Об обитателях "Дома",
который построил Натик
Размышления друга в канун юбилея Натика Расулзаде
Натик Расулзаде, несомненно, - один из самых интересных, популярных и востребованных писателей Азербайджана. Популярность его вполне заслуженна, при этом он никогда не писалвещей конъюнктурных, на злобу дня, а если часто и попадал, как говорится, "в струю", тотолько потому,что писал о том, что волнует или беспокоит лично его, о том, что он не принимает в нашей жизни и в окружающей действительности. Так, например, появились повести о проблеме наркомании ("Среди призраков") и о преступной деятельности наркомафии ("Записки самоубийцы"), так была написана повесть "Убийцы", где жизнь вполне положительного, порядочного человека по имени Самедобрывают малолетние бандиты, прикрывающиеся модным в 90-е годы именем скинхеды.
Однако и в этих произведениях на весьма актуальные темы автор остается верен себе и своему авторскому стилю: он далек от назидательности и тем более нравоучительности, он просто рассказывает нам о жизни простого человека так, как он ее видит,понимает и чувствует. И эта обычная жизнь маленького человека для нас интереснее и важнее самого захватывающего детектива. Потому что мы узнаем в этих людях самих себя, свои повседневные заботы и волнения, свои радости и горести.
В его произведениях налицо суровая проза жизни, а реальность никогда не оборачивается слезливой мелодрамой. Жизнь - вообще жестокая штука, и редко кому удается прожить ее достойно и благополучно, а мужу и жене дожить вместе, как говорится, до глубокой старости и умереть в один день.
Поэтому герои Натика Расулзаде часто одиноки и не устроены, тоскуют по женскому теплу и семейному уюту (рассказ "Дуэль", "Мгновение"), а некоторые от вечного жениного ворчания и упреков предпочитают сбегать к друзьям на "мальчишники". Натик часто обращается к теме одиночества, внутренней раздвоенности личности, которая приводит к трагедии. Его интересует тайна человеческих пороков, таких как, например, страсть к азартным играм. И эта страсть также оборачивается трагедией как для самих героев Натика, так и для их близких, ибо данный порок сеет вокруг смерть и отчуждение.
Право, тем, кто никак не может избавиться от пристрастия к азартным играм, я бы давала почитать рассказ Натика "Золотая монета". Уверена, что его воздействие было бы для них сродни холодному отрезвляющему душу.
* * *
Художественная проза Натика Расулзаде жесткая, ироничная, начисто лишенная дидактизма и назидательности. Голос и позиция автора всегда остаются за кадром, и лишь сам читательволен искать и давать ответы на вопросы, которые встают со страниц прозы Расулзаде.
"В последние годы, - говорит писатель, - я пишу в жанре мистического реализма. Это реальная жизнь, переходящая в произведении в нечто необъяснимое, порой жутковатое (рассказы "Дуэль", "Мгновение", "Брат", "Трамвай" и многие другие). В жизни много необъяснимого, и я стараюсь это показать. Не многое можно понять умом в нашей жизни. Надо раскрывать и сердце, стараться понять чувствами, отзываться на события чувствами".
Элементы мистики, фантасмагории, реальные события в сконструированных мышлением художника абсурдных, невероятных обстоятельствах нужны для того, чтобы препарировать как под микроскопом и изучить в мельчайших деталях ту или иную сторону человеческой натуры. В этих обстоятельствах его герои проявляют свои лучшие (или худшие) стороны. При этом успешные, состоявшиеся судьбы Натика не интересуют, только люди-неудачники, люди-одиночки с чертовщинкой в душе или с червоточинкой, только те, с кем могут происходить нелепые, невероятные вещи ("Наваждение"), которые также нередко приводят к трагическому концу. И только тогда, по мнению автора, срываются маски, только на пороге смерти мы постигаем, кто же мы на самом деле и какие роли играли до сих пор. Постижение это приходит слишком поздно, потому что за все ошибки приходится платить, и неотвратимый судья уже стоит на пороге, отнимая у тебя самое драгоценное на свете, - жизнь.
