Лиана Везирова: "В душе я осталась той молодой, неискушенной девушкой..."

 

Интервью "Эхо" с директором Бакинского мзейного центра Министерства культуры и туризма

 

- Какую роль играет сегодня Музейный центр в культурной жизни страны?

- Я бы сказала, что наш Музейный центр можно рассматривать как социальный институт, выполняющий социально-значимые функции в Азербайджане. Сегодня, в ХХI веке, активно формируется информационное общество, где особое место уделяется уровню культуры и образования населения, совершенству системы образования и культуры. Поэтому актуальными становятся и вопросы по расширению и укреплению культурных связей между Азербайджаном и другими странами.

- Работа Музейного центра рассчитана на весь год?

- Всего один месяц в году - август, когда в Баку наступает невыносимая жара, наши граждане разъезжаются в отпуска. Министерство культуры заинтересовано в нашей ежедневной деятельности. Поэтому, кроме понедельника, который для всех музейных работников считается выходным днем, все остальные дни наши сотрудники проводят в Музейном центре. Если вы помните, раньше в праздничные дни музеи тоже не работали. Мы - работаем.

- Подводя итоги прошлого, 2011 года, какие проекты вы хотели бы особенно отметить?

- К примеру, летом мы провели третий по счету вернисаж "Цвет лета", на котором были представлены лучшие работы современных художников нашей страны. Затем мы совместно с Министерством культуры и туризма организовали и провели Международный бакинский биеннале кукол "Фьюжен Долл". Чуть раньше в Музейном центре прошла выставка "Куклы в стиле джаз". Это был мой проект на тему кукол. На выставке, которая проходила на протяжении десяти дней, были представлены концептуальные работы Парвиза Гусейнова и Ирины Гундориной. Еще одно мероприятие было проведено в рамках Международного фестиваля кукольных театров. Как вы знаете, этот фестиваль был проведен согласно постановлению президента Ильхама Алиева "О развитии азербайджанского театра в 2009-2019 годах".

- Какие отзывы вызвало биеннале кукол у бакинцев?

- Кукольное искусство - это часть любой культуры. И как точно заметил один из художников, посетивший биеннале, народный художник Агали Ибрагимов, представленные работы смотрятся не просто как детские куклы, а как малые формы скульптурных работ, в которых сохранены традиции культуры того народа, яркие представители которого и создали эти малые скульптурные формы. У нас кукольное искусство не было так развито, как в России, Америке, Европе. Думаю, что проведенное осенью биеннале кукол в Музейном центре даст начало новому отсчету времени на пути развития авторской куклы и у нас в стране.

- Немало наших художников проживают за границей. Было бы интересно популяризировать их искусство на их родине, в Азербайджане. Как вы считаете?

- Такие проекты у нас есть. Достаточно вспомнить октябрьскую выставку художницы Маргариты Керимовой-Соколовой, ныне проживающей в Кельне. В Баку она привезла цикл работ под названием "Карнавальная Венеция", написанных под впечатлением поездки на ежегодный праздник в Венецию. Я заметила, что многих посетителей привлекла "портретная галерея", в которой художница изобразила своих знакомых, переодетых в костюмы средних веков. Ее работы находятся в частных коллекциях Азербайджана, Германии, России, США.

- А как-то перекликаются злободневные темы нашей жизни в творчестве художников, работы которых украсили залы Музейного центра?

- Было и такое. К примеру, Международная выставка карикатур под названием "Наркотикам нет!". Художники разных стран выразили свой протест против наркомании, представив на суд зрителей интересные и оригинальные работы. При проведении этого мероприятия особо постарались проявить себя наши помощники и организаторы выставки: Союз художников Азербайджана, Объединение художников-карикатуристов Азербайджана, Международная федерация организации карикатуристов, Министерство культуры и туризма и Государственный таможенный комитет Азербайджана. Международный конкурс карикатуры "Молла Насреддин - Азербайджан" традиционно проводится в нашей стране.

- Детская тема актуальна во все времена. У вас проходят выставки, отражающие детский взгляд на жизнь?

- В ноябре нас порадовали наши коллеги из Грузии, организовав у нас выставку Детской картинной галереи имени Э.Ахвледиани в Тбилиси. А несколько раньше, летом преподаватели и учащиеся Бакинского городского центра изобразительного искусства "DA ART" побывали в Тбилиси и показали там сто своих работ, о которых были добрые отзывы.

- Обычно посетители не очень стремятся подниматься на четвертый этаж, где расположена ваша галерея. Им достаточно побывать в музее ковра, который расположен на нижних этажах...

