"Отношение к жизни Мстислава Ростроповича для нас для всех должно быть примером"

 

О жизни Дома-музея Леопольда и Мстислава Ростроповичей в интервью "Эхо" рассказала директор Шейла Гейдарова

   - Расскажите, пожалуйста, как вы стали директором Дома-музея Леопольда и Мстислава Ростроповичей?

- По образованию я музыковед, являюсь членом Союза композиторов Азербайджана, а также членом Международного совета музеев. Недавно была удостоена звания заслуженного работника культуры Азербайджана. В этом году исполнилось 35 лет со дня моей музейной деятельности. После окончания в 1978 году с красным дипломом Азербайджанской государственной консерватории я начала работать в Музее музыкальной культуры Азербайджана. Думала, что останусь в музее ненадолго, но жизнь распорядилась иначе. В итоге я проработала там 20 лет и прошла путь от старшего научного сотрудника до заместителя директора по науке. И когда в 1997 году встал вопрос о создании Дома-музея Леопольда и Мстислава Ростроповичей, мне было предложено заняться этим проектом. Так я была назначена директором этого музея. Это было невероятно интересно, потому что сама задумка создания такого музея была неординарной: создавать музей при жизни человека - это необычно и очень ответственно. И потому, что это такая личность, как маэстро Мстислав Ростропович, и потому, что в истории мемориальных домов- музеев это второй случай в России, когда создается музей при жизни человека. Первым случаем было создание Музея-квартиры музыканта А.Б. Гольденвейзера. Во многом создание таких музеев, конечно, связано и с масштабом личности человека.

- Вы начали заниматься изучением истории семьи Ростроповичей с момента создания музея или до этого также занимались данными исследованиями?

-Естественно, научная работа велась и ведется. В музее каждый документ, каждый экспонат - это возможность приоткрыть какую-то страницу в биографии. И сейчас я печатаюсь, провожу всевозможные исследования, касающиеся отца и сына Ростроповичей.

-Вы сказали, что работали в Музее музыкальной культуры Азербайджана, на чем специализировались?

- C первых дней занималась созданием новой экспозиции - экспозиции азербайджанских национальных музыкальных инструментов. Затем стала заместителем директора по науке, также являлась председателем экспертной комиссии по музыкальным инструментам, которая работает при Музее музыкальной культуры. А когда начала заниматься этой деятельностью - в Доме-музее Ростроповичей, то, конечно, уже углубилась в историю семьи этих замечательных людей.

- Чья была идея создать Дом-музей Леопольда и Мстислава Ростроповичей - Гейдара Алиева?

- Да, Гейдар Алиевич был мудрым человеком, прекрасно разбирался в музыке и высоко ценил искусство М.Ростроповича. В связи с 70-летием Мстислава Ростроповича в 1997 году согласно Указу президента Г.А.Алиева улица, на которой стоит дом, где родился маэстро, была переименована в улицу Леопольда и Мстислава Ростроповичей. У входа в музей была открыта мемориальная доска. Хочу подчеркнуть, что музей стал не единственным объектом сохранения культурной памяти и наследия Ростроповичей, также в Баку имя отца и сына Ростроповичей было присвоено музыкальной школе.

- Расскажите об экспозиции музея...

- Музей, на мой взгляд, получился неординарным, прихожая и первый зал емориальные, здесь восстановлена атмосфера и дух того времени, когда семья Ростроповичей жила в этой квартире. А жили они очень просто, я бы даже сказала, скромно. Это можно увидеть на фотографиях того времени: простые обои на стенах, простая мебель. И когда в 1931 г. Леопольд Ростропович с семьей уехал в Москву, сделано это было осознанно, по той причине, что сестре Славы Веронике пришло время идти в школу, а в школу она должна была пойти исключительно в Москве.

