От массового к элитному

Азербайджанские вузы нуждаются в частных инвестициях

Высшее образование в Азербайджане стало массовым, и возможность поступить в вуз появилась у всех выпускников школ, способных продолжать учиться дальше. Однако именно эта, безусловно, позитивная тенденция развития в сторону доступности и массовости, ставит нас перед актуальностью преобразования количественного роста в плоскость качественных перемен.

Предметом беседы корреспондента газеты «Каспiй» с профессором, доктором экономических наук Захидом Фаррухом Мамедовым стал процесс дифференциации высшего образования по линии «от массового к элитному». Так в чем причина актуальности темы в общей парадигме переходных, не менее актуальных вопросов, стоящих перед системой отечественного высшего образования?

По твердой убежденности нашего собеседника, тема элитного высшего образования, кстати, не привязанного к государственному финансированию, но ориентированного на потребности рынка труда в высококвалифицированных кадрах, диктуется, главным образом, потребностью крупного бизнеса. Однако не стоит умалять социальной пользы этой идеи, с точки зрения формирования высшего интеллектуального сегмента общества, традиционно именуемого интеллигенцией.

- Вы не раз выступали на страницах газеты «Каспiй» по острым вопросам высшего образования. Особенно интересны размышления над опытом университетов России и Турции, привлекающих спонсорскую поддержку и развивающих успешное сотрудничество с крупным бизнесом. Кстати, ваша статья «Капитал за партой» нашла широкий отклик в России и привлекла внимание зарубежных специалистов. Востребована ли она в местных условиях или стоит пока подождать?

- Предложения о сотрудничестве местного бизнеса и вузов востребованы всегда, но пока, видимо, не созрели условия для адекватной поддержки на родине. Я думаю, что такая ситуация временна, особенно в свете потребностей нашего крупного капитала, стремящегося на международный рынок. Для Азербайджана это привлекательная международная практика, но создание местного института элитного образования требует всестороннего анализа потребностей бизнеса и рынка труда. Чтобы изучить кадровые проблемы субъектов предпринимательства, состояние местного рынка труда и планы правительства в направлении слияния интересов образования и бизнеса, можно организовать форум с участием представителей этих институтов. На начальной стадии работы такой подход поможет разобраться с ключевыми направлениями работы над концепцией элитного образования и наметить конструктивный выбор приоритетных специальностей.

- Наверное, приоритетной целью местного института элитного образования вы видите прямую привязанность обучения в вузе к требованиям рынка, когда вектор работы вузов будет конкретно очерчен задачей спонсорских организаций. Имеются ли перспективы частного инвестирования в азербайджанскую сферу образования?

- Такой опыт удачно используют не только в Европе, элитное образование с уклоном в решение задач кадрового рынка получило широкий размах в той же российской и турецкой образовательной практике. Сегодня и в нашей стране сложились прямые предпосылки удачного применения этого опыта. Кстати, его внедрению способствует такой печальный факт, как оторванность «массового» высшего образование от требований современного рынка труда. Например, в вузы традиционно уже 50 лет преподают экономику промышленности, не учитывая трансформацию этой дисциплины в индустриальную инженерию. Мы по старинке готовим врачей, не учитывая международных стандартов слияния ряда медицинских специальностей с инновационными направлениями в технике и прочих дисциплинах. С точки зрения востребованности выпускников вузов на рынке труда, обучать банковскому делу в отрыве от IT-технологий означает заведомое обучение недостаточно квалифицированных специалистов. Наша страна делает большие успехи в сфере связи и высоких технологий, Азербайджан осваивает просторы космоса. Но имеем ли мы специалистов такого уровня? Их нет, и получается, что вузы долгие годы готовят бакалавров, магистров и докторантов, не имеющих достаточной квалификации и неспособных вписаться в задачи кадрового рынка.

- Возможно, проблема таится в недостаточной заинтересованности или ограниченности полномочий вузов?