- Об этом говорили и мои друзья. Но посмотрите книгу посещаемости и сами убедитесь, что и нашу галерею не обходят стороной. К слову сказать, наш Музейный центр активно пропагандирует талантливых молодых художников, которые у нас выставляются. Можно сказать, что за последние пятнадцать лет мы открыли немало молодых талантов.

- Кстати, о молодежи. В советские годы у молодежи был один ориентир, героический. Первыми поехать поднимать целину в Казахстан, потом первыми полететь в космос или строить БАМ. На ваш взгляд, какой сегодня у нашей молодежи нравственный выбор?

- Думаю, что жизненные обстоятельства, в которые попадает современный молодой человек, зачастую решают все. Мы уступаем соблазну.

- А как насчет совести?

- Всегда были те, кто шел на сделку с совестью. К примеру, тот же Иуда. Но как мне кажется, противоположных примеров все-таки больше.

- Говорят, что вы были одной из первых, кто увидел перспективу у тогда еще молодой команды КВН "Парни из Баку"...

- Быть может, мне просто повезло одной из первых почувствовать, что в Азербайджане есть талантливая молодежь. Я восемнадцать лет проработала заместителем директора в Доме медицинских работников. Именно в это время я познакомилась с капитаном команды Анаром Мамедхановым и его друзьями - Леонидом Рабиновичем, Бахрамом Багирзаде.

- Какое впечатление они на вас произвели?

- Дело в том, что у меня обостренная интуиция на талантливых людей. К примеру, с будущим известным композитором Вагифом Герайзаде мы тоже случайно познакомились в Доме медработников. У нас там действовали музыкальные курсы. Однажды проходя по коридорам здания, слышу, что кто-то в одном из классов наигрывает на пианино знакомую мне мелодию и умело импровизирует. Мне тотчас же захотелось познакомиться с этим пианистом. Открываю дверь в одну из комнат и вижу, что какой-то незнакомый молодой человек с большим подъемом выводит какой-то пассаж из джазовой обработки Вагифа Мустафазаде. "Кто вас сюда впустил?", - спросила я с негодованием. Парень не растерялся и гордо ответил: "Я - Вагиф Герайзаде!". Мне его тон не понравился, и чтобы поставить его на место, я не менее гордо ответила на его выпад: "А я - Лиана Везирова!". Пауза продолжалась недолго. Парень нашел что ответить: "А я вообще люблю Вагифа Мустафазаде", и тихо добавил: "Он мой кумир!".

От создавшейся комичной ситуации лед неприступности у меня тут же был растоплен, я даже засмеялась. Так мы познакомились. Было в этом молодом и, по всей видимости, талантливом пианисте что-то такое, что мне он показался интересным. Я не ошиблась. Вагиф Герайзаде стал прекрасным современным музыкантом и известным композитором.

- Но вернемся к "Парням из Баку". Какие у вас сейчас отношения с участниками команды?

- Я и сегодня слежу за успехами этих повзрослевших людей. Мне приятно сознавать, что все они неплохо обустроились в жизни. К слову сказать, игры "Что? Где? Когда?" тоже начинали свою точку отсчета в Доме медицинских работников. Народный артист Александр Шаровский в те годы был у нас главным режиссером народного театра "Юность". С ним поставили на сцене клуба спектакль "Эшелон" по пьесе Рощина. Это было интересное время. К сожалению, многих из тех, кто ходил в наш Дом медицинских работников, уже нет среди живых, а иные навсегда покинули Азербайджан. Но память такая вещь, что все время возвращает человека к тому, что запомнилось, что было интересного в жизни.

- Кто вы по образованию?

- Надо сказать, что по образованию я не работник музея. Закончила факультет оркестрового дирижирования и высшую профсоюзную школу (была и такая) в Санкт-Петербурге (Ленинграде). Когда я пришла трудоустраиваться в Музейный центр, мне захотелось перенести сюда ту ауру, ту активную жизнь, которой мы жили в Доме медицинских работников. Дело в том, что музеи работают до шести часов вечера, а наш Музейный центр работает и после. К примеру, все наши выставки открываются вечером. Если проходят какие-то важные приемы и концерты, то мы работаем и после восемнадцати часов. Можно сказать, что Музейный центр взял на себя многие функции и Дома культуры. На мой взгляд, получился интересный синтез. Мечтаю открыть у нас всевозможные кружки для детей. У нас работает Информационный образовательный центр "Русский музей" с обязательными виртуальными прогулками по Санкт-Петербургу. Сейчас мы внедряем новую учебную программу для детей и студентов на трех языках.

- Вы так много интересного рассказали о Доме медицинских работников... А какая судьба постигла книги из медицинской библиотеки, переведенной в Дом медработников, после того, как здание библиотеки сдали под посольство США?

- Точно не знаю. Знаю только, что потом это гигантское книгохранилище, перевезенное в здание Дома медработников, стало его разрушать.

