"У нас еще все впереди"

В Театре песни им. Рашида Бейбутова прошел вечер, посвященный дню рождения великого советского барда Юрия Иосифовича Визбора

 

Ни для кого не секрет, что Баку еще со времен Советского Союза наряду с               Ленинградом считался чем-то вроде культурной столицы. Баку и     сейчас не потерял этогонегласного звания: каких только событий культурного характера здесь ни происходит!

Летом, конечно, все слегка замирает: это время отпусков, жары, когда не хочется совершать лишних телодвижений. Правда,            к нынешнему лету это не        относится: телодвижения совершаем и мы, и гости                нашего города на первых в мировой истории Евроиграх.

Наш город в эти             жаркие дни был буквально переполнен, события следовали за событиями... Но даже в длинной череде спортивных мероприятий не            затерялся один концерт:          в Театре песни им. Рашида Бейбутова прошел вечер, посвященный дню рождения великого советскогобарда Юрия Иосифовича Визбора.

В прошлом году             Юрию Визбору исполнилось бы 80 лет, так   что в нынешнем году дата не круглая, однако любители авторской песни все равно пришли на концерт. Сказать, что был аншлаг, нельзя.

Но это объяснимо: город был перекрыт для соревнований по          велогонкам. Многие в эти два дня не смогли даже                добраться до собственной работы,    не то что прийти на концерт...

И вот в этих условиях сотня зрителей, через все        препоны            добравшаяся до Театра песни, выглядела невероятно ценным подарком. Им все нипочем - любителям авторской песни!

Концерт, как нетрудно догадаться, был подготовлен Бакинским Клубом авторской песни (КАП) под руководством Джавида Имамвердиева. Кстати, в этом году клубу исполняется 41               год.

Жизнь в              клубе насыщенная всегда        - хоть зима, хоть лето.               Летом проходят регулярные международные фестивали   авторской песни. На прошлый фестиваль, десятый, юбилейный, приезжала дочь Юрия Визбора - Татьяна Визбор, и    осталась в совершеннейшем восторге как от нашего города, так и от фестиваля и от того отношения, которое она увидела к своему легендарному отцу.

Открыл концерт Александр Евгеньевич Гладков, старший советник по культуре посольства Российской Федерации в Азербайджане. По       оценкам             творческих людей, Александр Гладков - один из       самых лучших советников                по культуре посольства России в         Азербайджане за          последнее время.

Но самое            главное              даже не              это! А.  Гладков              - поэт,  автор нескольких поэтических книг, участник многих поэтических сборников, печатался он и в  нашей стране - в газетах, в журнале "Литературный Азербайджан".

 Так что его       выступление на концерте, посвященном дню рождения Визбора, - это      дань нестолько дипломатической         профессии, сколько поэтическому призванию.

 

 Гладков рассказал о том, чем является Юрий Визбор для поклонников авторской песни и вообще поэзии, прочел три своих стихотворения,        одно из               которых             называется "Прощай, Баку!" Грустное стихотворение и повод для его написания          грустный - командировка         "местного поэта" (по словам посла РФ            в Азербайджане) заканчивается...

Президент КАП Джавид Имамвердиев в своем выступлении подчеркнул  тот факт, что Юрий Визбор, которого нет на                этом свете уже более тридцати лет, до сих пор является актуальным, причем не только для так называемых "шестидесятников", но и для молодыхисполнителей.

Джавид рассказал о выступлении на одном  из последних бардовских        фестивалей молодых ребят из Чехии, которые никогда не жили в России, но очень трепетно относятся   к песням великого барда и включают их свою программу.

Да оно и неудивительно: многие барды единодушны во мнении,  что Визбор - самый, пожалуй, исполняемый автор.                Его поют на фестивалях,           концертах, в походах...

Его песни благодаря запоминающимся           мелодиям, а, главное, мудрым и по- хорошему простым, без лишней "заумности", стихам стали поистине  культовыми.

Их любят и знают все. Тематика этих песен близка и              понятна              и "шестидесятникам", и представителям молодого поколения.

В концерте приняли участие практическим  все члены КАП: Виталий Игольников, Ибрагим Имамалиев, Георгий Черногоров, Диляра Юсуфова, Оксана Буланова,      Борис Фролов и новый автор-исполнитель Вера Инам.