- На данный момент прослеживается необходимость в том, чтобы расширить существующие полномочия вузов и предоставить нашим университетам большую самостоятельность. Такой подход может подкрепляться финансовой поддержкой бизнес-структур по примеру опыта Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ). Несколько лет назад филиал РГГУ в Домодедово столкнулся с традиционной проблемой нехватки средств. И, скажу вам, университету очень повезло. Дело в том, что аэропорт «Домодедово» имел схожую проблему, но связана она была с острой нехваткой квалифицированных кадров. Приглашать специалистов из Москвы невыгодно, потому что столица находится в трех, а то и четырех часах езды от аэропорта. Что же делать? С этим вопросом бизнесмены обратились к Путину. Ответ президента был прост до совершенства: идите в университет и финансируйте обучение студентов, готовьте себе нужные кадры. Эту поразительную историю рассказал мне ректор университета Евгений Николаевич Сафонов. Аэропорт «Домодедово», филиал РГГУ и Администрация городского округа Домодедово во главе с Городецким тут же приступили к работе над совместным проектом обучения. Инвесторы даже в школу пришли, рассказал мне Сафонов. Сегодня гимназия №5 готовит учащихся в РГГУ и финансируется за счет частного инвестирования.

То, что я видел в университете и гимназии в Домодедово, было похоже на сказку, об этом можно говорить, но лучше, конечно, увидеть. Студенты и гимназисты получают самое лучшее образование, они ни в чем не нуждаются. Спонсоры оплачивают любые нужды гимназии и университета. Студенту нужны учебники? Пожалуйста! Пособия, учебные материалы, оборудование кабинетов, всевозможные кружки, дополнительные лекции, конференции с участием лучших специалистов - все это финансируется, и ни в чем нет недостатка. В школе действует до 25 кружков, даже есть азербайджанский кружок, который организовала здесь наша диаспора. Учащимся созданы все необходимые условия, им остается только одно - учиться. И вы бы видели, с каким интересом, с какой охотой и блеском в глазах они это делают. Вы бы видели ту отдачу, доверие и надежду. Родители спокойны за будущее своих детей, а учащиеся уверены, что знания их будут востребованы. Они хотят учиться, они любят свою школу, свой университет, свой город и страну.

- Как вы думаете, можно ли решить проблему недостаточной квалификации студентов льготными кредитами? Эту тему активно муссируют, несмотря на то, что рыночная экономика предполагает рост инвестиционной привлекательности сферы образования, а наши вузы больше нуждаются в частном финансовом инвестировании и более современных методах управления.

- Я не берусь рассуждать на абстрактную для наших реалий тему льготного кредитования и тем более грантов. Но если уж мы заговорили о финансовой поддержке студентов, наиболее эффективно проявляет себя частное инвестирование в сферу высшего образования. Я лично был свидетелем такого опыта на примере филиала РГГУ в Домодедово. Скажу больше, я был приятно удивлен и даже шокирован уровнем образования и тем, насколько грамотно и органично там построена политика привлечения частных инвестиций и каких результатов можно этим достигнуть. Но есть и другой момент: помощь студентам и другие социальные проекты в этом направлении многие банки используют как приоритетную маркетинговую политику. Выигрывают от этого сразу две стороны - банк и система образования. Коммерческий банк получает хорошее имя благодаря грамотной социальной PR-компании, а студент - образование. В этом направлении эффективно работают ВТБ и Сбербанк России, «Газпром».

- И наконец, можно ли говорить об элитном образовании при отсутствии критериев оценки эффективности вузов? Сегодня этот вопрос находится в центре внимания российского Минобрнауки. Насколько это актуально для нашего высшего образования?

- Сама идея мониторинга эффективности мне представляется разумной: вузы оценивают в соответствии с прозрачными, общими для всех критериями. Причем, критерии мониторинга постоянно обновляются, и в этом вопросе нет еще единого, окончательного подхода. Собственно, перечень показателей эффективности весьма многообразен: учитывается специфика учебных заведений, количество трудоустроившихся выпускников и численность иностранных студентов, обучающихся по основным образовательным программам. Немалую роль имеет объем проделанной научной работы и индекс цитирования научных статей профессоров университетов, количество приглашенных иностранных специалистов, научных изданий, привлечение грантов, экспертные заключения для правительства и частных структур. На мой взгляд, главный критерий «нужности» вузов - это производство знаний, влияние на общественное сознание и нужность кадров на рынке труда. Если университеты хотят активно участвовать в процессе модернизации, быть важной и успешной составляющей этого процесса, одним из главных его моторов, они должны в полной мере соответствовать именно этой, самой главной части, изменений.

 

 

Тамила ХАЛИЛОВА

Каспiй.- 2015.- 11 февраля.- С.- 10