В музее есть зал, который освещает жизнь и творчество именно маэстро Мстислава Ростроповича, хотя в целом в нашем музее представлены предметы, связанные как с бакинским, так и с другими периодами жизни как отца, так и сына Ростроповичей, поскольку мы не ставили узкой задачи показать жизнь выдающихся деятелей исключительно в Баку. Но во втором зале одна из центральных стен экспозиции касается именно пребывания Мстислава Ростроповича в Баку, его бакинских визитов, потому что он приезжал в Баку на протяжении своей жизни достаточно часто. Особенно активные визиты Ростроповича в Баку приходятся на 1960-1970-е годы: это 1962, 1963, 1964, 1968, 1971, 1974. Его приезды в Баку носили как служебный, так и личный характер. 1970-е годы были переломными в жизни маэстро в связи с событиями, сложившимся вокруг А.Солженицына, когда писатель подвергался гонениям. Вспомним знаменитый эпизод с министром культуры СССР Е.А. Фурцевой, когда она вызвала к себе Мстислава Ростроповича и сказала ему: "Вы получили приглашение на гастроли в Лондон. Но вы не поедете туда". Ростропович спросил: "Можно ли узнать причину?" На что Фурцева ответила: "Вы должны будете поехать на Север России в небольшой городок с концертами". В ответ на эти слова министра М.Ростропович встал и с чувством собственного достоинства сказал: "Выступать перед своим народом для меня большая честь, а не наказание".

Он понимал, что идет кампания против него, которая сводится к ограничению его концертной деятельности. Ему не давали выезжать на гастроли в те страны, куда его приглашали. Фактически его душили как музыканта. Это длилось с 1970 по 1974 год, пока он не уехал из Советского Союза. Так получилось, что именно в это время Гейдар Алиев, будучи главой Азербайджана, когда все отказывали Ростроповичу как ставшему неугодным человеком, пригласил его в Баку. И приезд М.Ростроповича в Баку стал настоящим праздником музыки. В течение пяти дней М. Ростропович давал по два концерта в день, один - сольный, второй - с симфоническим оркестром. Причем дирижировал сам маэстро Ниязи.

-В честь дня рождения маэстро Дом-музей провел мероприятие под названием "Посвящается маэстро". В центре внимания вечера были фестивали, в которых принимал участие Мстислав Леопольдович, а также фестивали его памяти.

- Да, действительно, данное наше мероприятие не только посвящено Дню рождения маэстро Ростроповича, но рассказывает о фестивалях. Еще при жизни маэстро проходили фестивали его имени в разных странах мира. В начале 2000-х в США проходил фестиваль "Слава и его друзья", президентом которого выступал сам Мстислав Ростропович. Также проходили фестивали в Литве, неоднократно Мстислав Ростропович посвящал фестивали Дмостаковичу. Первый фестиваль после смерти маэстро проходил именно в Баку в 2007 году в соответствии с завещанием самого маэстро. Этот фестиваль было нелегко организовать, потому что пришлось его делать за очень короткий срок, и потом у выдающихся личностей график, где они должны выступать, заготовлен заранее - за год, два. И с 2007 года стало доброй традицией проведение фестиваля памяти маэстро именно в Баку. А с 2010 года фестиваль Мстислава Ростроповича стали проводить и в России.

- Часто ли в вашем музее проводятся музыкальные вечера?

- В нашем музее стало хорошей традицией проведение премьер новых виолончельных произведений, написанных как азербайджанскими композиторами, так и композиторами других стран. Например, на нашем мероприятии в честь 86-летия со дня рождения Мстислава Ростроповича в нашем музее прозвучали произведения, в свое время посвященные маэстро.

- Наверное, как это и бывает, многие материалы в музее не выставлены?

- Вы знаете, мы периодически меняем экспозицию. Вот на последнем мероприятии мы показывали слайды, потому что зрителем они легко смотрятся. У нас собрано много информации. Например, в одном из залов много материалов представлено по развитию азербайджанской виолончельной школы. И это также является моей гордостью, потому что до сих пор этого никто не делал. Мысль отразить в экспозиции развитие виолончельной школы через личности отдельных людей пришла мне в голову, когда я создавала музей. Я поняла, что никто у нас не уделяет внимание виолончельной музыке в отдельности. И сам Бог велел создать здесь такую экспозицию.

