Мария СИДЕЛЬНИКОВА: "Возможности
для начала урегулирования карабахского конфликта существуют"
В интервью echo.az эксперт, главный редактор информационного агентства
"Вестник Кавказа" Мария Сидельникова
рассказала о развитии азербайджано-российских отношений, урегулировании
карабахского конфликта и ситуации на
Ближнем Востоке
- Сегодня российско-азербайджанские отношения стабильно развиваются. В каких направлениях, по-вашему, следовало бы улучшить или может активизировать уровень двусторонних связей?
- Ваша оценка современного состояния российско-азербайджанских отношений соответствует действительности. За последние два года они действительно вышли на новый уровень. И, как мне кажется, два трека определяют характер этого диалога: прежде всего это торгово-экономические отношения, что особенно актуально в условиях санкций Запада против России, а во-вторых - это энергетический диалог, важнейшим компонентом которого является взаимодействие Москвы и Баку в Каспийском регионе.Если к этому списку добавить сотрудничество в военно-технической сфере, то, мне кажется, получится достаточно полный перечень тех направлений, по которым Россия и Азербайджан сотрудничают в настоящий момент и, надеюсь, будут взаимодействовать на ближащую перспективу.Межгосударственные отношения носят взаимовыгодный характер, и, на мой взгляд, это хорошийпример равноправного партнерства с перспективами дальнейшего роста.
- Какова роль РФ в урегулировании карабахского конфликта? Стоит ли ждать до конца года каких-либо изменений?
- Россия является участником Минской группы, и, естественно, ее роль в урегулировании карабахского конфликта значительна. Хотя сразу оговорюсь, что с моей точки зрения, при всех усилиях посредников, ключи от разрешения конфликта лежат в Баку и Ереване, но это не снимает ответственности с посредников, в число которых входит Россия.
Когда говорят о том, что статус-кво вокруг Нагорного Карабаха устраивает посредников то, по большому счету, это лукавство. Поскольку понятно, что до бесконечности откладывать решение вопроса невозможно, в частности по вопросу о возвращении оккупированных районов Азербайджана, которые никогда не входили в состав Нагорного Карабаха. Что касается сроков решения конфликта, я бы не стала отталкиваться от каких-то точных дат. Но определенные возможности для начала урегулирования конфликта действительно существуют. Для этого, однако, необходимо сделать первый шаг - пойти на уступки, что, очевидно, является камнем преткновения между Баку и Ереваном.
- Не могу не затронуть украинский кризис. Изменится ли ситуация в Украине до конца этого года?
- Что касается ситуации в Украине, то, на мой взгляд, маловероятно, что она существенно изменится до конца этого года. Все упирается в экономическую ситуацию, которая на данный момент стремительно ухудшается. У Европы, похоже, нет денег на то, чтобы обеспечивать Киеву необходимый запас прочности, а отношения с Россией безнадежно испорчены. Поэтому вопрос - что дальше, так или иначе, будет вставать для официального Киева во все более жесткой форме. Нужно искать точки соприкосновения с Россией. Это неизбежно. Но хватит ли Порошенко политической мудрости? В этом плане вопрос остается открытым.
- Как, по-вашему, что будет делать дальше Запад: продолжать забрасывать РФ санкциями или отступит?
- Что касается реакции Запада, и в частности вопроса о санкциях, то обратите внимание, что во многих европейских странах уже раздаются голоса с призывом отказаться от политики жесткойконфронтации. Может быть, они и не доминируют в европейском эстеблишменте, но эта позиция становится более влиятельной, чем раньше. Точно так же, как и в Москве, последнее выступление президента России Владимира Путина и министра иностранных дел Сергея Лаврова показывают, что и в Кремле готовы к определенному компромиссу. Важно только, чтобы этот компромисс был действительно справедливым. Поскольку поставить на колени Россию все равно не удастся.
- Каково ваше видение процессов, которые проходят на Ближнем Востоке? Насколько они могут затронуть страны СНГ?
- Что касается ситуации на Ближнем Востоке, то это предмет общей тревоги: и России, и Запада. Ситуация с ИГ ухудшается с каждым днем. Все большее число людей вовлекается в деятельность террористических групп, происходит соединение радикальных исламских лозунгов и лозунгов социального протеста, а это уже очень опасно. Радикалы получают возможность аппелировать к категориям высшей справедливости, привлекая все больше молодежи, разочарованной в действиях светских властей. Но, к сожалению, не всегда на высоте оказываются и духовные институты. Это вопрос авторитета официальных структур и верующих.
Здесь также есть проблема и в Центральной Азии и странах Южного Кавказа. Только силовыми методами эту проблему не решить, необходима очень серьезная, вдумчивая идеологическая работа. Скажу откровенно, что, с моей точки зрения, на данный момент это проблема номер один - противодействие распространению в молодежной среде идеологии экстремизма.
Дж.АЛЕКПЕРОВА
Эхо.- 2014.- 20 декабря.- С.- 3