"Мы можем покупать умы"
Интервью "Эхо" с президентом Ассоциации Франчайзинга Азербайджана Эльшаном Мусаевым об азербайджанской молодежи, о перспективах развития ИКТ в нашей стране и об образовании
- Вы сотрудничаете с Международным бакалавриатом и осуществляете проект по образованию в одной из столичных школ. Прошел примерно год, и можно подводить итоги. Оказались ли результаты такими, какими вы их хотели увидеть?
- Да, мы сотрудничаем с международным бакалавриатом и осуществляем пилотный проект в одной из столичных школ. У нас по традиции чаще становятся инженерами, врачами, учителями. Другими словами у ребенка нет альтернативного взгляда на фоне авторитетного мнения родителей. В результате, большинство людей, не занимаются тем, что им нравится, где бы хотели работать и где бы они смогли себя проявить. Эта проблема на сегодня есть, и она глобальная.
Другой важный аспект международного образования: уважительное отношение к ребенку. Международная система образования отрицает авторитет педагога и его вечную "правоту". Если педагог относится с уважением к ребенку, то и родитель должен с уважением к нему относиться и признавать что ребенок может быть прав. При таком раскладе, родитель всерьез задумается над вопросом, имеет ли он право ломать судьбу своих детей, решая за них, кем им быть. Сегодня есть малоизвестные нано и мобильные технологии. А родитель может не иметь полноценной информации об этих сферах, он не может объективно рассматривать выбор своего ребенка. В таком случае, почему ребенок не может выбирать в пользу этих технологий и не заниматься ими? Пауло Коэльо в "Алхимике" говорит: "В первую очередь нам добиться успеха мешают наши близкие и родные". Именно наши близкие и родные говорят: " У тебя это не получится, тебе это не нужно".
- Насколько наши дети сами склонны к независимости?
- Дети отличаются от взрослых тем, что у них все еще осталась мечта и они верят, что когда-нибудь она станет реальностью. Но, когда на их мышление надевают шаблон, то возможности воображения ограничиваются. А этого делать нельзя. Такая проблема есть не только в Азербайджане, но и в Европе. Дети - это большие фантазеры, и их фантазии могут привести к большим открытиям. Поэтому надо ребенку дать крылья, чтобы он летал. Если он завтра упадет из- за своих ошибок, то не будет обвинять своего родителя в своей неудаче.
- Сегодня многие говорят о необходимости подготовки к постнефтяному периоду. По мнению экспертов, необходимо создать сферы производства, которые станут альтернативой по доходности нефтяному сектору. Правительство также объявило развитие ненефтяного сектора одним из своих приоритетов. Так какие, на ваш взгляд, сферы могут стать альтернативой нефтяному сектору?
- Для того, чтобы определить, какие сферы могут стать альтернативой нефти, достаточно посмотреть на деятельность крупнейших компаний по всему миру. Кроме нефтяных компаний, самыми крупными и богатыми являются те, которые занимаются ИКТ не первый год и не первый день.
Сегодня у Азербайджана огромный бюджет. Значит, надо думать над тем, чтобы создавать новые источники дохода. И ИКТ может стать таким источником. Впрочем, зацикливаться на одной-двух сферах не стоит. К примеру, продовольствие в Баку стоит очень дорого, хотя несколько лет тому назад ситуация обстояла несколько иначе. Значит, необходимо удешевить производство в аграрной сфере. Причем именно путем применения информационно-коммуникационных технологий в сфере сельского хозяйства мы можем добиться этого.
Я не согласен с тем, что падение добычи нефти приведет к падению доходов страны. Вот, например, заключая нефтяные контракты мы не знали, что у нас есть так много "голубого топлива".
- На сегодня все сегменты ИКТ рынка в развитых странах заполнены качественной и дешевой продукцией. Не значит ли это, что азербайджанской продукции будет сложно выйти на эти рынки? Возможно, более целесообразным на первом этапе было бы обеспечить внутренний спрос за счет внутреннего производства?
- Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо определить, хотим ли мы обеспечить себя программным обеспечением или же оборудованием. Мой подход к этому вопросу таков: не стоит изобретать велосипед, если он уже изобретен. В мире уже достаточно предложений в сфере ИКТ. Поэтому было бы более целесообразно выбрать те идеи и разработки, которые больше подходят для нашей экономики. После того как процесс адаптации пройдет, можно уже думать над производством. Но перед этим необходимо создать ресурсную базу.
- Что подразумевает под собой создание ресурсной базы?
- Это означает создание базы, которая в долгосрочной перспективе начнет разрабатывать проекты под маркой "Made in Azerbaijan". Скорость Интернета в Азербайджане повысилась, что связано с запуском на орбиту азербайджанского спутника. Но, качественный и быстрый Интернет - это только одна сторона вопроса. Помимо этого, нам необходимо думать над созданием университетов, специальных факультетов в ИКТ сфере. Вместе с тем, необходимо создавать онлайн-библиотеки. Необходимо думать над созданием специалистов в совершенно новых сферах. Сколько такой маленькой стране как Азербайджан может понадобиться юристов, экономистов и т.д.