- Расскажите о наиболее интересных экспонатах музея.

- Это ноты произведения "Автограф Шопена", изданные в Польше. Посвящено произведение графине Шереметьевой. Когда пару лет назад отмечалось 200-летие со дня рождения Ф.Шопена, оказалось, что этих нот нет в самой Польше. Как они попали к нам: один из поклонников творчества Мстислава и Леопольда Ростроповичей принес нам эти ноты, и мы с великим удовольствием приобрели их. Когда я увидела эти ноты, руки дрожали, потому что на них была подпись, сделанная рукой Леопольда Ростроповича и печать, что ноты куплены в Баку в таком-то магазине на такой-то улице. Копию этих нот мы отдали в Польшу. И музею за этот вклад Посольство Польши вручило диплом. В связи с этими нотами мной написаны и статьи.

- Как чаще бывает - вы ведете поиски материалов для музея, исследования или просто люди приносят?

- Когда создавался музей, я сделала обращение по телевидению и по радио к музыкальной общественности, потому что вначале вообще не было экспонатов для музея. Обычно у музеев есть фонды, а здесь их не было, а ждать времени не было, все-таки нужно открывать музей, развиваться. В самом Баку материалов было мало. А после моего обращения люди стали нам звонить, предлагать, говорить, что есть то-то, то-то, и спрашивать, нужно ли нам это. Люди приносили уникальные вещи. Вот, например, есть ноты тех лет с автографами Леопольда Ростроповича. - Как, по-вашему, рождение Мстислава Ростроповича именно в Баку отразилось на его характере?

 

- Слава Ростропович был особенным. Азербайджан - Богом отмеченная земля. Посмотрите на нашу землю, вспомните Янардаг - место, где из земли вырывается огонь. То тепло, та открытость, невероятная общительность, простота, но в хорошем смысле простота - это черты наших бакинцев. Это все идет от высокой культуры, от высокой нравственности. Важно место, где родился человек, вплоть до времени и часа рождения, даже до минуты. От этого зависит, каким потом будет этот человек. И то, что Мстислав Ростропович родился в Баку, оставило на его судьбе, его характере отпечаток. Отец Мстислава Леопольд также был очень талантливым человеком, но совсем другим. И это было очень мудрое решение Гейдара Алиева открыть музей именно отца и сына Ростроповичей. Это оценил маэстро. Мстислав Ростропович считал, что его отец намного был талантливее его, но недополучил от этой жизни: славы и всего того, что заслуживал получить. Леопольд Ростропович был первым учителем своего сына и преподавал ему до конца своей жизни - до 1942 года. Мстислав Ростропович всегда с благодарностью говорил об этом. И как раз на открытии музея Мстислав Леопольдович говорил о своем отце. Помню Мстислав Леопольдович привез мне письмо. Я была очень тронута текстом. Это было письмо Леопольда Ростроповича Мстиславу от 1942 года. Тогда отец Мстислава уже болел и находился в Оренбурге. Ему было тяжело, сам свою виолончель он уже не мог носить. И это было удивительное письмо, таких сейчас никто не пишет. Это послание Мстиславу Леопольдовичу передали только после смерти отца. Оно было как будто программой на жизнь: где-то в нем воспитательные моменты, где-то критика, где-то Мстислава хвалит, в иных местах подбадривает. И последние строчки просто удивительные... И откуда отец знал, что Мстислав будет всех этих званий удостаиваться... Может быть сын, поскольку очень любил своего отца, где-то в душе стремился ко всему этому. Конечно, Мстислав Леопольдович - трудолюбивый человек, просто так ему ничего не давалось. Да, это труд, но получалось у него все блестяще. И эта замечательная история, когда поступив в Московскую консерваторию, на первом курсе он безумно влюбился, выискивал предмет своей в любви в аудиториях, и учебу всю завалил. К концу года выяснилось, что он ничего не сделал. В результате Мстислав все быстро нагнал, сдал экстерном и с первого курса сразу перешел на третий. И закончил он консерваторию всего за три года.

