Алло, это мы!
Елена Андреева рассказывает echo.az о новом проекте
Недавно во Французском институте в Азербайджане состоялся показ короткометражного художественного фильма "Allo, bu mənəm!" ("Алло, это я!"). Фильм снят на студии "Дебют" режиссером-постановщиком Нонной Музаффаровой; художественный руководитель картины - народный артист Азербайджана Эльдар Кулиев. Оператор-постановщик - Али Султанов. В фильме снялись Сонаханум Микаилова, Аббас Гяхраманов, Мятанат Аббаслы и Рафиз Мехтизаде. Фильм снят по одноименному рассказу бакинской писательницы, члена Союза писателей Азербайджана Елены Андреевой, она же является и автором сценария. В интервью echo.az Елена Андреева подробно рассказывает о новом проекте.
- Какие чувства вы испытали во время премьеры фильма, снятого по вашему сценарию? Удалось ли режиссеру, на ваш взгляд, передать атмосферу вашего рассказа?
- Какие чувства может испытывать автор, впервые видя свое произведение на экране? Конечно, я очень, очень рада! И какое-то странное ощущение - ощущение раздвоенности и состояние легкой грусти. То есть, до этого твой рассказ был твоим рассказом, он принадлежал тебе и твоим читателям. И вдруг твое детище переосмыслил и показал по-своему другой, очень талантливый человек... Конечно, это уже иное произведение искусства, и теперь у него появились уже не только читатели, но и зрители! Немножко грустно, как если бы ты провожала в большую жизнь ребенка, который до этого принадлежал только тебе. Но грустить не надо: ведь в большой жизни твоего ребенка ждет так много нового и, надеюсь, хорошего! Конечно, если он попадет в хорошие руки. А в данном случае именно так и произошло. Нонна Музаффарова - очень талантливый режиссер и, насколько я успела понять, многогранная личность, для которой кино - лишь один из способов выразить свой богатый внутренний мир.
А насчет атмосферы... На самом деле фильм получился веселым. Если в моем рассказе преобладает дух мистики, то в фильме больше комедийных моментов - как в знаменитых грузинских короткометражках.
- Что вам понравилось в фильме больше всего? Режиссура, операторская работа, работа актеров? Может, что-то не понравилось?
- Особенно позабавил меня актер Аббас Гяхраманов, сыгравший роль хозяина дома: у его персонажа было не так много слов, но он многое, очень многое сказал мимикой, движениями. За малое количество экранного времени он сумел создать полноценный образ настоящего главы семейства, этакого восточного мужчины, "киши", как у нас говорят. Причем этот образ неуловимо балансирует у него на грани между реалистичным и комичным. То есть, хочешь воспринять его серьезно, а подсознательно тянет рассмеяться. Просто великолепно! Наверное, в этом и состоит гениальность актерской игры. Причем, этот настоящий мужчина, наверняка богатый жизненным опытом, теряется, как ребенок, столкнувшись с необыкновенным, выходящим за рамки его понимания (напомню вкратце: хитроумный вор-домушник, чуть было не застигнутый на месте преступления внезапно нагрянувшими хозяевами дома и приходящей домработницей, выводит их из строя одного за другим: он звонил им всем якобы от имени свитера, который сушился во дворе на веревке). Исполнительницы ролей хозяйки дома и домработницы (Сонаханум Микаилова и Мятанат Аббаслы) тоже сумели показать характеры своих персонажей какими-то неуловимыми, но очень милыми штрихами, хотя Мятанат, на мой взгляд, чуть-чуть переигрывала... А вот жулик (Рафиз Мехтизаде) получился просто обаятельным. В моем рассказе он менее обаятельный - просто хитроумный, и все.
Операторскую работу я оценить не могу, поскольку ничего в этом не понимаю, но раз фильм смотрится - значит, все сработали отлично, и оператор, и осветители, и все остальные. А режиссура... Нонна, на мой взгляд, обогатила рассказ так, как это может сделать кинематографист. Вот хотя бы такой пример. В моем рассказе все происходит, так сказать, камерно, действие начинается, протекает и завершается в пределах одной квартиры. А фильм Нонны начинается с видов города Баку - улицы, скверы, проносящиеся машины, витрины магазинов, дома... Чьи-то ноги легко взбегают по старинной лестнице... То есть режиссер дает понять, что показанная история происходит в большом городе, она является как бы частью большого города, в котором может случиться, все, что угодно... И Нонна неспроста выбрала местом съемки квартиру именно в старинном бакинском доме - по ее мнению (и я с ней полностью согласна), только в таких домах, имеющих свою биографию, свою родословную, свои традиции, повидавших на своем веку немало самых разных людей с их семейными драмами и комедиями, может произойти любая, даже самая невероятная история! Ведь любой город - это не только его реальная составляющая, это еще и городские легенды, мифы, сказки, волшебство... Нонне удалось это высказать, я считаю. И фильм, таким образом, стал несколько шире рассказа.
