"Тароки" - роман или интерактивный ритуал для посвященных?

В Центральном доме книги состоялась презентация книги Нармины Мамедзаде

Атмосфера презентации новой книги члена Союза писателей Нармины Мамедзаде "Тароки" была чем-то схожа с настроением самого произведения - удивительный сплав мотивов Востока и Запада в сюжете одного романаредставление издания читателям состоялось в Центральном доме книги (Китаб Еви) в минувшие выходные. Элементы интерьера книжного центра, выдержанные в национальном стиле - ковры, медная утварь, картины, - стали символичным оформлением романа, герои которого носят европейские имена и, на первый взгляд, придерживаются европейского образа жизни. Однако это лишь условностьерои Нармины Мамедзаде живут и осмысливают именно нашу действительность и, скорее всего, проживают где-то по-соседству с нами. Это уже третья книга молодого писателя, до этого в свет уже вышли сборник стихов и сборник рассказов Мамедзадео и сама презентация преследовала важную благую цель, носила благотворительный характер - ведь все пожертвования должны были пойти на помощь детям, нуждающимся в срочных операциях. Поздравить автора с дебютом романа пришли секретарь Союза писателей Азербайджана писатель Чингиз Абдуллаев, сценарист и режиссер Рамиз Фаталлиев, народный артист республики Фаиг Агаев и другие деятели культуры и искусства.

Собравшиеся услышали от них много лестных слов в адрес создателя произведения, которую по праву можно назвать автором современной психологической прозы. Коих сегодня в азербайджанской литературе, честно сказать, перечесть можно буквально по пальцам.

Интрига и легкая путаница начинается с названия романа - "Тароки". Масло в огонь подливает необычная и мистическая на вид обложка издания, автором которой, кстати, выступила сама Нармина Мамедзаде. Если взять за основу корень данного слова, идущего от карт таро, то можно предположить, что сюжет книги - вообще экстравагантное пособие по гаданию или астрологический справочник. Но это только на первый взгляд.

Элегантная Сана, спонтанный Алекс, эксцентричные и непредсказуемые Самира и Шаин - лишь некоторые герои и одновременно детали этой странной головоломки. И карты таро здесь действительно играют немаловажную роль. Однако, в первую очередь, даже не героям романа, а именно читателям предстоит заняться игрой в "тароки", перетасовывая между собой судьбы персонажей романаозможно, в этом и заключена первая парадоксальность "Тароки" - прозаической игры, развитие которой происходит на глазах читающего, набирая темп с каждой новой страницей, на какой-то момент превращаясь в нечто совершенно удивительное - интерактивный роман, где каждый читатель - уже соучастник процесса. И здесь никак не упрекнешь автора в желании облечь повествование в некую новомодную оболочку в угоду стилюто скорее концептуальный литературно-социальный проект - реальная попытка предложить читателю рассмотреть процесс построения судьбы и жизни с некой иной колокольни. Таким образом, детектив стартует, даже не начавшись. Ибо детектив сокрыт не только в элементах игры в романе или в значении удачно или неудачно вытянутой карты, а в самом течение жизни, которое, может быть, предопределено лишь отчасти. "Человек предполагает, Бог располагает" - вместе с этим афоризмом в сюжете некие закономерности расставляет особый мистический механизм в океане бытовых фатальностейотому каждый герой "Тароки" просто живет и является элементом игры-гадания. Изучать каждого из них невероятно интересно и даже важно. Примерно так же необходимо, как вы оцениваете потенциал каждой карты в карточном поединке. Тут мы, пожалуй, сталкиваемся с еще одной удивительной метафорой Нармины Мамедзаде - слияние образа человека и персонажа карты. Каждый, таким образом, может уподобиться потенциалу персонажа той или иной карты, а может и поменять свой потенциал, стать "другой" картой, изменить расклад в свою пользупрочем, все еще гораздо глубже. По-мнению автора, достичь успеха в жизненной игре можно, только двигаясь от этапа к этапу, как того требуют принципы карты таро. И первый этап - это безусловное самопознание, без которого невозможно дальнейшее движение к совершенству. Только лишь потом, пройдя сквозь моральное чистилище, есть шанс выйти на другой этап - этап изучения других. Но это лишь начало пути, есть еще и последующие этапы. Таким образом, как можно убедиться, "тароки" Мамедзаде превращается в некую оригинальную философскую доктрину, изучать которую, для достижения успеха в игре, необходимо, не отрываясь, от первой до последней страницы. Иначе и вероятнее всего, ваша карта битапрочем, "Тароки" начал свою благую миссию, еще не успев погрузиться в сознание читателей - по окончании презентации удалось собрать около 1000 манатов для спасения маленькой Айлин, нуждающейся в срочном оперативном вмешательстве. И, возможно, именно так еще один человек обрел свое место в интерактивной игре под названием жизнь.

В.МАНСУРОВ

Эхо.- 2014.- 2 декабря.- С.- 8