- Каким образом?

- Книги - вещь объемная и тяжелая. В большом количестве они безжалостно давят и на стены, и на пол. В результате здание стало приходить в негодность.

- У вас в глазах такой юношеский задор, что кажется, будто я беседую не с директором известного в стране Музейного центра, а с молодым специалистом, спешащим поделиться своими новыми проектами о перестройке мира...

- Наверное, в душе я осталась той молодой, неискушенной девушкой, которая когда-то пришла устраиваться на работу в Дом медработников. Меня тогда приняли с испытательным сроком, поскольку у меня на то время совершенно не было опыта работы. Там я проводила разнообразные мероприятия. в том числе "Вечера семейного отдыха", концерты для детей и взрослых.

- Что еще вы можете вспомнить из прошлого, что оставило неизгладимый след в душе?

- Помню роскошную бакинскую жизнь восьмидесятых, знаменитый на таланты и сценические постановки Дом культуры (ДК) Ильича на Баилово, который возглавлял Айдын Теймурбеков. В Доме культуры были и кружки, и знаменитый сатирический театр миниатюр "СТЕМ", в котором Юрий Борисович Кукуй, а затем Борис Вангольц были главными режиссерами, а для театра свои сатирические пьесы писал журналист газеты "Молодежь Азербайджана" Иосиф Щеголев, который имел псевдоним Шагал. У него были и замечательные сценарии для новогодних елок. Позже он переехал в Израиль и стал писателем. Еще раньше ДК имени Ильича был известен своим знаменитым "Оркестром Молодежного эстрадного театра", в котором художественным руководителем был композитор Борис Абрамович Кабаков. У меня есть задумка организовать в Музейном центре мероприятия, связанные с рождественскими праздниками, по тем запомнившимся мне сценариям.

- У вас не было мысли уехать из Баку в смутное время в начале девяностых?

- Нет, никогда! Баку - мой город, и он мне дорог во все времена.

- Вы оптимист по натуре? Кто вы по знаку Зодиака?

- Да, я большой оптимист. А по знаку Зодиака я Лев.

- А вас не смущает дуализм, который присутствует в нашем обществе, когда говорят одно, а делают другое?

- Меня это, конечно, смущает. Но я утешаю себя мыслью, что это некий эволюционный процесс, который надо пройти обществу. Пройти не путем революции, связанной с насильственными методами влияния на общество. Процессы в обществе должны проходить демократическим, естественным путем. Конечно, мы хотим, чтобы эти процессы проходили гармонично. Но такого не бывало в истории стран, разве что только в музыке.

- У вас красивая внешность. Наверняка еще в детстве вам прочили стать актрисой...

- А кто в детстве не мечтает? Когда я училась в школе, я тоже мечтала стать актрисой. Я даже посещала занятия в театральной студии Семена Михайловича Штейнберга, которая действовала в клубе имени 26 бакинских комиссаров. Мы ставили там такие пьесы, как "Беседы с Сократом" Э.Радзинского, великолепную комедию о любви "Чао", по произведению французского драматурга Марка-Жильбера Соважона, и другие спектакли. У нас была агитбригада, в составе которой я ездила с выступлением в Москву на ВДНХ. Задавшись целью стать актрисой, повзрослев, я поехала в Ленинград в Институт театра, музыки и кинематографии, что расположен на Моховой. Так получилось, что на экзамен я опоздала. Тогда подумалось о том, что это судьба. Решила, что не буду поступать в институт, а поступлю в училище культуры. Но на следующий год я твердо решила поступать в избранный мною институт. Лелея эту мечту, я даже поселилась рядом с Моховой на улице Пестеля. Конечно, каждый день ходила в институт, общалась со студентами, часто посещала театры. Постепенно я пришла к выводу, что мой внутренний мир не такой, каким живут актеры. Для меня актерская жизнь была как воздушная кисея, где все чисто и благородно. Все то настоящее, что происходит на закулисной кухне (интриги, зависть), я не хотела принимать. В то время я начала читать запрещенную в СССР тогда литературу: Фрейда, Ницше, Шопенгауэра. Эти авторы помогли мне в себе разобраться. Я поняла, что актерская жизнь не для меня, хотя никто не сможет сказать, что я не люблю театр. Во мне синтезировалась некая дуальность, в которой совместились два человека: один с задатками администратора и организатора, а другой - романтик с душой артиста.

- Вы, наверное, любите импровизировать?

- Да, я люблю импровизацию. И сегодня смогла бы что-то сыграть из драматических ролей. Потому что интуиция мне подсказывает, что меня кто-то ведет в этой жизни и указывает путь. Быть может, это и гены, которые есть у каждого человека. Для себя я открыла и мир художника. Если по секрету, то мой дедушка был известным художником и даже лауреатом Сталинской премии за работу "Ленин на Путиловском заводе". Эту картину я видела в Московском музее имени В. Ленина, но под чужой фамилией. Я не стала, как мой дед, художником, но зато я смогла организовать выставки работ художников.

