"Новый цветок на медиа-поляне
Азербайджана".
Первый номер журнала Nargis получил признание зарубежной творческой элиты.
Как утверждают историки искусств, когда братья Люмьер на парижском Бульваре Капуцинов представили свои "движущие картинки", их изобретение сочли забавной игрушкой и не более того. Это уже потом кинематограф назвали "великим немым", а когда "великий немой" заговорил, сомнений не осталось: в жизни человечества произошел самый настоящий переворот. Еще впереди были "звезды" на голливудских аллеях. "красные дорожки", статуэтки "Оскара", а старые киноафиши еще не стали предметом коллекционирования, но некоторые критики уже заговорили о том, что новое суперпопулярное изобретение, дескать, грозит гибелью такому прекрасному искусству, как театр.
Но уже очень скоро стало ясно, что театр не умрет никогда. Потому что, по сравнению с куда более ярким и зрелищным кинематографом, у Театра с большой буквы было очень важное отличие: здесь Искусство с большой буквы творилось не где-то на далекой съемочной площадке, а прямо здесь, на глазах у зрителя, где сцена отделялась от него лишь узкой, почти неосязаемой полосой огней рампы.
И точно так же искусство творилось на глазах гостей презентации журнала Nargis. Где петербурженка Марина Соснина создавала удивительные картины при помощи песка на стекле, а молодой художник одновременно, на четырех мольбертах сразу, рисовал портрет - тот самый черно-белый, графичный портрет Наргиз ханым Пашаевой, который украшает обложку первого номера журнала Nargis.
Наша газета уже рассказывала об этом в одном из прошлых номеров. Но событие оказалось слишком ярким и масштабным, а подробный рассказ о нем вряд ли можно уместить в рамки обычной "газетной новости". И по отточенности происходящего, по тому, как все, до мельчайшей детали, было продумано и составлено, презентация первого номера журнала Nargis действительно напоминала высококлассную театральную постановку. Где тем не менее все чувствовали себя не зрителями, а полноправными участниками действа.
И если театр, согласно общеизвестному постулату, начинается с вешалки, презентация тоже начиналась от роскошных, многометровых стеклянных дверей Four Seasosn Hotel Baku, к которым подъезжали лимузины. Уже у парадной мраморной лестницы на двух высоких тумбах играли юные скрипачки с загримированными лицами. Строго соблюдался дресс-код: вечерние платья "в пол", смокинги, галстуки-бабочки... В церемонии приняли участие первая леди Азербайджана, президент Фонда Гейдара Алиева, посол Доброй воли ЮНЕСКО и ИСЕСКО, депутат Милли меджлиса Мехрибан Алиева, ее дочери - вице-президент Фонда Гейдара Алиева Лейла Алиева и Арзу Алиева, ректор Бакинского филиала МГУ Наргиз Пашаева, представители дипломатического корпуса, видные деятели культуры и искусства, представители интеллигенции и общественности. Здесь, в просторном холле, на потолок которого проецировалось изображение часов, все было так, как, наверное, и должно было происходить на презентации. На столике красивой пирамидой был разложен тот самый первый номер нового журнала Nargis - Среди приглашенных гостей были всемирно известные музыканты, представители искусства и моды, такие, как современный французский прозаик, публицист, литературный критик и редактор Фредерик Бегбедер, всемирно известный французский дизайнер Жан-Клод Житруа, известный российский дизайнер одежды Игорь Чапурин, норвежский дизайнер, ныне проживающий в Англии, Кристиан Аадневик, действительный член Российской академии художеств, заслуженный художник Российской Федерации Наталья Нестерова, известный журналист, телеведущая и писатель Эвелина Хромченко и многие другие. Была, как это и положено, "спонсорская стена".
Спонсором выступила компания сотовой связи Azercell. Шампанское предоставлялось со стороны Moet & Chandon.
Наверное, организованная с таким блеском презентация в 99% случаев была обречена стать этаким "пафосно-светским мероприятием". Но то, что происходило в отеле Four Seasons, при всем своем блеске и изысканности было прежде всего встречей друзей и коллег, на которой царила удивительно непринужденная атмосфера. В которую прекрасно вписалась даже такая, казалось бы, мелкая деталь: шпажки для "сопровождавших" шампанское маленьких канапе были украшены маленькими бумажными флажками, на одной стороне которых красовался логотип Moet & Chandon, а на другой - весьма недвусмысленный совет "Съешь меня!"
Но главное действо началось после того, как открылись следующие двери, через которые гости попали в удивительный "зеленый лабиринт". Где пахло сандалом и изысканными духами, словно из ниоткуда струился мягкий зеленый свет, а в неожиданных боковых ответвлениях мерцали огромные ЖК-экраны то с таинственными рыбками, то с неожиданно-"детской" компьютерной анимацией. И главное, здесь же стояли стеклянные "витринки" с изысканными драгоценностями и эксклюзивными часами всемирно известных ювелирных брендов от бутика Louvre.
