Эльчин: "Литература не в силах спасти все человечество, но она может помочь одному человеку"

Выход в свет сборника статей "Сверхзадача Эльчина" превратился в заметное явление отечественного литературоведения

В истории Древней Греции упоминается о некоторых мыслителях, общественных деятелях идаже политиках, которые время от времени давали оценку популярным в то время театральным действам, отчего зависела известность актеров или          же конкретной постановки.

Вряд ли               кто-нибудь будет оспаривать мысль о том, что, пожалуй, главным критерием необходимости, а, по сути, конечной целью литературно-критических статей является мощныйимпульс             к тому, чтобы читатель не просто понял и расставил акценты в творчестве писателя, или конкретном произведении, сформировал литературный вкус, но и прочел или даже перечитал его в свете научно обоснованного анализа и видения.

Недавно             в одной               газете ученый-филолог сетовал в       своем интервью на отсутствие в современном литературном пространстве здоровой, конструктивной и профессиональной критики, которая сегодня подменена любительскими рецензиями дилетантского уровня, право нажизнь которым дает нынче свобода слова и Интернет.

В таких                условиях профессиональная критика               особенно необходима, ведь именно она способна дать экспертное мнение о том или ином явлении, повлиять        на общественное          мнение и обеспечить произведению               всеобщее признание или неудачу.

Талант литературного критика включает в себя не одну составляющую, однако определяющим и решающим                становится своеобразие и индивидуальность его личности, способность отстаивать свою точку зрения, смелость изложения новых подходов и ракурсов исследования,     умение давать научно аргументированную оценку произведению.

В этом плане выход в свет сборника статей "Сверхзадача Эльчина" (размышления публициста   о творчестве народного писателя    Азербайджана), посвященного творчеству    выдающегося азер айджанского прозаика и драматурга, народного писателя Эльчина, авторомкоторойвыступила писатель-публицист, заслуженный                журналист, лауреат Государственной премии Азербайджана, депутат Милли меджлиса Эльмира Ахундова, действительно превратился в заметное явление отечественного литературоведения и всей культурной жизни страны.

Миссию профессиональной критики Э.Ахундова видит в необходимости "очищения литературной атмосферы". Вместо                предисловия автор представила статью "Серебристый фургон" по-прежнему в пути", где с                первых же строк, подобно      вихрю, увлекает за собой читателя на несколько десятилетий назад, в прошлый век, когда сын известного писателя, не побоявшись славы и непререкаемого авторитета отца, громко заявил о себе.

"Эльчин ворвался в азербайджанскую             литературу в одночасье,          ярко заявив о себе на рубеже 60-70-х гг. так                называемыми "Абшеронскими рассказами".

В это время в современной прозе Азербайджана появились знаковые имена, и все они вместе составят замечательную плеяду "шестидесятников", на многие десятилетия вперед определившихвектор и параметры развития азербайджанской     литературы. Эльчин был самым молодым из              этой плеяды".

Подвергая скрупулезному, а подчас и беспощадному анализу конкретное произведение, автор органично связывает          свое повествование с широчайшей панорамой общественно-политической обстановки того времени, происходящих в литературе процессов и намечавшихся тенденций.

Вместе с тем, Эльмира ханым не забывает подчеркнуть, что             "Эльчин              - носитель большихлитературных традиций",        а "его пьесы стали новым словом       и серьезным явлением современной азербайджанской драматургии".

 

Как нельзя точно их     охарактеризовал          посол Азербайджана в России Полад Бюль-Бюльоглу, заметивший, что "появилось новое         художественно-эстетическое понятие            в азербайджанском искусствоведении: "Театр Эльчина".

 

В последние годы Эльчин        часто выступает             с концептуальными статьями по проблемам современного литературного процесса, в середине 90-х он защитил            докторскую диссертацию,       однако его собственные сочинения уже давно стали объектом самых серьезных научных исследований, о них написаны сотни статей и                десятки               монографий, защищены множество диссертаций.

В этом плане одной из самых глубоких и концептуальных работ, как отмечает Э.Ахундовавляется книга профессора Наргиз Пашаевой "Человек - образ - литература".

При этом, несмотря на свои многочисленные звания, регалии и награды, Эльчин остался человеком ищущим и сомневающимся,          вечно неудовлетворенным собой      и... очень счастливым.