Концертпод названием "У нас еще все впереди" (строчка одной из               песен Юрия Визбора) продолжался больше двух    часов и                после его окончания зрители не хотели расходиться.

Во время концерта демонстрировались архивные записи Визбора, сделанные с различныхего выступлений: в Москве, в других           городах              Советского Союза, в многочисленных командировках Юрия Иосифовича.

В авторской песне Юрий Визбор -       явление             по-настоящему космического масштаба. Наряду с такими корифеями авторской песни как Александр Галич, Александр          Городницкий, Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Вадим Егоров, Юлий           Ким, стоял у истоков жанра и Юрий Визбор.

Он был невероятно талантлив, причем в разных областях. Юрий Визбор (которого мы    знали бы как Визбороса, если бы его отец, приехавший из Литвы, не отбросил непонятное в России окончание "ос")         был невероятно востребованным журналистом, работавшим на телевидении и в печатных изданиях, актером, снявшимся          в шестнадцати художественных фильмах как актер (не имея, между прочим, актерского образования, но именитыережиссеры очень   хотели его снимать).

Кроме этого Визбор написал сценарии - к      десяти художественным и       документальным фильмам, музыку - к двум     кинолентам (к культовому советскому фильму "Июльский дождь" Визбор написал            музыку совместно с Булатом Окуджавой и Евгением          Клячкиным, еще одни корифеем авторской песни).

Но и на этом его таланты не заканчиваются: Визбор озвучивал фильмы, писал пьесы, книги иезусловно, песни. Нам осталось             богатое               творческое наследие этого талантливейшегочеловека: более         трехсот               песен, некоторые из которых звучат в известнейших советских кинофильмах.

Ну, и, конечно, много стихов. Кстати, на          более чем полсотни стихов Визбора написали музыку          известные композиторы и              барды.

Одним из серьезнейших увлечений  Визбора              всю жизнь были путешествия и горные походы. Поэт занимался альпинизмом, участвовал в экспедициях на Кавказ,                Памир иТянь-Шань, был инструктором по горнолыжному спорту. Его именем     названо              несколько горных вершин.

Увлечение горами и альпинизмом нашло отражение и в песнях и сделало Юрия Визбора чуть ли не самым популярными среди туристов, хотя подчас не все     представляли, что именно он являлсяавтором исполняемых ими                песен: многие считали эти песни        народными.

Считается, что Юрий Визбор не был диссидентом, особо против режима не выступал,      в его песнях нет ничего крамольного. На первый взгляд. Возьмем хотя бы песню "Рассказтехнолога Петухова", в которой есть такой                припев:              "Зато мы делаем           ракетыерекрываем Енисей.

А также в области балета Мы впереди планеты всей". За эту             песню Визбор получил все положенные выволочки в парткомах и резко замедлил свой служебный рост в  Гостелерадио СССР.

Строфу, которая ходила по     стране в чужом исполнении на магнитофонных пленках, усекли до последней строчки и безоговорочно приписали Высоцкому: этот бунтарь легче ассоциировался с разоблачительным пафосом.

А Визбор ничего            и не разоблачал. Просто           констатировал, что дела           в стране обстоят именно          так. Констатировал -             и улыбался. Почему же партийные    власти были таквзбешены? Визбор перечеркнул национальную гордость и идею страны          - "мы делаем ракеты" - всего четырьмя буквами: "ЗАТО".

Казалось бы, за такую пощечину         собственной стране его должны были невзлюбить и в народе. Однако вышло с точностью         до наоборот, ибо Визбор         угадал камертон настроения всех, почувствовал эту русскую самоиронию: ну, да, мы делаем          ракеты,               ну и что из этого?

Эту песню на концерте блистательно исполнил Виталий Игольников.         Он же спел и еще одну знаменитую визборовскую вещь - "Спутники", очень образную, максимально насыщенную по смыслу песню о великих творческих людях, оставивших след в нескольких поколениях.

"По республике Цветаевой, Через область Заболоцкого      С нами шла высоковольтная Окуджавская струна.                Поднимались даже в горы       мы, Покидая землю плоскую, Между пиком барда Пушкина И вершиной Пастернак".

Казалось бы, что в        этом протестного? Но в песне есть и такие строчки: "Слава богу, мы             оставили Топь Софроновскую побоку, Двор заезжий              Долматовского И          пустыню Налбалдян".