Сверкающий зал, залитый ярким и в то же время теплым светом, тоже походил на сказочный лес - у его стен "росли" невиданные "хрустальные деревья". Дизайн, смелый, неожиданный, продуманный и в то же время близкий и понятный - он тоже прекрасно вписался в блестящую и в то же время такую теплую и доверительную атмосферу праздника.
А перед сценой, на шахматной доске, девушки, одетые в белые и черные платья, с прическами, делавшими их похожими на шахматные фигуры, разыгрывали перед гостями "живую партию".
Презентация сама по себе началась с background-видео, запечатлевшего работу "креативной команды" журнала Nargis над первым его номером, включавшую в себя демонстрацию на подиуме моделей Кристиана Аадневика.
Затем слово взяла редактор журнала Ульвия Рахманова, которая особо отметила поддержку матери, которая оставила неизгладимый след в ее жизни.. "Мне хотелось создать что-то особенное, необыкновенное, а также нечто очень большое - такое же большое, как ОНА, и ее характер, - сказала Ульвия Рахманова. - Мне также хотелось бы поблагодарить свою мать за поддержку, за то, что верила в меня. Это, в свою очередь, заставило меня поверить в себя. Хочу сказать ей спасибо за любовь и заботу, а также за все то, что она сделала для меня. Я всегда буду любить ее".
После чего перед гостями выступил известный французский прозаик, публицист Фредерик Бегбедер, автор сенсационного романа "99 франков" и "Любовь живет три года". "Я в Азербайджане впервые. Я в восторге! Это центр мира, где Азия встречается с Европой", - заявил он.
По выражению участников презентации, здесь вместо "трех теноров" на сцену вышли три дизайнера - уже упоминавшиеся выше француз Жан-Клод Житруа, известный российский дизайнер одежды Игорь Чапурин и их норвежский коллега, ныне проживающий в Лондоне, Кристиан Аадневик. "Назвать журнал в честь матери немного сентиментально, но я уверен, что ваша дочь тем самым хотела выразить вам свое почтение и благодарность", - обратился Игорь Чапурин к Наргиз ханым Пашаевой. Он назвал Баку "городом XXI века", подчеркнув: "Я это вам говорю как дизайнер!"
Действительный член Российской академии художеств, лауреат множества премий Наталья Игоревна Нестерова в своем выступлении дала доброе напутствие журналу Nargis. И от души поблагодарила за эту прекрасную встречу Наргиз ханым Пашаеву.
Эвелина Хромченко, российская журналистка, писательница и телеведущая, поздравила всех с тем, что "на медиа-поляне Азербайджана распустился новый прекрасный цветок", и пообещала, что обязательно расскажет о журнале Nargis в своем учебнике по журналистике.
Однако программа презентации состояла не только из выступлений, пусть даже ярких и емких. Здесь музыка прекрасно сочеталась с арт-шоу и яркими, необычными перфомансами. Завороженный зал следил за петербургской художницей Мариной Сосниной, создающей картины прямо здесь, на глазах у зрителей, внимал чудесной музыке в исполнении Сабины Ракчеевой и Саиды Тагизаде. Совершенно особую атмосферу привнесли песни в исполнении народного артиста Азербайджана Рауфа Бабаева, известного зрителям еще по легендарному квартету "Гая", вместе с артистами театра Uns. Одна из песен посвящалась красавице по имени Наргиз, героиней другой была Ульвия.
Запомнилось и выступление молодых танцоров, исполнивших яркое попурри из национальных азербаджанских танцев - и лиричных, и быстрых, и воинственных.
И действительно по-материснки теплым было выступление Наргиз ханым Пашаевой. "Я верю, что Уля всегда будет той девушкой, которая достойна вашей любви, вашего уважения и вашей поддержки", - заявила она. И завершила: "Потому что это Уля!" И остается только удивляться, насколько тонко и точно эта презентация соответствовала журналу. Уже первый номер которого сплавил воедино, казалось бы, несовместимые характеристики: серьезность и доверительность, "глянец" и возвышенную интеллектуальность. Фотосессия под красноречивым заголовком "Формула безупречности" начинается со слов: "На страницах журнала Nargis мы представляем первую леди Азербайджана Мехрибан Алиеву как личность, которая создала свой индивидуальный, неповторимый стиль". По мнению журналистов, "она пример врожденного чувства стиля и изысканного вкуса, которые стали уже частью образа, сочетающего духовную силу и душевную мягкость". Nargis - это, без сомнения, глянцевый журнал. На его почти что 400 страницах - вести с подиумов мира, подробный, с иллюстрациями и меткими характеристиками, обзор последней Недели моды в Париже, Лондоне, Нью-Йорке... Здесь присутствует информация о последних трендах в области одежды, аксессуаров, визажа. Некоторые его страницы более всего напоминают посты из многочисленных "социальных сетей". Здесь можно прочитать о диетах и новых методах фитнесса. И нельзя не сказать, что журнал Nargis сразу же заявил о себе как издание в лучшем смысле слова элитарное. Великолепная полиграфия, безупречный дизайн, разработанный, как подчеркивают, лондонскими специалистами - это все не более чем внешняя оболочка. За которой уже кроется элитарность другого уровня. Дело не только в том, что на его страницах рассказывается о последних творческих новинках дизайнеров лучших мировых марок. Куда важнее, что журнал Nargis представляет собой новый тип глянцевой прессы - это, если так можно выразиться, "интеллектуальный глянец".