- У вас было так много запоминающихся встреч с интересными людьми. Вы не пробовали написать книгу о них и о себе?

- В школе меня считали поэтом, я написала стихотворение о Ленине, когда училась в первом классе. Мне даже дали почетную грамоту и хотели отправить отдыхать в престижный в то время международный пионерский лагерь "Артек". Но я была еще октябренком, в пионерский лагерь могли ехать дети пионерского возраста. Поэтому меня туда не пустили. А мне так хотелось туда попасть. Спустя годы в "Артек" я, наконец, попала в качестве руководителя музыкальной группы из Азербайджана для участия в фестивале народов мира. Если бы я и дальше продолжала заниматься поэзией и литературой, то, может быть, что-то из меня получилось бы, если не писатель, то искусствовед. Но потом все как-то закрутилось, и я упустила время. Хотя нет, время еще не упущено. Может так получиться, я по себе это чувствую, что я стану писать картины или писать новую музыку.

- А как вы относитесь к религии?

- Я верю в Бога!

- А как вы относитесь к знакам судьбы, которые время от времени нередко подает нам жизнь?

- Нам подаются из галактики сигналы, как знаки. В этих знаках мы должны разбираться. Мне думается, что если мы научимся их чувствовать, то и свою жизнь, как один общий цикл, сможем правильно регулировать.

- Но вы заметили, что новое поколение несколько прагматичнее предыдущего?

- Это потому, что все им достается легко. К примеру, я часто говорю своей дочери, что ей не надо простаивать в очередях. А вот наше поколение это видело и не раз. Дочь училась в Лионе на редкую для девушки сегодня профессию - ресторатора. В ее годы о поездке во Францию советскому человеку можно было только мечтать. Как мне кажется, у современного молодого поколения наступило время пресыщенности. Ко мне часто обращаются люди и более старшего возраста, у которых все вроде бы есть, но им все равно плохо и ничего их не радует. Почему? Я думаю, чтобы выйти из этого состояния, нужно, чтобы сердце любило, постоянно ощущало новизну предмета, события, чувства. Пока это чувство доступно только детям и актерам, а у людей с другой психологией, у прагматиков часто наступает стресс, из которого с каждым разом все труднее выйти. Для них нужен психоаналитик. А вот если любить человека всем сердцем, то это чувство обязательно обозначится во взгляде. Лицо станет добрее, морщины разгладятся, и человек помолодеет.

- Похоже, у женщин в этой жизни все получается легче, чем у мужчин?

- Все дело в том, что мужчина напоминает луч-вектор, и он всего добивается, сосредоточенно наступая, как солдат, идя в лоб. Мужчина не может сразу заниматься несколькими делами. Женщина же - как дуга, она более обтекаема, она может больше. К примеру, одновременно готовить обед, говорить по телефону и ухаживать за ребенком. И еще, главное - женщина не отчаивается, если что-то вдруг у нее сорвалось и не получилось, Она ищет новое для себя дело и находит его. Мужчина, у которого что-то не получилось. нередко вянет, как цветок, быстро опускается на дно жизни и погибает. Вот почему некоторые мужчины предпочитают, чтобы рядом с ними находились боевые, целеустремленные жены. Тогда им становится легче, потому что рядом живая поддержка.

- Какими новыми проектами вы хотите порадовать нас в новом году?

- 2012 год объявлен Годом спорта и здорового образа жизни. Поэтому наш проект "Спорт арт" в новом году будет весьма актуально звучать. Президент нашей страны всячески оказывает всестороннюю поддержку развитию спорта в Азербайджане. Мы попытаемся представить спорт как искусство. Идея популяризировать спорт через искусство интересна и потому, что это популярная тема. Если вспомнить, во времена СССР спорт пропагандировался даже в отдаленных деревнях. Художники к этому всегда активно подключались. Они создавали интересные работы. В их числе была небезызвестная работа Ивана Шадра "Девушка с веслом". В наше время наши художники к вопросу о спорте вообще не обращались. Вот почему разработать и реализовать этот проект мне интересно. В моем представлении, спорт глазами художника должен быть выражен в концептуальной выставке. Я обратилась с предложением к художникам, и они с большим воодушевлением приняли эту идею и стали ее воплощать. Мне выставка видится в виде инсталляции, видеоарта, живописи. Быть может, в галерее появятся интересные полотна, которые украсят наши спортивные арены.

 

 

 

С.КАСТРЮЛИН

 

Эхо. – 2012.  -14 января. – С. 11.