- А что, разве в современных домах, новостройках, например, не может произойти ничего сказочного или фантастического?
- Может, конечно. Но это будет уже совсем другая сказка и совсем другая фантастика. Какая-нибудь модерновая, если можно так выразиться.
- Правда ли, что "Алло, это я?" - ваш самый первый рассказ?
- Это мой самый первый опубликованный рассказ. Он был напечатан в бакинской русскоязычной газете "Сегодня", осенью 2003 года. Первоначально рассказ назывался "Свитер", потом я переименовала его в "Алло, это я!". Когда я издавала свой первый сборник прозы, решила так назвать и книжку. В самом названии содержалась своеобразная заявка начинающего автора, призыв обратить на него внимание - "Алло, это я!" Примечательно, что самый первый мой опубликованный рассказ привлек внимание молодого режиссера Нонны Музаффаровой. У нее ведь это тоже дебют в кинематографе. Так что про фильм с полным правом можно сказать: "Алло, это мы!". "Алло, это я?" - мой самый первый опубликованный рассказ. А самый первый законченный мой рассказ - "Димочка" (другое название - "Нет света"). Трагическая и вместе с тем светлая история о маленьком мальчике, больном энцефалопатией, который волею обстоятельств остался дома один и чуть было не погиб - ведь многие вещи, обычные для здоровых людей, могут таить в себе смертельную опасность для больного ребенка... К счастью, его спасла не только самоотверженная любовь мамы, но и мистическое вмешательство предков... Впрочем, это совсем другая история.
- Долгое время вы были известны как поэтесса, ваши стихи звучали по радио, побеждали в интернет-конкурсах, включались в многочисленные сборники, издавались отдельной книжкой, вы были награждены премией имени Вагифа за лучшее стихотворение о трагедии 20 января... А на сегодняшний день вы - автор уже трех книг прозы. Что подвигло вас начать писать прозу?
- Что подвигло - точно не могу сказать. Прозу, как и стихи, я стала писать давно. Не хватало, может быть, достаточной самооценки, или подходящей, за душу берущей темы. душещипательной темы. Потом случился какой-то качественный рывок - и появились первые рассказы, а потом и повести, а недавно я опубликовала даже роман под названием "Пупсик". И сейчас, как мне кажется, все в порядке и с самооценкой, и с темами.
- Злые языки поговаривают, что прозу за вас пишет ваш супруг, известный азербайджанский фантаст Александр Хакимов. Так ли это?
- Вообще-то в свое личное творческое пространство я стараюсь не впускать никого, в том числе имужа. Он лишь пытается что-то мне подсказать или посоветовать. Иногда это выливается в творческую потасовку - увы, мы совершенно по-разному смотрим на некоторые вещи, особенно на те, что связаны с психологией героев. У меня лучше получается драма человеческих душ. А Саша силен в технических и вообще научных вопросах - у него ведь университетское образование. И я прибегаю к его помощи, когда у меня возникает желание писать фантастику, да и только там, где нужен чисто научный подход. Другое дело, что многие из моих произведений созданы на основе моих личных воспоминаний и переживаний - сами понимаете, как он может это все писать за меня?!
- И все-таки, почему Нонна Музаффарова выбрала для своего режиссерского дебюта именно ваш рассказ?
- Такой вопрос задал Нонне после просмотра фильма один из зрителей. Признаюсь: если бы я была режиссером, такой вопрос поставил бы меня в тупик. Ну как объяснить, почему выбор пал именно на вот это, а вот на то - не пал? Здесь действуют настолько скрытые глубоко в душе невидимые пружины, работу которых не опишешь и не объяснишь! Должен, наверное, быть какой-то резонанс между тем, что сочинил автор, и между режиссером, который хотел бы перенести это сочинение на экран... Правда, Нонна ответила так: по ее мнению, в рассказе "Алло, это я!" мистика в нужной пропорции сочеталась с комедийностью ситуации, что встречается не часто...
- Какие еще вопросы зрителей показались вам интересными или забавными?
- В общем, зрители приняли фильм довольно тепло, но некоторые вопросы были неожиданными и, я бы даже сказала, ошеломляющими. Одна пожилая дама, представившаяся врачом-психиатром, спросила - не создали ли мы, сами того не желая, учебное пособие для начинающих квартирных воров? Ведь сейчас, продолжала она, около семидесяти процентов бакинцев являются ярко выраженными невротиками, и их легко ввергнуть в обморок всякими психологическими фокусами - например, как воришка из фильма, который звонил и представлялся свитером на бельевой веревке... Кто-то из зрителей возразил: Что ж тогда, комедию "Берегись автомобиля!" следует рассматривать как учебное пособие для угонщиков, а другую комедию, "Старики-разбойники", как пособие для грабителей музеев?!" А я воскликнула: "Спасибо, наконец-то я поняла, что я написала! Пособие для квартирных воров, ха-ха!".