И уж точно не случайно, что в первом номере журнала - интервью его редактора Ульвии Рахмановой с Наргиз ханым Пашаевой, и не о модных предпочтениях, а о вечных, философских категориях - о долге и любви, о преемственности поколений, о добре и зле. И это не просто "разовый опыт", а серьезная заявка журнала. Потому что даже беседы с дизайнерами и модельерами на его страницах посвящены не ширине плеч и не фасону воротничка - они о философии и вечных ценностях, о сущности красоты и о своем мироощущении. Рассказы о драгоценностях сопровождаются экскурсами в историю тех художественных приемов и символов, которые были использованы при их создании. И в то же время этот журнал, чей дизайн разрабатывался в Лондоне и на чьих страницах можно узнать последние новинки парижской Недели моды -издание в лучшем смысле слова азербайджанское. Это еще один "информационный мост" между нашей страной и остальным миром, и прекрасно, что "мост" этот работает в обе стороны. Самый яркий пример здесь - интервью с "краснодеревщиком голубых кровей" Дэвидом Линли, главой аукционного дома Christie's. А еще - племянником королевы Великобритании Елизаветы II, занимающим 15-е место в очереди на британский престол. Который не только рассказывает о своей жизни и работе, но и делится впечатлениями: "Я люблю посещать такие выставки, как в Баку. Здесь мы чувствуем себя комфортно, привносим свой опыт, знания и показываем публике прекрасные художественные работы".
А еще журнал Nargis - это яркий и
отточенный рассказ об Азербайджане. Нет, это не отдающая академизмом
энциклопедическая информация - ее читатель не станет искать в глянцевом
издании. Журнал красиво и ярко рассказывает о наших современниках и
современницах, об известном джазовом пианисте Исфаре Сарабском,
об азербайджанских балеринах и оперных певицах. На его страницах - интервью с Аидой Махмудовой, руководителем творческого объединения
художников с ярким и красноречивым названием YARAT! - "Твори!
Созидай!" Здесь же - рассказы о бакинских отелях
и клубах. Есть на его страницах и свой маленький "восточный базар" -
с рассказами о гатыке и кизиле, орехах и шафране, где
строго научная информация соседствует с древними легендами, и все изложено
простым, ярким и понятным языком. Особого внимания заслуживает и статья об
истории и особенностях азербайджанской национальной одежды, ее региональных
особенностях. Здесь не только краткий словарь, поясняющий, как называются
основные элементы традиционного азербайджанского костюма, но и ссылки на
издания об Азербайджане - и исторические, и те, которые скорее относятся к
современным "путевым заметкам". И самое главное, рисунки и
фотографии. Нет, это не застывшие в витринах музейные экспонаты, в прямом
смысле слова покрытые пылью веков. Рассказы об особенностях женского
национального костюма в Шеки, Шамахе, Нахчыване иллюстрируют рисунки, выполненные в той же
манере, что и эскизы современных кутюрье. А рядом -
фотографии наших современниц, позирующих в стилизованной под национальные
костюмы одежде, со старинными украшениями, не только в исторических интерьерах,
но и на фоне железной дороги или нефтяных "качалок". И в этой фотосессии можно ощутить не только историческую
преемственность, но и сегодняшнюю актуальность национального костюма. Понятно,
что статьи эти адресованы уже не азербайджанской, а иностранной аудитории.
Журнал Nargis будет издаваться раз в квартал и распространяться как в Азербайджане, так и в
России. Создан яркий, динамичный и привлекательный по своему дизайну
интернет-сайт журнала, действуют странички в социальных сетях. И нельзя не заметить, что уже первый номер журнала, где с его корреспондентами
беседуют Роман Виктюк и Кристиан Аандевик,
Наталья Нестерова и Жан-Клод Житруа,
продемонстрировал, что Nargis уже в начале пути сумел
завоевать интерес и признание, если так можно выразиться, творческого
сообщества и Баку, и Москвы, и Лондона. И завоевать настолько, что его во всех
смыслах слова именитые собеседники приехали на яркую, креативную,
во всех смыслах красивую презентацию журнала Nargis в
Баку.
НУРАНИ
Эхо.- 2013.- 19 января.- С.-7.