Реки как оружие.
Кура и Араз в контексте межгосударственных противоречий
Азербайджан расположен ниже двух других южнокавказских государств, вследствие чего крупные реки из Грузии и Армении естественным образом втекают на территорию Азербайджана, откуда вливаются в Каспийское море. Это географическое обстоятельство определяет отношения Азербайджана в его водной политике с соседями.
По мнению эколога Азада Алиева, чистыми можно считать только наши малые горные реки. В них, как правило, производственные отходы не сбрасываются, хотя в речных долинах сельское население и выбрасывает хозяйственный мусор, который в дни разлива рек смывается и попадает в крупные реки.
Фото: Суговушан (место слияния рек Куры и Аракса)
Так как в горной местности Азербайджана нет промышленных предприятий и крупных сельскохозяйственных угодий, значительных сбросов мусора в эти реки не происходит. Крупные же реки в Азербайджане загрязнены антропогенными отходами и природными (почвенными) загрязнителями на всем их протяжении - в Турции, Армении, России и Азербайджане.
Работники Департамента национального мониторинга Министерства экологии и природных ресурсов АР систематически осуществляют проведение мониторинга рек Кура и Араз. Пробы воды в этих пунктах берутся дважды в месяц. Состояние воды реки Араз контролируется в пунктах, размещенных в Нахчывани и Горадизе, река Кура проверяется в мониторинговых пунктах, размещенных в Газахском районе.
Результаты мониторинга Куры и Араза размещаются на официальном сайте. Всегда содержание фенолов и оксидов меди в Куре и Аразе в пунктах пограничного контроля оказывается в 2-4 раза больше нормы.
Для решения проблем загрязнения трансграничных рек на южнокавказском уровне и в пределах международного права Азербайджан в 2000 году ратифицировал Хельсинкскую конвенцию "По охране и использованию водных стоков и международных озер, проходящих границу". Кроме Азербайджана из бывшего СССР членами этой конвенции являются Украина и Казахстан. В нашем регионе проблему усугубляет то, что Армения и Грузия не подключились к этой конвенции, поскольку участники конвенции берут на себя международные обязательства по очистке трансграничных вод и незагрязнению общих с соседними странами водных ресурсов. Вследствие известных географических особенностей местности Азербайджан не в состоянии загрязнять воды Грузии и Армении. В то же время сбрасывание в Грузии и Армении загрязнителей в Куру и Араз приводит к обязательному загрязнению рек на территории Азербайджана. Свой вклад в проблему загрязнения общих водных ресурсов вносят враждебные отношения между Азербайджаном и Арменией", - подчеркнул А.Алиев.
Если экологические вопросы между Грузией и Азербайджаном, Азербайджаном и Россией, Азербайджаном и Ираном как-то решаются или предпринимаются попытки их решения, то карабахский конфликт, отсутствие дипломатических отношений между Азербайджаном и Арменией не дают возможности решать все вопросы между двумя этими странами. Тем самым усугубляется экологическое положение трансграничных водных ресурсов.
Оставшиеся с советских времен водохранилища раньше использовавшиеся совместно во благо азербайджанского и армянского народов, сейчас зачастую становятся водным оружием, - считает эколог А.Алиев.
Он привел пример Сарсангского водохранилища, крупнейшего в Нагорном Карабахе, расположенного на реке Тертер, в центре Мардакертского района. В советское время Сарсангское водохранилище орошало 128 тыс. га сельскохозяйственных угодий, из которых 110 тыс. га находятся за пределами границ бывшей НКАО, в Агдамском, Бардинском и других районах. "Сейчас армяне Карабаха целенаправленно используют реку Тертер во вред жителям Тертерского района. Зимой армяне открывают водохранилище, чтобы затопить азербайджанские села, а летом, когда население нуждается в воде, они перекрывают воду, обрекая наше население на жажду", - добавил эксперт.
Неурегулированность азербайджано-армянских отношений сказывается также на использовании воды плотины Джогаз, на границе двух стран в Газахском районе Азербайджана. Одноименное водохранилище питается водой армянской реки Джогаз. На армянской территории находится водонапорная станция. Армянские источники сообщают о том, что вследствие обстрела этой плотины с азербайджанской стороны армяне не могут использовать воду этого водохранилища. Эксперты, опрошенные журналистами в Баку, совершенно не осведомлены о плотине и водохранилище Джогаз, в азербайджанской прессе этот гидротехнический объект ни разу не обсуждался.
***БЕДНОСТЬ СОСЕДЕЙ ВО БЛАГО НАШЕЙ ЭКОЛОГИИ
Заместитель директора департамента по мониторингу окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов Азербайджана Матанат Авазова сказала, что в последние 20 лет промышленность Армении и Грузии производит меньше отходов, чем в советское время, так как многие заводы простаивают или работают вполсилы. Тем не менее, несмотря на сокращение объема горнорудной промышленности в Армении, хранилища отходов в этой стране остались, и во время дождей и половодья вода, попадая в эти хранилища, загрязняется и стекает в реку Араз, а оттуда в Азербайджан.
В жаркие и зимние - безводные месяцы мониторинговые станции Министерства экологии больше регистрируют в воде биогенные отходы, превышающие санитарные нормы. До каскадной системы у города Мингячевира река самоочищается на 50-60%, так как взвешенные частицы в воде оседают на дно. В верхней части нашей страны Кура не загрязняется.