Такое сочетание качеств и состояний               не удивительно,            потому что только истинная страсть, которой он беззаветно предан вот уже более полувека, способна соединить, казалось бы, несовместимое.

Автор статей не изменила и своему журналистскому призванию, в статьях               приведены отрывки из интервью и                бесед Эльмиры ханым с народным писателем в "Литературной газете" и других изданиях разных лет.  Вот отрывок             из одного из них:

- Какие нравственные ориентиры       поддерживают вас в это сложное время?

- Иногда, размышляя над         этим, я впадаю в пессимизм, даже в панику. С самых древних времен литература                сеяла "разумное, доброе, вечное". В перманентной борьбе добра со злом писатель, естественно, был союзником добра. Мировая литература родила таких гигантов, как Гомер, Шекспир, Физули,      Гете, Толстой.

Вы спросите, - тогда отчего же я          впадаю в панику? Ведь ничего же не изменилось в этом подлунном мире. И поединку добра со злом не    видно конца.

Литература       не в состоянии сама по себе что-либо изменить в мире        или в человеческой натуре. Это меня угнетает. А        с другой стороны, представьте себе на миг, что нет Гомера, Низами, Шекспира.

И что тогда? Мрак, пустота, бездна!..               Знаете,               в самые              тяжелые            моменты           жизни я почему-то вспоминаю о Дон-Кихоте. И мне становится легче.

Да, литература не в силах спасти все человечество, но она может помочь                одному человеку. А это тоже, согласитесь, немало...".

Можно сказать, что в этих словах отразилась беспокойная  душа и творческое кредо писателя.

Незаурядность личности Эльмиры Ахундовой, принципиальность и активная гражданская позиция, бескомпромиссность и прямота, свежесть восприятия и новаторство, нестандартныйвзгляд на привычные понятия открывают читателю новые грани и аспекты творчества народного писателя Эльчина.

Ее статьи читаются на одном дыхании, они захватывают дух, оригинальны и объективны, конструктивны, логичны и правдивы, пронизаны глубоким уважением коллеги и восхищением читателя.

Знакомясь с сюжетной линией некоторых рассказов народного      писателя со слов Эльмирыханым, на глаза невольно наворачиваются      слезы, и к горлу подкатывает предательский ком.

В такие                минуты, к стыду             своему, сожалеешь, что в твоей личной библиотеке не оказываетсяни одного томика с произведениями столь талантливого соотечественника, втворчестве которого, как в    капле, отразились радости, печали и думы твоего            народа, потому что так и хотелось раскрыть любой рассказ и проглотить его залпом...

Автор пишет, что "Эльчин, был,           пожалуй, единственным из популярных азербайджанских писателей, кто регулярно публиковался с серьезными литературно-критическими статьями настраницах "Литературной газеты".

В статье "Мир в сцеплении типографских знаков" ("ЛГ", 1986) Эльчин признается,                что "его давно занимает фигура писателя-художника, который регулярно выступает              как критик.

 

Особенностью таких писателей и по совместительству         критиков является яркая индивидуальность, личностное начало, свой, неповторимый взгляд на вещи". Главнуюзадачу серьезной критики Эльчин видит в              том, что она должна быть далека от бездумных похвал и пустых дифирамбов,  а для писателя главное - это понимание его художественного мира.

Книга "Сверхзадача Эльчина" - яркое и            замечательное тому подтверждение.

Верная себе, Эльмира Ахундова вместо послесловия пишет в статье "Опаленный "шестидесятыми", или "Таинственная страсть" Эльчина": "...Свои зарисовки о творчествеЭльчиная стала                писать как-то незаметно для себя, повинуясь исключительно вдохновению. Не претендуя на глубокий анализ,              на фундаментальность литературоведческого подхода.

Однако искренняя похвала маститого прозаика, обмолвившегося однажды, что "в твоем лице, Эльмира, азербайджанская литература                приобрела хорошего публициста, но потерялане менее талантливого литературного критика", подвигла меня продолжать эти зарисовки и вообщевернуться к жанру литературных рецензий.

Так появилась серия статей о разных ипостасях творчества того, кто столь близок мне по духу, по мироощущению, по преданности литературным идеалам нашей молодости.

Я безмерно уважаю Эльчина  за его "таинственную страсть", за его многолетнюю верность идеалам шестидесятничества, за его бескорыстное    служение Слову...

Афет ИСЛАМ

Эхо.- 2015.- 9 мая.- С.- 10