Новая программа для учащихся музыкальных школ и колледжей.

 

Издана на днях Министерством культуры и туризма

 

В большом зале Бакинской музыкальной академии (БМА) состоялась презентация-концерт Программы для учащихся музыкальных школ и колледжей "Развитие национального ладового мышления на основе научной системы Узеира Гаджибекова". Составителями проекта являются ректор БМА Фархад Бадалбейли и директор школы-студии БМА Тарлан Сеидов.

Представляя собой дополнение к действующим курсам ряда специальных дисциплин, данная программа является результатом проводимой БМА на базе школы-студии экспериментальной работы по активизации и возрождению национальной генной музыкальной памяти подрастающего поколения. Программа стала органической частью проводимой Министерством культуры и туризма работы по реформированию музыкального образования в республике.

Появление нового проекта имеет свою предысторию. Известно, что от советской эпохи мы унаследовали надежную систему музыкального образования. Вместе с тем в этой системе недостаточно уделено внимания региональному национальному музыкальному развитию в советских республиках. Это, прежде всего, касается фольклорной составляющей всех звеньев музыкального образования - начального, среднего и высшего. Хотя уже в 1945 году, за три года до кончины Узеира Гаджибекова, вышел из печати под редакцией пианистки Койкеб ханум Сафаралиевой его выдающийся научный труд "Основы азербайджанской народной музыки". Этот труд, став по сути своей трактатом, предоставил музыкантам всех специальностей и всех возрастных категорий широкие возможности в осмысленном постижении "азбуки" народного творчества. Закономерным представляется тот факт, что вслед за этим трудом великого классика (вновь под редакцией Койкеб Сафаралиевой) выходит из печати "Пособие для начального обучения игре на фортепиано", составленное опытными методистами Л. Егоровой и Р.Сировичлагодаря этому пособию начинающие музыканты получили возможность изо дня в день соприкасаться с произведениями не только западноевропейской и русской музыки, музыкой народов СССР, но и, прежде всего, с народным музыкальным творчеством и с музыкой азербайджанских композиторов. Нет ни одного музыканта, который, посещая занятия в музыкальной школе, не обучался бы по этому учебнику. Это пособие, как и изданные в разные годы хрестоматии профессоров Сеида Рустамова, Таира Атакишиева, Севды Ибрагимовой, Октая Раджабова и других авторов, в большой степени восполнило отсутствие национального учебника по "Сольфеджио". Изданные незначительным тиражом учебник "Сольфеджио" для музыкальных техникумов и консерватории видных методистов профессоров БМА Зарифы Бакихановой и Гохар Гусейновой в 1988 году и выпущенный в 2002 году школой-студией учебник "Сольфеджио" (для 1 - 7 классов) композитора Рахили Гасановой, давно стали библиографической редкостью. По этой причине педагоги музыкальных школ вынуждены применять в своей работе советский учебник Калмыкова и Фридкина, регулярно издающийся в России и доставляемый различными способами в Азербайджан.

 

С большим сожалением приходится констатировать: в учебнике "Сольфеджио" Калмыкова и Фридкина широко представлена прежде всего русская народная музыка, а также украинская, белорусская, чешская, грузинская, молдавская. Что характерно, в нем нет ни одного образца азербайджанской музыки - как народной, так и профессиональной.

Что же касается ладового обучения, то в настоящее время, как и раньше, дети на уроках сольфеджио и в классах по специальности широко изучают не только мажоро-минорную ладовую систему, исполняя изо дня в день гаммы и арпеджио аккордов во всех тональностях, но и древнегреческие лады.

Справедливости ради следует отметить, что сравнительно недавно в музыкальных школах в курсы по сольфеджио внедрено изучение азербайджанских ладов. Но этот положительный фактор никак не может выдержать конкуренции с изучением мажоро-минорной ладовой системы, которая на постоянной основе работает в классах специальных инструментов. То есть, в настоящее время изучение азербайджанских ладов по своему статусу и объёму приравнено к ладам Древней Греции!