- Как М.Ростропович воспринимал Баку, свою родину, ведь все-таки большую часть жизни он провел совсем в других городах и был человеком мира?

- Свою родину Мстислав Ростропович воспринимал очень тепло. В 1997 году, когда еще здесь не был открыт музей, Мстислав Леопольдович пришел в эту квартиру со всей своей семьей и сказал, что хочет сфотографироваться со всеми членами семьи именно в этой комнате, в доме, где он родился. Он поздно обрел родину, но помнил о ней всегда, она всегда оставалась в его сердце. Отношение М.Ростроповича к Баку, к Азербайджану подтвердило и то, что он завещал провести после его смерти Международный фестиваль его имени именно в Баку. С 1997 года Мстислав Ростропович вернулся в Азербайджан после долгой разлуки, как в свое время он вернулся в Москву после скитаний. Эти годы посещения Баку вписаны в музыкальную культуру нашей страны золотыми буквами. Всю значимость его приездов пока еще трудно оценить, но о ней говорят все те фестивали, которые проходят благодаря Ольге Мстиславовне Ростропович, благодаря Фонду Гейдара Алиева. Благодаря Гейдару Алиевичу Алиеву, мудрейшему человеку, который видел, понимал и оценивал по достоинству таких легендарных личностей, как Мстислав Ростропович, сегодня существует наш музей. Когда Гейдар Алиев пригласил Мстислава Ростроповича отметить свой День рождения в Баку, на улицах города творился невероятный праздник. Это был триумф и безграничная радость. Такого я не помню за всю свою жизнь в Баку. Праздновал простой народ, широко праздновал, были народные гулянья.

Мстислав Леопольдович не мог находиться без дела, он всегда вносил свой вклад в любую сферу жизни. Особое внимание я уделяю тому факту, что с 1997 года Мстислав Леопольдович проводил здесь мастер-классы, и это были значимые минуты в жизни многих музыкантов Азербайджана. Замечательный пример передачи знания из поколения в поколение, продолжения виолончельной школы: когда-то Леопольд Ростропович проходил мастер-классы у выдающегося виолончелиста Пабло Казальса. И когда Казальс однажды посетил Москву, он сказал Мстиславу Ростроповичу, что того можно считать его внуком, поскольку М.Ростропович продолжает школу Казальса, продолжает то, чему учил Казальс его отца. И я считаю, что те музыканты, которые в свое время прослушали мастер-классы Ростроповича, также теперь продолжают его направление, в них есть частица его света, его знания, его школы, те ростки, которые заронил в этих музыкантах Мстислав Ростропович.

- Что больше всего запомнилось вам во время приездов Мстислава Ростроповича в Баку?

- Мстислав Леопольдович много раз посещал музей после его открытия. Помню, в один из визитов по его желанию М.Ростроповича повезли по районам, где жили беженцы. Меня всегда поражал этот человек, никогда не знали, что он мог сделать. В одном из районов, который посетил Ростропович, беженцы жили в вагонах. Это был конец мая - начало июня, и жара была невероятная. У нас в музее есть снимок этих событий. Ростропович увидел, что под вагонами лежат подушки. Ему рассказали, что они в 8 утра выходят из вагонов, потому что те очень сильно нагреваются, и в них невозможно находиться, и до восьми вечера их жизнь проходит здесь, под вагонами. И Ростропович сказал ребятишкам: "Я тоже хочу с вами, где вы там сидите". И забрался с ними под вагоны. Он всегда был человеком, который умеет сострадать. Он своим милосердием возвышал, согревал человека, а не унижал. Это какое сердце надо иметь, какую душу... Вместе в тем Мстислав Ростропович всегда был невероятным юмористом. Его шутки, его остроты... Мстислав Ростропович без этого не был бы Мстиславом Ростроповичем. А его феноменальная память, его уникальные руки. Здесь как раз к месту вспомнить его знаменитый шуточный разговор с мамой: "Мама, у тебя был лишний месяц (мать его носила не 9, а 10 месяцев), ты могла бы за это время поработать над моим лицом, ну почему вышло не лицо, а рожа...". На что мама ответила: "Дорогой сын, этот месяц я посвятила работе над твоими руками". Руки и впрямь были феноменальные. Мстислав Леопольдович свободно владел как виолончелью, так и фортепиано. Более 30 лет он аккомпанировал Галине Павловне Вишневской на всех ее концертах.

