Как защитить культурное наследие Азербайджана на оккупированных территориях?

Организация "Голубой щит" может способствовать в этом вопросе

 

  Уничтожение культурного наследия на оккупированных территориях Азербайджана           за последние 20   лет стало частью армянской политики, осуществляемой         в Карабахе. Подобные деяния на международном уровне оцениваются как         преступления против человечества. Осуществляется эта политика для          фальсификации исторических фактов, понятно, что в пользу самой же Армении. Массовое уничтожение и фальсификация историко-культурных памятников на азербайджанских территориях противоречит принятой в 1954-м году Гаагской конвенции (О защите культурных           ценностей в случае вооруженного конфликта). Конвенция предусматривает меры по      охране движимых         и недвижимых культурных объектов (памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, рукописи, книги, музеирупные библиотеки, хранилища архивов и т. д.), которые расположены как на территории противника, так и на собственной территории. Кроме этого, уничтожение и фальсификация          историко-культурных памятников на оккупированных территориях является нарушением конвенции ЮНЕСКО "Об охране всемирного культурного и природного наследия".

Как пишет портал garabagh.net, на основании требований Азербайджана     ОБСЕ дважды организовывала миссии для исследования ситуации на оккупированных территориях, в ходе которых частично было изучена положение   исторических памятников. Наряду с этим, Армения воспрепятствовала посещению этих территорий беспристрастной миссии ЮНЕСКО по изучению положения исторических памятников на оккупированных территориях. Год               назад Министерство культуры и туризма Азербайджана подготовило и передало в ЮНЕСКО отчет об уничтожении историко-культурных               памятников на оккупированных территориях. До оккупации на этих территориях азербайджанская сторона зарегистрировала 8 памятников мирового,166 государственного и 588 местного значения. Тысячи исторических памятников, существовавших на оккупированных территориях Нагорного Карабаха и семи прилегающих районов, не были официально зарегистрированы. В результате армяне получили возможность зарегистрировать данные памятники на свое имя. За последние годы на территории Карабаха около 100 храмам албанского периода был присвоен статус   армянской церкви. Только в 2006-м году более 500 памятников в окрестностях Шуши были зарегистрированы как "армянские памятники".

Между тем, в Украине также серьезно задумываются над вопросом охраны исторических памятников на территории Крыма, который страна недавно потеряла, ввиду             тго, что он былприсоединен к России.

Президент Украинского национального комитета Международного совета по памятникам и достопримечательным местам (ИКОМОС), председатель Национального комитета "Голубой щит" Николай Яковина              рассказал о методах борьбы. "В 1954 году в Гааге       УССР была подписана Конвенция о            защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Этот документ содержит ряд процедур защиты, четкие регламенты действий в случае вооруженного конфликта. Его положения предусматривают такой вид защиты, как маркирование - специальный знак"Голубой щит", который   действует как и              пометка Красного Креста. Объекты, маркированные этой эмблемой, не могут использоваться с военной или подобный ей целью; они находятся под особым контролем и защитоймеждународных наблюдателей.

"Голубой щит" тносительно молодая организация. В 1996 году во исполнение положений Гаагской конвенции была реализована инициатива о             создании национальных комитетов "Голубого щита".    Грустно               и стыдно,           но наше             государство, отечественная среда экспертов, общественных           и государственных деятелей не предусмотрели ситуацию, возникшую ныне. Все конфликты происходили    очень далеко от Украины. Полгода назад никто и подумать      не мог, что у нас возможно нечто подобное. Причем в Украине         сразу же сложилась нетипичная ситуация. В отличие от других стран уничтожать памятники у нас принялись сами представители власти. Я имею в виду уничтожение деморализованными правоохранителями части коллекции Музея       истории Киева в Украинском доме        во время гражданского конфликта. События в столице заставили профессиональное сообщество мобилизоваться и 21 февраля           подписать учредительный протокол украинского комитета "Голубого щита". Через шесть дней мы         были признаны в штаб-квартире организации в Гааге.

Кроме этого, министр культуры Евгений Ныщук имел личную беседу с            генеральным директором ЮНЕСКО, в ходе которой, насколько        мне известно, были детально обсуждены все ключевые пункты сотрудничества в рамках             положений гаагских документов. Кроме технической помощи, предусмотренной рядом протоколов-приложений к конвенции, есть очень четкие формулы определения перечня памятников, которые организация      берет под особую защиту. Культурные объекты будут     разделены на категории, самые ценные будут находиться под пристальным надзором экспертов международных учреждений, в первую очередь ЮНЕСКО. Есть процедура и по созданию посреднических миссий, которые               будут принимать участие в переговорах со страной-агрессором. В таких случаях назначается специальный генеральный комиссар по вопросам защиты культурных ценностей из числа стран, не задействованных   в конфликте. Наше государство может определиться со страной-покровительницей из числа участниц гаагской           конвенции, которая выступит в качестве посредника и защитника наших культурных ценностей, будет требовать доступа к ним, осмотра и т.п. В ближайшее         время все эти механизмы будут задействованы.

