Свадебный переполох

 

На сцене Театра оперы и балета состоялась премьера оперы "Свадьба Фигаро" В.А.Моцарта

Очередной традиционно-яркой премьерой Театр оперы и балета завершил VI Международный музыкальный фестиваль имени Узеира Гаджибекова.              В рамках гаджибековского фестиваля театр всегда преподносит сенсационные  постановки - это оперные спектакли, которые не ставились на отечественной сцене за более         чем столетнюю историю театра. Прошлый фестиваль запомнился блестящей премьерой комической оперы  "Любовный напиток" Г.Доницеттиа этот раз в рамках международного проекта, была осуществлена самая известная опера В.А.Моцарта "Свадьба Фигаро" с участием исполнителей трёх стран.

То, что  столь известная и буквально разобранная      на популярные музыкальные цитаты и арии опера ни разу не шла на сцене отечественного театра - сам по себе факт удивительный. Но то, что нынешнее руководство театра         решилось поставить ее -            решение               очень похвальное и событие для бакинских меломанов         весьма знаковое. В качестве режиссёра-постановщика руководство театра пригласило Николу Третьяка -               известный украинский режиссёр уже поставил целый ряд комических постановок   на сцене театра, которые с интересом и благосклонно были восприняты            отечественной публикой.

Отметим сразу, задача убедительного сценического воплощения этого хрестоматийного оперного опуса гораздо сложнее, чем какого-нибудь оперного раритета. Обычно весьма искусный и изобретательный в постановочном плане Н.Третьяк на сей раз был весьма осторожен, и, казалось, режиссёр намеренно решил сохранить "мудрость целого" моцартовского спектакля. Весь спектакль        словно воссоздаёт стиль, декорации и костюмы XVIII века, что в наше время - время господства весьма своеобразной (если не сказать неестественно-передёрнутой) интерпретации классики называемой "авторской режиссерской оперы" - дорогого стоит.

Но "Свадьба Фигаро" помимо превосходного театра - это -    превосходная музыка и настоящая комедия, тонкая, яркая, умная. В написанной на сюжет второй пьесы "Безумный день, или Женитьба Фигаро" знаменитой трилогии П.О.Бомарше Моцарт          не менее блестяще "подхватил" эстафету от оперы "Севильский цирюльник" своего предшественника Джоссини в воссоздании проделок плутоватого слуги. На сей раз Фигаро прекрасно обосновался в качестве камердинера в замке графа и графини Альмавива.  Фигаро готовится к свадьбе с расторопной и умной служанкой          Сюзанной, к которой граф проявляет определённый любовный интерес. Граф пытается воспрепятствовать браку и Фигаро, Сюзанна, Графиня делают всё,       чтобы помешать ему. Альмавива позволяет Марселине подать на Фигаро в суд за           невыплаченный долг, предъявляя ему требование вернуть деньги или жениться на ней. Неожиданно на суде, по метке, оставленной давним возлюбленным             Марселины - Бартоло, выясняется, что он    потерянный тридцать лет назад их ребёнок. Доктор Бартоло соглашается жениться на Марселине и Фигаро становится узаконенным плодом брака. В результате проведённых весьма интригующих перипетий граф остаётся         посрамлённым, а               Фигаро с Сюзанной сочетаются браком.

 

В своё время премьеру оперы ожидал восторженный              приём (оркестр аплодировал композитору еще во время репетиции). Не менее восторженный приём ожидал исполнителей и на бакинской премьере. Граф Альмавива в исполнении белорусского баритона Владимир Громова, без сомнения, главный герой бакинской "Свадьбы". Его сильный, ясный, богатый обертонами вокал уверенно доминировал в ансамблях и завораживал сольными               фрагментами. Ну а весьма презентабельная   внешность и актёрское обаяние только дополнили законченность портрета- аристократа. Весьма выигрышным оказался    и выбор               Фигаро. Чуть смуглый, полноватый и весьма энергичный на сцене украинский тенор Дмитрий Гришин замечательно (и в актёрском             плане, и в плане вокала) выстроил образ плутоватого испанского слуги, создав холодно- пренебрежительному и высокомерному Графу-Громову отличный контраст.

Наша оперная прима - Инара Бабаева, весьма комфортно чувствующая себя в          барочных постановках, блеснула своей виртуозностью в партии лукавой Сюзанны, в полной мере оправдывая интерес графа к столь очаровательной    служанке. А по-женски очаровательный объединённый вокальный тандем: Сюзанна-Инара Бабаева и Графиня-Фарида Мамедова весьма убедительно разыграли и         наказали Альмавиву-Громова в духе известной фразы одного политика: "Граф, ты не прав!" И, как результат столько активной        женской деятельности - коленопреклоненный граф      с его знаменитой репликой: Contessa, perdono! (Графиня, простите!), дающий своего рода толчок к   всепрощающему финалу.

Но подлинной сенсацией постановки стало   выступление Ильхама Назарова в партии одновременно влюблённого во всю   женскую             половину замка юного Керубино. Как известно, некоторые партии в барочных операх были              специально написаны для               певцов-кастратов, которые      обладали уникальными высокими голосами. Сейчас контральтовые голоса - большая редкость (можно      по пальцам на одной руке перечислить певцов, обладающих столь редкими голосами), поэтому данные партии обычно исполняются травести (театральное амплуа, когда певица изображает мужчину, переодевшись   в соответствующий костюм). Услышать "в живую" столько         редкий мужской голос на               премьере "Фигаро" - это            действительно уникальный подарок нашего театра, который даже многие ведущие оперные сцены мира не могут преподнести своим зрителям.

В целом, слово "игра" - ключевое по отношению к      этой постановке. Чувствовался контакт между артистами          труппы,               а это дорогого стоит. На протяжении всего спектакля исполнители не без удовольствия и лукавства разыгрывали интересные микродействий комического плана, вынуждая даже самого серьёзного          зрителя              улыбаться на протяжении      всего спектакля. На эмоции исполнители не скупились, демонстрируя,          что любовные интриги могу быть весьма остроумными и изящными,      что женщины бывают красивыми и кокетливыми, а мужчины, даже что-то при этом              поющие,            могут их носить на руках и вымаливать на коленях прощение. И с вокальными задачами исполнители справились весьма профессионально, хотя     и на разном уровне,     демонстрируя класс, как               в отдельных номерах, так и в сложнейших      моцартовских ансамблях.

Интерпретировать Моцарта на этот раз доверили молодому дирижёру          Эйюбу Гулиеву. Ничего, кроме искреннего одобрения, эта       работа вызвать не может. Уже начиная с Увертюры, маэстро задал ритм и интригу раскрываемого сценического         действия. Моцарт звучал, как и должен был - аккуратно, легко, воздушно, не перекрывая своим               аккомпанементом        звучность солистов. Автор этих строк не раз ловила себя на мысли, что порой смотрит не на            сцену, а на руки дирижёра. Маэстро словно пел вместе с вокалистами, пропевая каждую фразу - эмоционально и очень непосредственно.

И всё же самое главное в представленной      постановке "Свадьба Фигаро" были воссозданы атрибуты моцартовского стиля - соразмерность эстетической красоты и театральной зрелищности, которые были отмечены зрителями бурными овациями на финальном поклоне. Свой очередной сезон Театр оперы и балета начал    с восклицательного знака – ярко и знаково. Какими премьерами бакинских зрителей порадует творческий коллектив театра в своих дальнейших постановках - вопрос, ответ на который будет в ближайшие месяцы.

У.АЛИЕВА

Эхо.- 2014.- 30 сентября.- С.- 6