Читаешь благополучный зачин иного его нового произведения, и тревожный холодок пробегает по сердцу - кожей ощущаешь грядущий драматический или того хуже - трагический финал. Или зарежут его героя, или жену свою этот герой найдет в петле, или сам с 20-го этажа сиганет от тоски смертной. Жизнь как ловушка, жизнь как мгновение, жизнь как любимый Натиком(и мной в том числе) образ Дома-клетки.
"Дом" - символ многих произведений Натика Расулзаде. Не случайно он вновь и вновь обращается к этому своему произведению, перерабатывая и видоизменяя его. Вот и в последней его книге "Убийцы" мы вновь встречаемся с обитателями этого "Дома", на сей раз переработанного в сценарий полнометражного художественного фильма. Жизнь в "Доме", быть может, спокойна, беспроблемна, порой она даже комфортна, но все же дом этот - обычная клетка, а ведь даже из золотой клетки человеку, как известно, хочется вырваться. Вот герои Натика и выбираются из этой клетки - каждый по своему разумению. Впрочем, у некоторых это плохо получается, потому что большинство из них - "вшивые" интеллигенты, так и не вписавшиеся в новые реалии посткоммунистического бытия.
В его рассказах и повестях герои совершают недостойные поступки, пьянствуют и прелюбодействуют, наносят смертельные обиды женам и детям. Но в результате их всегда настигает возмездие, ибо, порывая с близкими, предавая родных, они предают сами себя, свою прошлую жизнь. И тогда им не остается ничего другого, как уйти в небытие. Ибо жизнь их потеряла всякий смысл, и никакая, пусть даже самая соблазнительная и молодая красотка, не сможет заменить тому же Кашмару (Кашкаю) Маштагаллы его вечно ворчливую, чем-то недовольную, но в то же время готовую отдать за него свою жизнь Наргиз. Потому и умирает Кашмар с ее именем на устах...
Сквозной темой через все произведения Натика проходит тема любви. Любовь у него самая разная, порой неоднозначная: это и любовь отца к своим дочерям, беззаветная любовь деда к внучке, привычная любовь к супруге, недозволенная, порочная страсть пожилого мужчины к молодой любовнице и т.д. и т.п. Любовь у Натика, по большей части - это чувство без счастливого конца. Любовь двоих в его рассказах почти всегда оканчивается трагически: или смертью мужчины, или гибелью женщины. Или расставанием, что тоже сродни смерти.
Вместе с тем любовь у Натика - самое прекрасное чувство на свете, позволяющее сносить тяготы жизни, не замечать окружающей тебя несправедливости, переносить физические страдания.
* * *
Сорок пять лет творческой деятельности, 65 лет земного срока. Много это или мало для писателя? Как сказать. Великий Федерико Феллини как-то заметил: "Старость начинается, когда жизнь кажется повторением..."
"К счастью, - говорит Натик, - мне до сих пор жизнь не кажется повторением, я стараюсь писать так, чтобы новые мои произведения не были бы похожи на предыдущие, чтобы в них были мысли. Пока еще не высказанные мной на протяжении полувека..."
И, по-моему, Натику Расулзаде это удается - писать так, чтобы быть современным, интересным и, главное, понятым каждым новым поколением читателей. Полные залы молодежи, которые собирает на своих вечерах Натик, - лучшее доказательство его востребованности и творческого долголетия. А это для любого писателя, пожалуй, самое ценное...
Натик Расулзаде- лауреат престижных литературных премий, его писательский труд отмечен важными правительственными наградами, в том числе орденом "Слава". И все же, как нибанально это прозвучит, главной наградой для него являются любовь и внимание, которыми его по-прежнему одаривают читатели. Так что итоги ему подводить рановато...
Эльмира Ахундова
Эхо.- 2014.- 24 мая.- С.- 7