Самую элементарную и неотложную   техническую помощь уже получил национальный               комитет ИКОМОС. Нас снабдили пособиями, в которых изложен опыт защиты ценностей во многих странах, где происходили похожие события, - то есть рекомендации, как именно нужно действовать культурным миротворцам в зависимости от        характера угрозы.               Эта информация является закрытой, я не имею права называть конкретные примеры музеев и заповедников. Могу лишь     сказать, что в основном это прецеденты,         имевшие место в               странах               третьего мира. Мы также ожидаем методической помощи в составлении перечня ценностей, нуждающихся в специальной защите. Международные структуры примут участие в организации в Украине мониторинговых миссий, проведении маркирования ценностей и т.п. Кстати, это довольно затратные процедуры. Но Украина, как член      ЮНЕСКО,           который исправно платил         взносы в течение шестидесяти лет, имеет право обратиться за финансированием в специальный фонд. Он существует именно для таких случаев. Часть мероприятий, которые я озвучил, могли бы получить материально-ресурсное обеспечение за счет траншей из этого фонда" (Комментарии).

 

"Азербайджан со           своей стороны делает все возможное, чтобы предотвратить разрушения таких памятников на оккупированных территориях, - сказала              echo.az глава пресс-службы Министерства культуры и туризма Азербайджана       Зохра Алиева, - Мы присоединились ко всем международным конвенциям по защите культурного наследия. Также идет активное сотрудничество с различными международными организациями в этом направлении. ЮНЕСКО активно занимается вопросами сохранения памятников культуры, культурного наследия в целом. Но в зонах конфликта, они этим вопросом не занимаются".

Что касается Национального отделения организации Голубой щит, то как отметила Зохра Алиева работы в этом направлении пока идут.

В свою очередь, эксперт по пиару, председатель НПО "В помощь развитию связей собщественностью" Шалала Гасанова отметила, что Азербайджан должен активнозаниматься пропагандой армянского вандализма. "Выносить этот вопрос на страницы мировыхСМИ, поднимать на всевозможных международных форумах, в социальных сетях. Для этого необходимо задействовать диаспорские организации, а также студентов,   обучающихся за рубежом, которые сейчас очень пассивны. Я наблюдаю за их деятельностью, и        видно, что они пассивны. В этой борьбе должны быть задействованы все ресурсы. На посольском уровне должны быть разработаны концепции. У посольств должен быть хотя бы     список памятников, которые разрушены армянами, или же находятся под угрозой разрушения. Вся        эта информация также должна активно распространяться в социальных сетях. На сегодняшний день, это наиболее действенный способ.        Каждый представитель молодежи, может быть агентом влияния           и распространять эту информацию. Гуманитарные ценности -             это общечеловеческие ценности, которые волнуют все человечество. Вопрос оккупации чьей-то территории, никого не впечатлит, другое дело гуманитарные ценности. Акт вандализма на историческом памятнике никогда не оставит равнодушным мировое сообщество.  Это впечатлит многих. Запад, на сегодняшний день, больше всего озадачен охраной гуманитарных ценностей. Поэтому, мы каждый раз на официальном и частном уровне должны поднимать вопросы.

Азербайджан активно сотрудничает с международными структурами. Кроме того, Фонд Гейдара Алиева во главе с первой леди Мехрибан Алиевой прилагает массу усилий в этом направлении. Но, для того, чтобы защищать памятники культуры на оккупированных территориях, нужен мощный общественный прессинг. Дело в том, что вражеская страна может приостановить вандализм из-за того, что эта информация     станет достоянием мировой общественности. И мировое сообщество поймет, что они ведут себя, как вандалы. К примеру, в Ереване уничтожили почти все мечети. Голубую мечеть отдали иранцам на реставрацию, и сейчас ее представляют как персидскую, хотя она всего была              азербайджанской. Они оставили один кусочек стены от мечети Аббаса Мирзы, вокруг построили     новостройки. Томас де Ваал в своей              книге "Черный сад" писал, что он искал мечеть и не мог найти. Но то, что он написал - это капля в море. Работа должна вестись более активно против хитрых армян. Надо доказывать, что это акт вандализма, и армяне намеренно разрушают мечети, которых собственно уже не осталось. В современной Армении было порядка 300 мечетей, сейчас осталась только одна. Об этом надо говорить, чтобы показать, что армянская оккупация, помимо всего  прочего, несет угрозу вандализма. В Азербайджане же не разрушен ни один христианский памятник, потому что мы уважаем другой народ, другую нацию и религию", - заключила она.

Т.РАФИКОГЛУ

Эхо.- 2014.- 15 мая.- С.- 1