определяет основания разнообразия культур, их стабильность в течение столетий. С другой - что содействует взаимодействию культур, их определенной конвергенции.

- Почему осмысление экологической проблемы привело к критике культуры?

- Хочу защитить человека, перефразировав слова из Библии: человек не ведает, что творит. Другими словами, человек зачастую непреднамеренно разрушал и разрушает устои своего существования. Он, в принципе, не может однозначно предполагать результат, последствия своего творчества. Это обстоятельство, между прочим, заставляет иначе смотреть и на "парадокс Ламарка". Деятельность человека обычно развертывается в условиях, когда не совсем ясна глубокая взаимосвязь событий в обществе, между явлениями природы. Характер реакции большинства этих факторов на те или иные воздействия становится известным лишь через определенное время. Вот почему фундаментальное значение для гармонизации будущего состояния общества как на глобальном, так и на региональном, локальном уровнях приобретает всестороннее моделирование и прогнозирование возможных последствий преобразующей деятельности человека.

- В Баку в последние годы проводятся масштабные гуманитарные форумы. В них участвуют выдающиеся ученые, политики, деятели культуры со всего мира. Как вы оцениваете эти форумы?

 

- Бакинские гуманитарные форумы - уникальные события. Я не знаю ни одной страны мира, которая целиком брала бы на себя всю организационную, финансовую ответственность за проведение таких мероприятий. В содержательном плане можно сказать, что Азербайджан в данном случае выполняет общечеловеческую миссию, сопоставимую с миссией ЮНЕСКО. На наших глазах Баку становится центром осмысления актуальных проблем развития человечества. Вместе с тем, проведение таких форумов, несомненно, создает высокий духовный, интеллектуальный имидж Азербайджана в глазах мировой общественности.

- Вы думаете, что человечество сейчас способно перейти к новым гуманистическим ценностям?

- Переход к новому гуманизму не утопия. Все великие идеи вначале казались утопическими, но со временем реализовывались, определяя логику истории. В данном случае имеются серьезные теоретические и практические предпосылки. Главным фактором здесь выступает социализация индивида. Как известно, она реализуется системой воспитания и образования, всеми средствами коммуникации, искусства, литературы, кинематографа. Однако сейчас весь этот процесс носит хаотический характер, нет целостной действенной глобальной политики в данной сфере. На мой взгляд, координирующим центром в формировании новой концепции социализации индивида, отвечающей идеалам гуманизма, может выступать ЮНЕСКО.

- Что связывает вас с Азербайджаном?

- Пытаюсь поддерживать тесные связи с философами и экологами Азербайджана. Мои бывшие аспиранты и соискатели занимают достойные позиции в Азербайджане (среди них член-корреспондент НАН Севда Мамедалиева, профессора Адиль Асадов, Закир Мамедалиев, Назим Гусейнли и др.). Ряд моих работ переведены на азербайджанский язык, в частности, школьный учебник по экологии. В тяжелые времена карабахского кризиса я опубликовал в газете "Бакинский рабочий" (октябрь, 1993 г.) статью "Карабахский синдром", которая потом попала в ряд сборников и была признана одной из лучших аналитических публикаций, посвященных данному вопросу. Участвую, по мере возможности, в различных мероприятиях, которые организуют Посольство Азербайджана в России, Представительство Фонда Гейдара Алиева и Всероссийский азербайджанский конгресс.

- Что вы думаете о современном положении и перспективах Азербайджана?

- Исторически нашему народу не очень везло. Географическое положение страны обусловило множество нашествий и разорений. До сих пор мы с оглядкой говорим о том, что Азербайджан разделен на две части... Хорошо, что в сложнейший период геополитической ломки истории во главе Азербайджана был выдающийся политический деятель - Гейдар Алиев. Для Гейдара Алиева были характерны оптимистическая жизненная позиция, высокие гуманистические идеалы, непредвзятая оценка социальных событий. Его деятельность отличалась аргументированностью постановки того или иного вопроса, всесторонностью анализа различных фактов, глубоким пониманием политической действительности. На этом основывалась его уверенность в правоте избранного пути, которая передавалась и широким слоям населения. Все это сыграло существенную роль в сохранении азербайджанской государственности. Уверенно политическую эстафету от Гейдара Алиева принял Ильхам Алиев, прекрасно знающий и понимающий чаяния народа, мировые процессы, витиеватую политику великих держав. Главное сейчас для Азербайджана - мирное разрешение карабахского вопроса. Без этого невозможно полноценно говорить о социальных, экономических, экологических вопросах, об устойчивом развитии региона. Это разрешимый по всем канонам международного права вопрос упирается в политические айсберги, которые окружают Азербайджан. Здесь нужны не только твердость, политическая воля, но и разумная осторожность. И это достойно демонстрирует Ильхам Алиев. Решение карабахского вопроса затягивается, но время в данном случае работает на нас. Азербайджан в ближайшие годы по всем показателям опередит Армению на порядок. И Армении придется смириться с международными нормами и установить нормальные отношения с Азербайджаном.

Хочу выразить свое восхищение деятельностью первой леди Азербайджана - Мехрибан ханум. Ее выдающиеся интеллектуальные, человеческие, деловые качества прекрасно дополняют высокую политику президента в социальной и гуманитарной сферах.

И.АСАДОВА

Эхо.- 2012.- 13 октября.- С.-11