Надана ФРИДРИХСОН: "Карабахский вопрос уже давно оброс кулуарными интригами"

В интервью echo.az политический аналитик, сотрудник Института ЕврАзЭС рассказала о впечатлениях от Международного гуманитарного форума, своем видении развития карабахского конфликта и итогах Астраханского саммита прикаспийских стран

- Недавно в Баку проходил Международный гуманитарный форум, вы непосредственно приняли             в нем участие. Расскажите, какие обсуждения для вас были самыми интересными, и каково общее впечатление от этого мероприятия?

- Этот    форум проходит в Баку не первый        год. Я была на гуманитарном форуме в 2012 году, и разница колоссальная. Сегодня форум стал более масштабным. В работе приняли участие яркие спикеры, в том числе, особенно стоит отметить присутствие    Нобелевских лауреатов. Каждое выступление заслуживает отдельного внимания. Большой интерес привлекли американские спикеры. Особенно учитывая отношения официального Баку и Вашингтона в связи с газовыми вопросами. Более того, в ближайшее время к своим полномочиям приступит новый посол США в Азербайджане, так же, как и его предшественник, занимавшийся раньше темой энергетики.

США считают Азербайджан своим партнером, но им нужны определенные гарантии Баку, в том числе относительно региональных процессов, которые Азербайджан не будет давать, так как не планирует отступать от многовекторной политики. Этим   и вызваны попытки      Запада манипулировать внутриполитической ситуацией в стране. Выступление спикеров от США показали, что в отношении Азербайджана сохраняется генеральная линия интереса со стороны Вашингтона. Проблемные моменты обходили стороной.

Я думаю, что форум получил широкий резонанс, привлекая внимание           не только политического и экспертного сообществ. Одним из   самых интересных обсуждений на этом форуме, на мой взгляд, была тема медиа.

 

Сегодня традиционные медиа вступают в конкуренцию с соцсетями, блогами,         иными словами, альтернативными СМИ. Я     наверно             соглашусь с Михаилом Гусманом, который говорит, что сегодня мир вступил в новую фазу информационной войны, которая началась давно и сегодня вступает четвертую фазу. И Азербайджан находится в том периоде, когда надо задуматься о своей новой информационной стратегии, в частности, как в будущем позиционировать себя в информационном поле. Это очень сложная стратегия, она, безусловно, связана и с            личностью президента Азербайджана Ильхама Алиева, и с определенными внешнеполитическими шагами страны. Все это требует не только оперативного освещения, но и реакции на информационные выпады.

- Хотелось бы непосредственно перейти к       карабахской проблеме... Скоро ожидается встреча президентов Азербайджана Ильхама Алиева               и Армении Сержа          Саргсяна в Париже. Такого рода встречи уже         наверно             стали традиционными, и к сожалению, каких-то конкретных практических подвижек не давали. Как вы считаете, чего следует ожидать от этой встречи?

- Карабахский вопрос уже давно оброс кулуарными  интригами. Встреча президентов в Париже - это ответ Запада на Сочинскую встречу,         тем более и Вашингтон, и Брюссель считают, что монополизировали право на организацию такого рода мероприятий. Тем более Западу не понравилось, когда президент России Владимир Путин встретился в Сочи со             своими коллегами из Азербайджана и Армении.

На Сочинской встрече особое внимание было уделено президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву, с которым Владимир Путин встречался и тет-а-тет, чего не было с Сержем Саргсяном.

 

Президент РФ смог убедить коллег, что эскалация      конфликта не даст никаких результатов, кроме человеческих     потерь. В рамках Сочинской встречи Владимир Путин также заинтересовал президентов Армении               и Азербайджана экономическими проектами. Подтверждением тому является серия визитов высокопоставленных российских чиновников в Баку. В работе Форума, например, приняла участие председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.

 

Естественно, Запад все это не устраивает, тем более в свете их стратегии манипулировать карабахским вопросом с целью оказания давления как на политику Баку, так и Еревана.

 

Встреча               президентов Азербайджана и Армении в Париже это, во-первых, ответ РФ, а во-вторых, президент Франции Франсуа Олланд проведет официально               встречу               по карабахской тематике, но так же, как его российский коллега Владимир Путин, неофициально сделает главам Азербайджана и Армении ряд предложений.

От Армении будут ждать отказа от евразийского курса, тем более что сюда  добавляется недовольство армянской диаспоры    на Западе, в первую очередь во Франции.       На Азербайджан же начнут давить, требуя предоставить западным НПО большую свободу в стране, на что вряд ли согласится глава            АР, мотивируя это тем, что работа НПО угрожает национальным интересам Азербайджана.

