Прекрасные бакинские оттенки джаз-фестиваля

 

Полет тандема

Бакинский джаз-фестиваль... Это всегда звучит завораживающе, т.к. ежегодное празднество джазовой музыки стало одним из важных брендов города. Значительным событием. Потому что подбор участников всегда тончайший. Публику потрясает разнообразие стилей. Звучаний. Идей. Где отчетливыми красками проявляется реальнейший сплав Востока и Запада, национальной самобытности и общемировых музыкальных завоеваний. Отрадно, что в этом созвездии наши мастера не то что не теряются, а в корне наоборот - они расширяют границы фестиваля, демонстрируя прекрасные достижения азербайджанской джазовой школы. В этом контексте можно выразить лишь слова благодарности директору джаз-центра Руфату Алескерову, 19 октября создавшего прекрасный музыкальный микроклимат. Завораживающий голос Ульвии Рагимовой, потрясающие пианисты Этибар Асадли и Айсель Мамедова, великолепная группа Palmas с Чингизом Мустафаевым, неподражаемый сакс Заура Мирзоева...

О каждом из них, как и о других исполнителях, порадовавших в предыдущую пятницу бакинцев, можно (и нужно!) говорить много и ярко. И будет сказано, ИншаАллах! Но с учетом того, что сегодня наша звезда Ульвия Рагимова, к сожалению, не так часто выступает в Баку, уделим внимание ее красочнейшему тандему с Айсель. Именно не дуэту, как таковому, а тандему, раскрывающему богатейший потенциал девушек. Дуэт ведь может высветиться за счет профессионализма, например, а вот тандем, особенно на музыкальном фоне, это, конечно, не просто нахождение двоих на одной оси или линии, а некое единение помыслов. Идей. Да и проявление особых стыковочных нот во внутреннем состоянии души.

Так вот, 19 октября внутри джаз-центра парили аккорды Айсель и вокал Ульвии. Тонкость же в том, что данный полет, ведший за собой зрителей, расширял горизонты известных хитов далеко не только за счет мастерства исполнительниц, а вследствие уникальной легкости их совместного парения, создававшего неповторимые ощущения для слушателей. Наверное именно здесь стержень успеха этого тандема. Музыканты прекрасно чувствуют друг друга. Им не нужны какие-то особые взаимные подсказки или знаки, настолько они ощущают особое единение.

Безусловно, интерпретация ими каждого из хитов, будь они исполнены на английском или русском языках, производит неизгладимое впечатление. Но особо ярко прозвучала знаменитая композиция из репертуара короля "диско-соула" (остановимся на этом определении) Barry White - "Never, Never Gonna Give You Up". В свое время ее очень интересно трактовала обаятельнейшая Lisa Stansfield, но Ульвия и Айсель взглянули на произведение в ином измерении. Они создали версию "Never, never...", органически связавшую disco, pop и soul в джазовой оболочке.

Вот такое внутреннее единение исполнительниц привело к их свободному и легкому полету в зале джаз-центра. Увлекшего за собой благодарных зрителей.

Конечно, Ульвия - это уже имя; безусловный талант, в немалой степени сумевший воплотить свои внутренние помыслы. У Айсель же звездный путь только начинается. Причем на довольно редком, в общем-то, поприще для женского джаза - его представлении посредством фортепиано. Что интересно, на знаменитом джазовом фестивале в Монтре летом с.г. Айсель выступила в конкурсе вокалистов, оказавшись среди 11 участниц, отобранных из числа 300 человек, подавших свои "музыкальные" заявки. Но себя выпускница школы им. Бюльбюля Бакинской музыкальной академии вокалисткой не видит. Во всяком случае на нынешнем этапе Айсель уверена, что она становится самой собой во время общения с залом через фортепианные клавиши.

Возможно именно этот нюанс постепенно подвел ее к желанию высказываться через собственные произведения. Писать музыку для нее - это фактически внутренняя потребность. "Каждое событие, даже самый мало-мальский кадр из жизни, запечатлевается мною через мелодию, - делится она переживаемым, - человек, с кем я общаюсь, его мысли, мои сомнения - все имеет для меня определенное музыкальное сопровождение". А уже затем, оставаясь как бы один на один с самой собой, Айсель садится к инструменту, и разрозненные голоса пережитого с помощью музыкального сопровождения складываются воедино.

Мелодия сразу записывается в память компьютера. Но иногда получается так, что некая навеянная тема (идея) остается неоконченной. "Наверное я ленива", - рассуждает она вслух". Но, видя и слыша Айсель на концертах, этого не скажешь, потому что рядом с ней - полнейшая самоотдача и проявляющийся результат каждодневного труда. Она вся в музыке, пытаясь делиться внутренним поиском со слушателями. Посему каждое неоконченное произведение Айсель, скорее, просто ждет нужного часа. Новых эмоций, должных придать окончательную форму мыслям, отражающимся через ноты. Айсель мечтает создавать музыку к кинофильмам. Заниматься аранжировкой. А еще надеется в скором времени издать диск из десятка написанных ею произведений. Что при ее целеустремленности вполне достижимо. Поэтому пожелаем Айсель добиться самых звездных вершин.

А Руфата Алескерова поблагодарим в очередной раз за те часы наслаждения, которые он с любовью предоставляет любителям джаза.

Теймур АТАЕВ

Эхо.- 2012.- 25 октября.- С.-11