Юлия ЯКУШЕВА: "Внутренняя
стабильность Азербайджана вполне устойчива"
В интервью echo.az исполнительный директор
политологического центра "Север-Юг" прокомментировала события в
Армении, давление Запада и угрозу от ИГ...
- Недавние события в Армении часто называли "вторым Майданом". Как будут развиваться события дальше? Возможна ли в Армении смена власти в результате государственного переворота?
- Прежде всего я бы поостереглась проводить прямые аналогии между событиями в Украине и Армении. К настоящему моменту сама жизнь окончательно поставила точку в этих рассуждениях, которыми увлеклись некоторые эксперты и журналисты.
Однако нельзя закрывать глаза на очевидные тревожные сигналы, которые продемонстрировали армянские события. Несмотря на то, что события, очевидно, не были в полной мере срежиссированы извне, попытки "подергать за ниточки" все же просматривались.
Об этом говорят и соответствующие информационные выбросы через социальные сети, и попытки провокаций, которые, правда, успешно пресекались.
Кроме того, была заметна мобилизация прозападных СМИ, влияние которых в информационном пространстве Армении очень велико.
Наконец много вопросов вызывает сам повод к выступлению людей. Все же экономические сложности должны решаться при помощи экономических же инструментов. А никак не народным бунтом.
В Армении социальные протесты, как механизм диалога с властью, уже стали своеобразнойтрадицией. И не в первый раз маргинальные политические силы, неспособные сплотить под своими знаменами сколько-нибудь значимые группы людей, встают в первые ряды протестного движения и симулируют политическую активность масс. Заведомо проигрышный номер.
Так что, в принципе, ситуация не нова. К сожалению, угроза роста социальной напряженности сохраняется. Равно как и на всем постсоветском пространстве, и даже в глобальном формате, поскольку мировая экономика сейчас переживает влияние кризисных тенденций.
В Армении же ограничены каналы коммуникаций между властью и обществом, и стихийные митинги в этих условиях становятся практикой.
Никто не гарантирует, что Запад не постарается адаптировать цветные технологии под специфические условия Армении, учтя опыт последних событий.
Но, полагаю, что в ближнесрочной и среднесрочной перспективе Армении удастся сохранить внутриполитическую стабильность. Ресурсы для этого у власти есть.
- На ваш взгляд, украинский кризис не стал плохим примером?
- Говорить об "украинском примере" для постсоветских стран можно было бы в том случае, если бы речь шла о самостотельно вызревающих внутри политических систем процессах. В случае же Украины фитиль был зажжен извне.
Украинский кризис создал основу для попыток поджечь макисмально широкие пространства по периметру границ России и в зоне стратегических интересов Москвы.
И, к сожалению, нужно понимать, что давление на политические режимы стран СНГ, поиск "проблемных зон", финансовая подпитка антиправительственных сил будут только нарастать.
Южный Кавказ и Центральная Азия в силу важности своего положения и ресурсного богатства, а также при наличии целого комплекса региональных проблем и угроз, в первую очередьнаходятся под ударом.
Главная цель - максимальная дестабилизация, сценарии и последствия не столь важны. Иконечно, в достижении этой цели, самостоятельность и авторитет лидеров стран СНГ, равно как и внутренняя прочность режимов Вашингтоном и Брюсселем не приветствуются.
Кстати говоря, Азербайджан в полной мере ощутил на себе этот прессинг. Запад не устраивает желание и способность Баку ставить во главу угла собственные национальные интересы. Экономическая состоятельность Азербайджана тоже, с точки зрения Запада, раздражающий фактор.
То беспрецедентное давление, которое было оказано на Азербайджан в преддверии и в период проведения Европейских игр, весьма показательно.
Лучший ответ на это давление, который продемонстрировал Азербайджан - успешное проведение соревнований и достойная информационная кампания вокруг Игр. Организаторы сработали на высоком уровне. Да и в целом внутренняя стабильность Азербайджана вполне устойчива.
Но боюсь, необходимость противодействовать информационному и политическому давлению в ближайшее время останется одним из направлений внешней политики Азербайджана.
- Сегодня большой угрозой в мире является террористическая организация ИГИЛ. Возможно ли объединение стран СНГ против ИГ?
- Не просто возможно, а необходимо. Страны Центральной Азии и мусульманского Южного Кавказа, наиболее уязвимые перед экстремистской и террористической угрозой, уже неспособны самостоятельно гарантировать собственную безопасность от негативного влияния со стороны экстремистских и террористических течений.
На мой взгляд, США совершают большую ошибку, поставив во главу угла маниакальные и малоэффективные попытки "задавить" Россию.
В то время как главная угроза глобального масштаба поступательно нарастает и набирается мощи.
Прошел всего год, как "Исламское государство" объявило о создании халифата, но за этот срок террористическое движение достигло устрашающего размаха и содержания.
Все большие территории оказываются под ударом этой силы, растет ее экономический потенциал и экономическая самостоятельность.
В то время как атакам подвергаются туристические центры Туниса, Вооруженные силы Египта на Синайском полуострове, страны-участники коалиции во главе с США ограничиваются неэффективными в данном случае отдельными ударами с воздуха по позициям боевиков.
И на этом фоне Вашингтон сохраняет свою позицию в отношении Башара Асада, откровенно предпочитая исламских головорезов светской власти в Сирии. И что еще более парадоксально, ставят некую угрозу со стороны России в одну плоскость и даже выше ИГ.
Между тем именно участие России в коалиции, слаженные действия всего мирового сообщества против "Исламского государства", могло бы принести ощутимый успех такой борьбе.
Страны СНГ жизненно заинтересованы в наращивании существующих и выработке новых коллективных форматов безопасности. Риск экспорта терроризма и экстремизма в Центральную Азию, на Южный и Северный Кавказ, российское Поволжье, более чем осязаем.
В целом, наши страны понимают важность усиления регионального сотрудничества в рамках ШОС, ОДКБ, в формате прикаспийских государств. Даже внеблоковый Туркменистан, ощутив в полной мере угрозу со стороны "Талибана", всерьез задумывается о присоединении к интеграционным проектам в сфере безопасности.
Так что нельзя сказать, что нет осознания необходимости совместных действий, однако смогут ли государства региона поступиться амбициями и повысить уровень взаимного доверия - большой вопрос.
Дж.АЛЕКПЕРОВА
Эхо.- 2015.- 11 иля.-
С.- 1-2