- Как развивается судьба музея с момента его открытия?

 

- Мы являемся государственным учреждением, и финансирует нас Министерство культуры и туризма Азербайджанской Республики. Я очень хочу сделать две вещи, наверное, как хотел бы этого и маэстро: во-первых, нам при музее нужен достойный концертный зал, чтобы на его площадке чаще могли выступать музыканты. Экспозиция - это экспозиция, а концертного зала у нас нет. Каждый раз мы что-то перемещаем из экспозиции, для того чтобы провести концерт. Также получается, что временно приходится освобождать какую-то витрину, для того чтобы разместить какие-то экспонаты по выбранной в этот период теме. Только что у нас прошла выставка, посвященная Александру Зилоти и Леопольду Ростроповичу. Этот год юбилейный - 150 лет со дня рождения Александра Ильича Зилоти. У нас в Музее есть письмо Леопольда Ростроповича Зилоти. Поэтому мы организовали выставку, концерт, рассказали о том, какую роль сыграл Александр Зилоти в жизни Леопольда Ростроповича.

- Как, по-вашему мнению, сегодня развивается в Азербайджане музыкальная культура?

- Музыкальная культура Азербайджана на сегодняшний день развивается хорошо. Разнообразие музыкальных событий - фестивалей, концертов - это все дает возможность нам, бакинцам, и представителям других азербайджанских городов услышать выдающихся музыкантов со всего мира. Но я хочу сказать о развитии музыкальной культуры Азербайджана именно как директор Дома-музея Леопольда и Мстислава Ростроповичей. Показать, насколько велико значение этих выдающихся людей в истории музыкальной культуры. Вот проводились и проводятся фестивали Мстислава Ростроповича. Чем хороши эти фестивали, чем были хороши его приезды в Баку? Маэстро давал мастер-классы ученикам консерватории, он приезжал со своими друзьями, выдающимися музыкантами. И это все повлияло на развитие музыкальной культуры Азербайджана. Каждый его приезд дня нас означал, что в сутках не 24 часа, а 48 часов. Да и за это время мы успевали сделать то, что обычно успеваем сделать за неделю. Будто время сжималось, и это был его ритм. Я все время спрашивала: "Как вы успеваете?". А он отвечал, что спит ночью четыре часа. И это его темперамент. Простому человеку непонятно, как такой темп можно вынести. Мстислав Ростропович прожил сказочно интересную жизнь. Она не всегда была гладкой, как можно увидеть из его биографии, но никогда Мстислав Ростропович не был озлоблен, в нем всегда жило чувство милосердия, он ощущал необходимость откликнуться на все. Вы знаете, многие писали ему письма с прошениями, с просьбой о помощи. И я говорила, давайте я их разберу, напишу людям. Он говорил: "Нет, ты что, с каждым случаем я сам должен разобраться". И я подумала, такая личность, такой ритм жизни, столько событий и такое большое сердце. И он по жизни был таким. Это Человек с большой буквы. И, наверное, неслучайно, что этому человеку при жизни открыт музей, именем его названа звезда и т.д. И, наверное, это здорово, когда при жизни человека могут открыть музей, и он будет приходить туда, смотреть и вспоминать. У нас есть фотография, где Мстислав Леопольдович одет в балетную пачку. И я хотела, чтобы посетители видели и с этой грани маэстро. Живого, с искрометным чувством юмора, простого и великого. Отношение к жизни Мстислава Ростроповича для нас для всех должно быть примером.

А.УСАНОВА

Эхо.- 2013.- 6 апреля.- С.7