В начале 90-х годов прошлого столетия, после приобретения государственности, начался пересмотр старых учебных программ музыкального обучения. В частности, в БМА исполнители на народных инструментах, согласно "советской" программе, изучали мугам только при завершении вуза, т.е. на 5 курсетот и многие другие факты послужили поводом для начала коренной перестройки всей системы национального музыкального образования. БМА во главе с ректором Ф.Бадалбейли начала серьезную работу по превращению музыкального вуза в кузницу подготовки именно национальных кадров по всем специальностям. В начале 90-х годов по его инициативе в БМА на народно-исполнительском отделении дополнительно были открыты две кафедры, которые возглавили выдающиеся музыканты, народные артисты и профессора композитор Васиф Адыгезалов и тарист-виртуоз Рамиз Кулиев. По инициативе ректора в БМА были открыты и две научные лаборатории по дальнейшему исследованию основ азербайджанской народной музыки. Одна из этих лабораторий провела большую работу по реставрации старинных музыкальных инструментов. В настоящее время эти реставрированные инструменты звучат в получившем широкую известность ансамбле под руководством заведующего лабораторией, народного артиста, профессора Меджнуна Керимова начале 90-х годов получила статус структурного подразделения БМА школа-студия, являющаяся экспериментальной лабораторией вуза в области развития инновационных методов музыкального образования.Мощным стимулом для развития национального ладового мышления стал выпущенный БМА к 125-летию со дня рождения великого классика Узеира Гаджибекова его фундаментальный научный труд "Основы азербайджанской народной музыки". Впервые изданный на латинице этот труд Узеира Гаджибекова получил свое второе рождение. Для лучшего понимания и изучения книги Узеирбека в это издание включены методические рекомендации, способствующие глубокому изучению основ азербайджанской народной музыки. В осуществлении этого проекта под руководством Фархада Бадалбейли приняли участие Октай Абаскулиев (координатор проекта), Тариэль Мамедов (научный редактор), Рамиз Зохрабов (научный консультант) и Джамиля Гасанова (редактор и составитель методических рекомендаций).

В том же году школой-студией БМА было подготовлено и выпущено адаптированное издание "Основ азербайджанской народной музыки" Узеира Гаджибекова для учащихся музыкальных школ и колледжей (составитель - Тарлан Сеидов).

Эти два издания научного труда Узеира Гаджибекова - в первом случае полного, а во втором - адаптированного, и послужили основой для подготовки презентуемой Программы развития национального ладового мышления на основе научной системы Узеира Гаджибекова.

Данная программа предусматривает поэтапность в изучении ладовой системы. В первых 4-х классах дети поют на уроках сольфеджио и исполняют на своих инструментах звукоряды и полные каденции всех семи основных ладов. В 5 - 7 классах к ним добавляются половинные каденции и первые разделы этих ладов - Майе. В 8 - 11 классах и на 1 - 4 курсах музыкальных колледжей учащиеся поют и исполняют на своих инструментах все разделы мугамных ладоврограмма, изданная Министерством культуры и туризма республики, в течение последних нескольких лет прошла апробацию в школе-студии и рассмотрена и утверждена Ученым советом БМА. Данная программа является дополнением к курсам предметов "Основы азербайджанской народной музыки", "Сольфеджио", "Импровизация и сочинение", "Хоровой класс", "Специальный инструмент", "Общее фортепиано".

В обсуждении программы на презентации приняли участие профессора БМА Рамиз Кулиев, Имруз Эфендиева, Земфира Кафарова, завафедрами педагогического университета Минара Дадашева и Университета культуры и искусства Камилла Дадашзаде, представитель Министерства культуры и туризма Натиг Мустафаев.

Отметим, что презентация сопровождалась театрализованным представлением учащихся школы-студии, подготовленным под руководством доцента Медины Туаевой, Офелии Ахундовой и Натаван Фарзалиевой. Ими были впервые озвучены стержневые положения научного труда Узеира Гаджибекова, который лег в основу программы.