Спрашивали еще, что режиссер хотела сказать своим фильмом, а я - своим рассказом. Вообще-то, насколько я знаю, такие вопросы часто задаютрежиссерам, даже самому Андрею Тарковскому задавали. Он обычно отвечал: "Что я хотел сказать - я и сказал". Но на такой вопрос и Нонне, и мне ответить удалось. Мы с Нонной сходны во мнении, что, во-первых, в нашей жизни может случиться все, что угодно, даже самое невероятное и невозможное, а во-вторых, что любая выдумка или фантазия может обратиться против самого выдумщика, вроде бумеранга. Ведь воришка, так искусно изображавший говорящий свитер, в конце концов, услышал голос свитера и от этого свалился без чувств - его уловка воплотилась в жизнь, свитер и вправду обрел душу и заговорил! Так что с выдумками, даже если они просто из баловства, надо быть поосторожнее - они могут материализоваться. Вот что мы хотели сказать, хотя, конечно, и не только это. Был еще вопрос: будет ли у фильма продолжение? Мы с Ноной замешкались с ответом, потому что и так вроде ясно - история завершена, и вряд ли ее можно продолжить, но тут мой муж пробурчал: если продолжение и будет снято, то его можно будет назвать "Откройте, полиция!".
Спрашивали и о дальнейшей судьбе фильма. Нонна ответила, что, как и каждый режиссер, она хотела бы, чтобы фильм просмотрело как можно большее количество людей и чтобы по поводу фильма спорили, обсуждали его, задумывались бы над ним... Дай Бог, чтобы так оно и было.
- Как ваш супруг, Александр Хакимов, воспринял ваш дебют в качестве сценариста? Не было ли с его стороны какой-либо зависти? Ведь он уже долгие годы пытается пристроить своисценарии кому-нибудь из местных режиссеров, но ему пока что не везет.
- Нет, он искренне рад моему успеху. Он по натуре не завистлив, хотя и действительно вот ужемного лет безуспешно пытается протолкнуть свои сценарии. Может,оттого,что все егосценарии так или иначе проникнуты фантастикой, а фантастика - сложный жанр для экранизации, и дорогостоящий? А не быть фантастом Саша просто не сможет, ведь он такой от рождения, и кроме того, он - ученик Бориса Стругацкого, а это накладывает сильныйотпечаток. Саша во всем видит что-то фантастическое и пытается это как-то выразить. Но часто успех - это дело случая. Никогда не знаешь, где тебе повезет. Я от души желаю, чтобы ему повезло. А так, вообще, он уже давно и довольно успешно сотрудничает с кинематографистами, и не только с нашими. Он снимался, как актер, в фильмах"Участок", "Последний", "На берегу", "Баку, я люблю тебя" (у Егора Кончаловского). Озвучивал мультик "История одного заблуждения".
- Каковы ваши творческие планы? И связаны ли они с кинематографом?
- В первую очередь, планы связаны с литературой. У меня много творческих замыслов, есть наметки новых рассказов и повестей в самых разных жанрах. Нередко я возвращаюсь к стихам. Конечно же, дебют в кино заметно меня окрылил, и, чего скрывать, я надеюсь и в дальнейшем быть полезной и Нонне, и другим режиссерам... Почти все, что я пишу, вполне годится для экранизации. Надеюсь когда-нибудь увидеть и полнометражную картинупо своему сценарию. А может, даже и телесериал. Современные сериалы оставляют желать много лучшего, а ведь их можно сделать такими интересными!
- Что вы хотели бы сказать еще?
- Я хотела бы от всей души поблагодарить Нонну Музаффарову и всю съемочную группу за внимание к моему рассказу и бережное к нему отношение, а также за весь тот креатив, который они вложили в работу. Я хотела бы поблагодарить народного артиста Азербайджана Эльдара Кулиева, учителя и наставника Нонны. Я хотела бы поблагодарить родителей и мужа, оказывающих мне всяческую поддержку. Я хотела бы поблагодарить всех своих читателей и зрителей, пусть даже и задающих каверзные вопросы. Всех друзей, благожелательно ко мне относящихся. Благодарю газету "Эхо" - за проявленное внимание и интересные вопросы. И, если я не сумела что-то выразить сейчас - я постараюсь выразить это в своих стихах, рассказах и сценариях..
И.АСАДОВА
Эхо.- 2014.- 15 марта.- С.- 11