Кура вновь становится загрязненной в нижнем течении в районе города Сабирабад, где в Куру впадает Араз. Здесь в содержании воды увеличиваются взвешенные частицы, биогенные вещества, металлы, сульфаты и аммоний. В реку попадают сточные воды Ширвана, Мингячевира и других наших населенных пунктов.
У Азербайджана нет прямых рычагов влияния на Грузию и Армению, не подписавших Хельсинкскую конвенцию, но в регионе исполняются международные экологические проекты, в рамках которого второй год Азербайджан составляет оценочные доклады о чистоте рек региона для ООН. В этом отчете содержится информация о загрязненности рек, втекающих в Азербайджан из Армении и Грузии, - сказала Авазова.
"Сотрудничество между Азербайджаном и Арменией невозможно, пока азербайджанские земли продолжают находиться под оккупацией Армении. У нас нет никаких отношений с Арменией, пока продолжается оккупация наших земель армянскими вооруженными силами", - сказал Ильхам Алиев на Международном экономическом форуме в Давосе (Швейцария). Азербайджанские государственные ведомства в вопросе сотрудничества с армянскими коллегами исходят из политического принципа, декларированного И.Алиевым.
***С ГРУЗИЕЙ И РОССИЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕШАЮТСЯ
"Прямых контактов с армянскими коллегами у азербайджанского Министерства экологии и природных ресурсов нет, и данные о чистоте воды в Армении азербайджанцы получают из третьих источников - из Грузии и Ирана. В Европейском Союзе осведомлены о состоянии рек в Грузии, Армении и Азербайджане, мы можем получать такую информацию из открытых интернет-ресурсов ЕС", - сказала исполнителям данного проекта Авазова.
Тем не менее азербайджанские и армянские экологи встречаются и общаются на международных форумах, в третьих странах.
С экологами других соседних стран Азербайджан сотрудничает, хоть и не в столь широком объеме, как мог бы. В Министерстве экологии и природных ресурсов АР готов проект двустороннего соглашения с Грузией об экологической защите Куры. Идет процесс согласования соглашения на дипломатическом уровне.
Аналогичное двустороннее соглашение имеется между Азербайджаном и Россией по охране чистоты реки Самур, подписанное два года тому назад. До этого функционировали постоянные азербайджано-российские комиссии, оставшиеся от Советского Союза. Новый их правовой статус определен двусторонним российско-азербайджанским соглашением, - добавила Авазова.
Представитель Центра мониторинга окружающей среды и прогнозирования при Министерстве по охране окружающей среды и природных ресурсов Грузии Рамаз Читанава заявлял, что азербайджанские и грузинские экологи применяют разные параметры при проведении мониторинга чистоты воды, что привносит несоответствия в результаты их исследований. Он сообщал, что правительство Грузии хочет прекратить выбрасывание в Куру канализационных отходов Тбилиси, но страна не располагает достаточными средствами для установки очистных сооружений в Тбилиси.
"Кура поступает в Грузию из Турции с загрязнением фенола, превышающим предельно допустимую норму", - говорил председатель Партии зеленых Грузии Гиоргий Гачечиладзе. По его словам, на содержание вредных веществ в Куре влияет также и глобальное потепление, в результате чего количество воды в мире уменьшается, и соответственно увеличивается концентрация вредных веществ в реках и озерах.
Эксперт по водным ресурсам, член бюро Хельсинкской конвенции Рафик Вердиев ответил на наши вопросы, касающиеся межгосударственного сотрудничества на Южном Кавказе. Комментируя спор южнокавказских экологов о разных критериях определения чистоты речной воды трансграничных рек, Вердиев сказал, что на самом деле проблемой являются не разные стандарты, а высокий уровень загрязняющих веществ в речной воде.
"Какими бы разными не были стандарты определения чистоты воды, любой стандарт выявляет загрязненность Куры и Араза, поэтому спорить следует не о методах определения степени загрязнения, а о способах очистки воды. Внутри своей страны экологи могут утверждать об отсталости стандартов, применяемых соседями, и говорить, что, согласно применяемой в их стране методике мониторинга, река не загрязняется. Однако есть требования международной водной конвенции, согласно которой в Азербайджане справедливо считают, что на территории соседних стран Кура и Араз загрязняются, и в таком виде втекают в Азербайджан. Азербайджан, как член Хельсинкской конвенции, готов выполнять ее положения и проводить совместный мониторинг рек. Существуют проект Евросоюза, проект Организации международного Развития США и проект ООН, в рамках которых происходят встречи экологов. В каждом из этих проектов участвует различное количество стран бывшего СССР. Однако конкретного сотрудничества с Арменией у Азербайджана нет. Какого либо обмена информации с Ереваном также не происходит. Конечно, Азербайджан заинтересован, чтобы на территории Грузии река Кура очищалась, но как и где это будет происходить - пока мы сказать не можем, - отметил Вердиев.
С грузинскими экологами азербайджанцы сотрудничают,
совместная работа расширяется. В селе Ганыг
грузинские и азербайджанские специалисты берут пробы куринской воды
для лабораторного анализа. Почти готово двустороннее азербайджано-грузинское
соглашение о совместном сотрудничестве и мониторинге чистоты Куры, этот
документ на стадии подписания. Нелегко, но развиваются азербайджано-иранские
отношения в сфере водных ресурсов. Функционирует двусторонняя рабочая группа
Азербайджана и Ирана, занимающаяся контролем чистоты реки Араз,
- добавил эколог.
К. Али.
Эхо.- 2013.- 26 января.- С.-7.