Возвращение "Отелло" на бакинскую оперную сцену

Театр оперы и балета радует бакинских меломанов громкими премьерами

В преддверии новогодних        праздничных дней Театр оперы и балета всегда радует бакинских меломанов громкими премьерами, но такого роскошества в виде вердиевского               шедевра никто не ожидал. После 30-летнего перерыва лучшая опера Джерди - "Отелло" в концертном варианте была исполнена оперной труппой театра.Постановка "Отелло" даже на подмостках ведущих оперных театров мира - явление довольно редкое. Опера не просто сложная, а архисложная, и, прежде всего, это касается голосов - требуется состав высококлассных певцов,            не говоря уже про технически сложные оркестровые перипетии вердиевской партитуры. При этом все основные голоса - тенор (Отелло), сопрано (Дездемона) и баритон (Яго) - имеют свою яркую развернутую концертную арию (вернее, монологи), каждый может претендовать на лидерство, не говоря уже об исполнителях второстепенных партий.

И то, что отечественный Театр оперы и балета вновь, после "Дона Карлоса", осуществил постановку очередного яркого оперного опуса-шедевра Верди, говорит о высоком профессиональном      уровне театра, которому по силам осуществить и представить на радость бакинских меломанов столь    сложный проект. И только за это  хочется всем создателям    и участникам постановки аплодировать стоя этот вечер был полный аншлаг. В зале присутствовали известные деятели музыкальной культуры. Как обычно, было много иностранцев - солидные завсегдатаи и новичкиоторые с восторгом фотографировались на фоне барочных украшений театра,и, конечно же, бакинские меломаны, многие из которых впервые вне цифрового формата, "вживую" пришли просмаковать любимые моменты оперы. Большой плюс постановки - это великолепная тройка исполнителей: - Азер Зейналов           в титульной партии, молодая прима театра Афаг Аббасова в партии невинно убиенной венецианки и жены главного героя - Дездемоны и Антон Ферштандт             в партии коварного виновника всех бед мавра - Яго. Все основные участники разыгравшейся шекспировской трагедии            внесли в свое исполнение элементы актерской игры, преобразив строгий контекст концертного варианта в более эмоционально "живое" актерское воплощение, в котором ни на секунду              не прерывался пульсирующий "ток" сценического действияыла и обволакивающая нежность большого любовного дуэта "Gia nella notte densa" ("Ты меня за муки полюбила, я тебя - за сострадание к ним") в исполнении А.Зейналова и А.Аббасовой. Была и боль отчаяния в "коронной" арии Отелло "Dio! Mi potevi scagliar         tutti i     mali della miseria" ("Бог! Ты мог дать мне позор, униженье          и рабской жизни страшные годы!"). Было и торжествующее демоническое "Credo in un Dio crudel" (Верю в творца жестокого) в исполнении Яго-Аерштандта.

Была и трагическая обреченность Дездемоны-Аббасовой в знаменитой предфинальной сцене во время исполнения песни об Иве и предсмертной    молитвы.

И все же истинным героем вечера       на этот раз можно по праву назвать    Азера Зейналова. Хорошие тенора - головная боль всех театральных подмостков мира, а найти хорошего тенора для столь сложной партии Отелло непросто вдвойне. И не только замечательным исполнением               в титульной партии запомнится Азер Зейналов  зрителям в этот вечер. На финальном поклоне неожиданно для публики на сцену   внесли роскошную композицию из цветов с цифрой "50". Что же, отметить свой юбилей на сцене родного театра, да к тому же исполнить одну из лучших партий тенорового      наследия и разделить свои эмоции     с публикой - пожалуй, лучшее, что может    пожелать для себя каждый       исполнитель в день своего юбилеяе подвели юбиляра и его коллеги по сцене - Алиахмед Ибрагимов в партии Кассио, Турал Агасиев в партии влюбленного в Дездемону     Родриго, Джахангир Гурбанов в партии бывшего губернатора Кипра Монтано, Сабина Асадова в партии жены Яго - Эмилии и Талят Гусейнов в партии посла Лодовико, а также хор театра (в этом смысле отметим добросовестную работу, проделанную хормейстером театра Севиль Гаджиевой)чень тепло бакинская публика, после столь долгого перерыва вновь встретила маэстро Рауфа Абдуллаева в качестве музыкального руководителя оперы "Отелло". Из рук нашего прославленного маэстро словно исходили, пусть и невидимые, но весьма ощущаемые флюиды, которые то собирались в "сгусток" вердиевской мощи во фресковых моментах, то мгновенно "распылялись", волшебно мерцая в поэтических сценах,        а местами казалось, что оркестр почти осязаемо "визуализировал" мысли и чувства героев оперы. И оркестранты в этот поистине волшебный оперный             вечер не подвели маэстро. Это оценил и сам Рауф Абдуллаев, бросив на финальном поклоне свой букет своим подопечным    в оркестровую яму целом, вся представленная постановка была насквозь пронизана духом человечности, которая не заключена в себе, а являет собой акт приношения искусства зрителям, что в современной культуре явление довольно редкое.Великолепная, местами божественная музыка Дж.Верди обволакивала, оставляя удивительный звуковой шлейф, к которому еще раз хочется прикоснуться, послушать          и прочувствовать И в этом смысле концертная постановка "Отелло", осуществленная оперной труппой театра, стала прекрасным подарком всем истинным любителям музыки, как несомненно и то, что премьера лучшей оперы Джерди стала ярким событием и в творческой деятельности самого театра.

У.АЛИЕВА

Эхо.- 2014.- 16 декабря.- С.-8