После встречи в Париже официально будет    заявлено, что президенты поговорили и по-прежнему являются приверженцами мирного урегулирования карабахского конфликта.

Официально никакого прорыва обозначено не будет, а вот за кулисами будут идти интересные процессы. Стоит отметить, что на Азербайджан           будут давить не кнутом пряником.

Давление ждет и Армению, в частности, будут затронуты турецкий и иранский факторы. Скорее всего, после встречи в Париже посол США в Азербайджане начнет делать интересные заявления. Что касается Армении, начнется накал политических        страстей, учитывая, что во Франции крупная армянская диаспора, которая довольно сильно влияет на официальный Ереван.

- Мы наблюдаем за санкциями Запада против России из-за ситуации             в Украине. Но ведь Армения нарушила территориальную целостность Азербайджанской Республики, приняты четыре резолюции Совета        Безопасности ООН, Запад         и Европа признают территориальную целостность нашей страны. Так почему тогда международные организации наконец не начнут давить на страну-агрессор?

 

- Запад не заинтересован в разрешении карабахской проблемы. Данный конфликт – хороший рычаг для манипуляции официальным Баку и Ереваном. И вообще наличие территориального конфликта в такой зоне, как Южный Кавказ, выгодно западным гениям геополитики, тем более что это один из способов давления на РФ.      Если вспыхнет карабахская война, она быстро перекинется на Северный Кавказа. Кроме того, карабахский вопрос рассматривается со стороны Запада как один из мостов    к Каспию.

- Недавно прошел Астараханский саммит прикаспийских государств. Как вы считаете, удастся               и странам действительно достичь окончательногокомпромисса?

- Я думаю, что сегодня страны прикаспийской "пятерки" сплотили свои силы, потому что существует общая внешняя угроза. Также в российских          СМИ проходила информация о том, что прикаспийские государства близки к прорыву по определению статуса Каспия, но некоторым странам надо будет            пойти на уступки. Каким            именно странам и в чем уступить, в сообщении не уточнялось. Президент РФ Владимир Путин заявил, что к 2016 году, возможно,        удет подписана конвенция, при том что Азербайджан, Казахстан и Россия, в принципе, свои позиции обозначали, и они в целом друг      другу не противоречат.

А вот с  Туркменистаном и Ираном      все гораздо сложнее. И за предстоящие два года, думаю, акцент Запада будет сделан в первую очередь на политику Тегерана, который повязан        пока переговорами с "шестеркой"   по ядерной проблеме, и Ашгабата. Но если к 2016 году, конвенция будет подписана, мы станем          свидетелями очевидного прорыва в этой области. Пока же наблюдаем     за некоей предстадией...

-Какие изменения, на ваш взгляд, ждут регион Южного Кавказа в ближайшее           время?

- Я не думаю, что до конца года            в регионе Южного Кавказа наступят изменения. Они могли бы наступить в августе, если бы началась карабахская война. Но эскалация была пресечена. Сегодня большее внимание привлекает Грузия, так как там происходят очень сложные            и интересные процессы. Президент Грузии     Георгий              Маргвелашвили и премьер-министр Ираклий Гарибашвили открыто конкурируют           друг с другом. Грузия присягнула Западу,       но при этом заявляет о необходимости налаживания экономических отношений с Россией. Также в прессе               пробежал слух о            том, что в Грузии формируется оппозиция правительству Азербайджана. Конечно, понятно, что эта информация бессмысленна, но тем не менее, информационный выброс откуда-то появился.

 

Кроме того, в стране в последнее время нарастает внутриполитический кризис, уже начались провокации на межрелигиозной, межнациональной почвах. Поэтому Грузия сегодня               является своего рода маркером того, насколько Южный Кавказ близок к кардинальным изменениям. Если в Грузии произойдет политический кризис или, например, в страну триумфально вернется Михаил Саакашвили, то многое может измениться. Сегодня же Единое национальное движение в Грузии набирает политические обороты. Это все происходит на фоне попыток Тбилиси договориться с Ираном по теме энергетикито касается последнего, понятно, что Грузии выгодно будет стать транзитной зоной, если ИРИ запустит один из своих               газовых              проектов. Одним           словом, Грузия сегодня мечется, и ее метания напрямую связаны с политикой Азербайджана, Турции          и России. Что касается, Азербайджана и Армении, то до конца года кардинальных изменений не произойдет.

ДжЛЕКПЕРОВА

Эхо.- 2014.- 11 октября.- С.- 4