Кстати, среди новых профессий лидирует сфера мобильных технологий. Обладая громадными средствами, которых нет у других, мы можем покупать "умы". А затем и создавать продукты под маркой "Made in Azerbaijan".
- Каким образом азербайджанская продукция может найти выход на рынки ИКТ развитых стран?
- В свое время я сотрудничал с одним белорусским институтом, который занимался производством лазерных технологий. Я ознакомился с картой, на которой были указаны страны, куда институт экспортирует свою продукцию. Там бли отмечены даже США. Я удивился и спросил, каким образом они продают свою продукцию в Штаты. Оказалось, что в Америку эта продукция поставляется по частям. Далее, уже на том берегу Атлантического океана их собирают, ставят марку "Made in USA" и переправляют на продажу. Это также надо уметь.
В свое время "Парни из Баку" на вопрос: "Что вы будете делать после того как кончится азербайджанский газ?", - ответили: "Будем продавать туркменский газ". - "А что, туркмены сами не могут продавать свой газ?" - прозвучал перекрестный вопрос. - "Могут, но мы можем еще лучше", - было сказано в ответ. То есть, мы народ, который умеет вести бизнес и у нас есть деньги. На сегодня ГНФАР (Государственный нефтяной фонд Азербайджана) обладает огромными финансовыми возможностями. Почему бы ГНФАР не инвестировать в информационные технологии? Ведь можно покупать акции компаний в этой сфере. К примеру, если вкладывать средства на акции ИКТ компаний в краткосрочной перспективе, то можно заработать сотни миллионов долларов.
- Каким образом молодой изобретатель в сфере ИКТ может добиться успеха?
- Начнем с того, что один в поле не воин. Необходимо создавать команду людей, которые готовы "умереть" за конкретную идею. Другими словами, создавать StartUp. У нас когда кто-то открывает бизнес, обязательно пытается подражать своему соседу, брату или другу. Но необходимо посмотреть со стороны. Подумать: заплатили бы вы лично за конечный продукт, купили бы его?
- В международной практике толчок к развитию перспективных проектов дают бизнес-ангелы и бизнес-инкубаторы...
- Я уже долгие годы говорю о необходимости создания в Азербайджане "бизнес-инкубаторов" и "бизнес-ангелов". Раньше, когда я говорил о "бизнес-инкубаторах", все думали, что разговор идет о курицах. Когда я говорил про "бизнес-ангелов" - все думали об аде и рае. Но теперь создание "бизнес-инкубаторов" нашло свое отражение в программе развития молодежи на 2011-2015 годы. После этого, люди начали привыкать к этим словам. Люди, которые являются бизнес-ангелами, вкладывают деньги в перспективные проекты и зарабатывают миллионы. Возьмем, к примеру, Skype - это проект "бизнес-ангелов". Молодой бизнесмен должен быть готов к тому, чтобы поделиться своей идеей с другими. Мы часто слышим, что кто-то отказывается делиться своей идеей потому, что ее могут украсть. Но если идею могут украсть только услышав слова автора, то ее можно выкинуть. Идея не должна быть настолько уязвимой. Кстати, мы каждый месяц проводим конкурс Mobile Monday Sosial Network. К нам обращаются молодые люди с интересными предложениями, но они пока не находятся на таком уровне, чтобы выводить их на инвесторов. По большому счету у нас также мало инвесторов, которые готовы вкладывать большие деньги в сферу мобильных изобретений. - При этом в Азербайджане много богатых людей. Как молодые люди, имеющие перспективные проекты могут привлечь их внимание? - Начнем с того, что у нас очень высокие процентные ставки по кредитам. Для бизнесмена, тем более начинающего, это балласт. Значит, необходимо найти другие источники финансирования. Они нужны всем - и начинающим и уже вставшим на ноги компаниям. Если молодой бизнесмен обратится к инвестору со своей идеей и скажет, что у него есть бизнес-план и ему нужны финансы, то инвестор не будет его слушать. Потому что у него нет времени создавать новую структуру или группу. Гораздо более эффективно обратиться к инвестору с готовым проектом и группой молодых людей. После этого составляется бюджет, инвестор может заплатить только половину стоимости реализации проекта. Авторы проекта должны быть готовы к тому, что остальную часть они должны будут оплатить сами, или же компенсировать своим трудом и путем входа в долевое участие в проекте. Всем, кто ко мне обращается, говорю: я сам не финансирую проект, но могу найти тех, кто будет это делать. Но для этого необходимо найти экспертов, которые подтвердят, что этот проект будет работать.
А.ХАЛИЛОВ
Эхо.- 2013.- 22 июня.- С.5