Имелись            в виду такие деятели советской культуры      как главный редактор журнала "Огонек" Анатолий Софронов, сочинявший пропагандистские пьесы (в том числе по книге Брежнева "Малая Земля"),          и автор портретов советских вождей (включая того же Брежнева) Дмитрий Налбандян.

Фамилия последнего слегка искажена, но едва ли замена одной буквы при авторском исполнении была случайной - возникавшая при этом нелестная ассоциация, скорее всего, входила в сознательную задачу поэта.

Георгий Черногоров в числе других лирических песен, в том числе               и знаковой "Ты у меня одна", спел очень грустную песню "Белый пароходик", в которой есть такие слова: "Грустный мальчик, до свиданья, Не    возьму тебя с собою, Где-то слышатся рыданья Над нелепою судьбою, Размножает громкий рупор Расфальшивые романсы, И выходит с шуткой глупой Человек для конферанса".

В этой песне - все         та же скрытая ирония по          отношению к прилизанной     советской культуре с ее расфальшивыми романсами и              глупыми             шутками. Хотя, конечно,          в ней гораздо больше той проникновенной лирики, что так свойственна творчеству Визбора.

И Георгию Черногорову удалось передать настроение         этой песни, причем так блестяще, что зал, пока звучала                песня, буквально замер.          Про такую тишину говорят, что можно было бы услышать муху.

А все потому, что Георгию Черногорову, равно как и Джавиду Имамвердиеву, когда он исполнял знаменитую песню Визбора "Сретенский двор", удавалось передать ту неповторимую авторскую интонацию.

Вообще интонационная составляющая в авторской песне - предмет для отдельного исследования. Если заняться неблагодарным делом             - начать разабирать творчество Визбора, Окуджавы, Городницкого, Высоцкого и далее по списку, - выводы получим обескураживающие.

За этой                интонацией иногда скрывались и поэтические, и мелодические огрехи, но именно благодаря ей бард становился поистине народным.         Потому что был Личностью, а ее отражение - как раз авторская интонация. Даже в прозе Визбора, в его пьесе "Березовая ветка", в киносценариях пробивается эта интонация.

Но в первую очередь Визбор был,      конечно, журналистом. Он и сам так считал. "...Я еще журналист. Все это я делал во имя своей     основной и единственной       профессии. Во имя и для нее", -           писал Визбор в записных                книжках. Работая журналистом, он объездил практически весь Советский Союз.

Тогда телеканалы и газеты моги позволить себе отправить                журналиста в дальнююкомандировку, чтобы получить "горячий" материал, наполненный впечатлениями, так сказать, из          первых рук.

В одной из таких командировок Визбор побывал и в Баку - готовя материал о Нефтяных Камнях. Чтобы репортаж был максимально правдивым, Юрий Иосифович какое-то время поработал оператором на нефтяной    вышке.

И даже свой главный вклад в авторскую песню Визбор сделал не как бард -            как журналист. Именно ему среди прочих                принадлежит заслуга в создании знаменитой в свое время радиостанции "Юность", журнала "Кругозор", а главное - в создании нового, неведомого до него жанра: песни-репортажа.

Возвращаясь из журналистских командировок,          он рассказывал слушателям о том, как на далеком севере, на плато Расвумчорр добывают апатиты, как рыбаки ходят в   океан на траулере, как газовщики тянут через пустыню газопровод       Бухара-Москва. Рассказывал в форме песен.

В этом случае он использовал               жанр не как бард - как журналист. Иногда это были вполне героические зарисовки в духе того времени, а порой рассказ принимал шутливый оборот, от героики не оставалось ничего, зато реальность угадывалась не менее отчетливо. А то   и более.

Как журналист Визбор был очень честен. Отсюда, от этой журналистской честности по отношению к факту         и человеку, вышел Визбор-бард. Он словно бы говорил своими песенками: этим может заниматься каждый. Он подбирал слова так, словно они валялись под ногами, - так                же буднично, как летчик берется за штурвал, а полярник - за примерзшую за ночь дверь.

Так именно Визбор первым - неосознанно - прекратил культ обожествления бардовской              песни. Он развил и узаконил и жанр            "песни у костра", и саму культуру "пения у костра", "общего" пения. И песни у него были как простой, но незаменимый в   походе материал, как колышки для палатки. В походе, который называется Жизнь.

 

О. Буланова

Эхо.- 2015.- 26 июня.- С.- 10