Натик РАСУЛЗАДЕ: "Я не уверен, что хочу стать модным писателем..."

Интервью echo.az с известным азербайджанским кинодраматургом и писателем

Ия ЗУМБУЛИДЗЕ, ассоциированный  профессор (Государственный университет имени Акакия Церетели, Грузи Читать @GazetaEchoAz

 В Баку прошла очередная       Международная научная конференция на тему "Актуальные проблемы азербайджановедения", организованная Бакинским славянским университетом, фондом "Билик" при президенте Азербайджанской Республики             и Бакинским международным центром мультикультурализма.

В этом грандиозном мероприятии,    посвященном 92-летию со      дня рождения общенационального лидера Гейдара Алиева, приняли участие многие ученые из              разных стран мира.

Я не раз принимала участие   в работе этой традиционной конференции и могу сказать, что с каждым годом расширяется география ее участников, а также охват тематики.

Тема моего доклада "Традиции магического реализма в современной литературе" былапосвящена рассмотрению магического реализма как стилевого новообразования реалистической литературы.

Основное содержание составляло выявление типологической общности творчества известного азербайджанского писателя, драматурга, автора множества книг, изданных     в Бакуоскве,в странах Европы - Натика Расулзаде, и русского писателя Владимира Орлова, романы которого также изданы      во многих странах.

Благодаря содействию доктора филологических наук, профессора Бакинского      славянского университета, главного редактора журналов "Русский язык   и литература в Азербайджане" и "Йол" Флоры Наджиевой, у меня                появилась счастливая возможность встретиться и побеседовать с известным писателем Натиком Расулзаде.

 

Он рассказал о своих творческих планах, о том, что готовится к выходу в печать новое издание его произведений. В сборник автор включил романы, рассказы, повести, написанные совсем недавно. Натик Расулзаде отметил, что пишет, скорее, в жанре мистического реализма.

Это реальная жизнь, переходящая в произведении в             нечто необъяснимое, порой жутковатое ( повесть "Жизнь и смерть Кашмара Маштагаллы",        рассказы "Дуэль", "Мгновение", "Брат",         "Трамвай" и многие другие)исатель добавил, что в жизни много необъяснимых вещей, которые      он хотел бы раскрыть и показать.

Но главная мысль Натика - это то, что в нашей жизни немало такого, что невозможно понять умом, надо стараться понять чувствами. Напомнив писателю о том, что Чингиз Абдуллаев назвал его одним из основоположников жанра магического реализма в азербайджанской литературе и сравнил его           творчество с произведениями Маркеса, Натик скромно ответил,            что Габриэль Гарсиа Маркес - один из любимых его писателей, чьи произведения он                перечитывает время от времени.

Писатель говорил о сложных процессах, происходящих в современной литературе, о том, чтона писателе лежит огромная           ответственность            перед своими читателями, и в целом - перед народом:

- Писательский труд - это труд,             это работа?

- Разумеется, это труд,              и труд нелегкий, хотя бы потому, что писательским трудом стало очень трудно зарабатывать и писательской работой как     говорится - не проживешь.

Поэтому в этой профессии остаются самые верные Литературе личности. Повторюсь - это нелегкий труд, тяжелая работа; но не надо забывать про призвание, что каждый     человекстарается заниматься тем, на что он призван, что часто профессия            находит              своего носителя, и если            человек              призван              стать писателем, то ему       это должно удаваться гораздо легче и лучше,             чем другим, пришедшим в      литературу из далеких от творчества побуждений.

Но работа со словом, поиски нужного слова, чтобы в точности передать мысль, а еще важнее - чувства, ощущения                - это конечно, дело нелегкое, это порой        сводит с ума.

 

- Может, вы что-то пишете "в стол"?

- Я считаю, что с устранением цензуры в         нашей стране необходимость писать в стол отпала, теперь можно писать обо всем, нет запретов.

Но я всегда говорил и повторюсь - это в большей степени касается молодых, начинающих писателей - у творческого человека           должна быть внутренняя цензура, которая называется чувством меры, и эту черту нельзя переходить, чтобы      не получилось уродливое произведение.

- Вы работаете в смешанном жанре - любовного романа, психологического триллера и мистического реализма. Как вы пришли        к такому жанру?

- Любой жанр или тему подсказывает время, постольку поскольку писатель по большому счету является отражателем своего времени, своей эпохи в своих книгах.

Когда в начале                девяностых годов, до прихода к власти общенационального лидера Азербайджанского народа Гейдара Алиева царило безвременье и смута, когда продавцы сигарет или            мороженого зарабатывали                и жили лучше интеллигенции, которая не умелаторговать, жили   лучше писателей, я вдруг начал писать сюрреалистические произведения,   рассказы в жанре абсурда, потому что вся жизнь вокруг казалась мне абсурдной.

Потом время выровнялось,    обрело реальные         объективные черты, но жанры остались, потому что в жизни и без разрушительного вторжения её  в наши судьбы, есть много непознанного, жуткого, необъяснимого, абсурдного.

- А в жизни вам приходилось сталкиваться с чем-то мистическим?

- Много раз. Особенно в           связи со снами,               которые             постоянно тревожат меня, задавая вопросы, на которые нет ответов. Но, тем не         менее, приходится ломать головунад этими вопросами. Ведь миссия писателя по большому счету в том и заключается,        чтобы искать неуловимое.

- Как проходит процесс создания        нового произведения? Что вас вдохновляет?

 

- Я обычно чувствую, что что-то            созревает во мне и просится на бумагу. Или на экран монитора. Я сажусь и пишу первую фразу. Если она тянет за собой все    остальное в произведение, то значит - его стоит писать, стоит продолжать.

- С какими сложностями сталкиваются современные              писатели?

- У нас  два рода писателей, те,            кто помимо писательского труда могут зарабатывать деньги чем-то другим,                (Господь благословил наш народ,       и из десяти человек девять могут торговать и зарабатывать) и те, кто                этого не умеет.

Я отношусь ко второй категории.        Потому я думаю,           что современные писатели у нас - настоящие писатели, а не те, для кого это временное хобби - сталкиваются именно с материальной проблемой.

- Что вас привело в кинематограф? Вы ведь пишите сценарии для собственных произведений?

- И не только по собственным произведениям, но и оригинальные сценарии.        А привело в кинематограф то, что я умею писать сценарии, что я профессиональный кинодраматург, у меня почти два десятка реализованных, то есть нашедших свое воплощение на экране, сценариев, и именно наряду с литературной деятельностью я за достижения в кинематографе страны получил высокое звание "Заслуженный деятель искусств", которым удостоил                меня великий Гейдар Алиев, а так же орден "Шохрат",         который             дал мне              наш уважаемый президентИльхам Алиев.

- По вашему мнению, современный  и модный писатель, это кто?

- Это писатель прежде всего востребованный, которого читает массовый читатель. Но я не уверен, что хочу стать модным писателем.

- Какие                книги вы предпочитаете - бумажные или электронные? Как вы относитесь к публикациям ваших произведений в Интернете?

- Я предпочитаю хорошие, умные,     интересные книги. А к публикациям в Интернете отношусь нормально. Это наш быт, наша жизнь и назад пятиться нельзя, надо идти вперед.

Эхо.- 2015.- 19 мая.- С.- 5