"Тоска" красивая
Звезды трех стран на сцене Театра оперы и
балета
Периодическое появление на афишах Театра оперы и балета оперы Дж.Пуччини не случайно. "Тоска" по праву считается шедевром оперного искусства и входит в топ-лист самых популярных опер в мире. Простой "камерный" состав действующих лиц и отсутствие массовых сцен (за исключением финала первого акта) и сюжет, позаимствованный из драмы Викторьена Сарду на основе реальных событий, ограничен рамками классического любовного треугольника: есть известная актриса и певица Флория Тоска, которая мечется между любимым художником Марио Каварадосси и влюбленным в нее шефом полиции Рима бароном Скарпии, который, воспользовавшись служебным положением и при помощи доноса, избавляется от своего соперника. И как истинная женщина Тоска на протяжении всей оперы выясняет отношения (и весьма эмоционально) то с одним поклонником, то с другим. Потеряв любимого, героиня в отчаянии бросается с крепостной стены.
"Тоска" - о любви женщины: собственнической, эгоистичной, не терпящей отрицания и отказа. И в то же время любви преданной, нежной и безжалостной. Такая любовь оставляет горький привкус от бесполезного ожидания, слез, а в случае со Скарпиа и вовсе бессмысленной ярости неутоленного вожделения.
И гениальная музыка Пуччини - последнего оперного классика Италии, тонко следует за сюжетной канвой, с непреодолимым течением увлекает слушателей в бездонный омут, "трансформируясь" от церковных колоколов, метания душ главных героев до рокового шага вниз с крепостной стены. Меломаны в который раз приходят на "Тоску", что бы еще раз вне цифрового формата, "вживую" просмаковать, пожалуй, самые знаменитые оперные арии - арию Тоски "Vissi d'arte" (Я лишь пела) из второго акта и арию Каварадоссии "Е lucevan le stelle" (В небе звезды горели) из третьего акта, сцену-поединка Тоски с Каварадосси.
В плане вокального исполнения спектакль очаровал. Замечательный качественный вокал в исполнении ведущих оперных вокалистов трех стран - молодой отечественной примы, заслуженной артистки республики Илахи Эфендиевой (партии Тоски), народного артиста Грузии, профессора, лауреата Государственной премии и международных конкурсов вокалистов Теймураза Гугушвили (партия Каварадосси) и восхитительного белорусского баритона, заслуженного артиста Республики Беларусь, лауреата международных конкурсов вокалистов Владимира Громова (партия Скарпиа).
Во второй раз И.Эфендиева в партии титульной героини оставила самые благоприятные впечатления. Искренняя, энергичная, пылкая Тоска в исполнении отечественной солистки театра в сочетании с магией сильного драматического сопрано и весьма эффектной внешности, гипнотизировала зрительный зал от первой до последней ноты. В своё время для партии Тоски композитор требовал ультрадраматической исполнительницы. И в исполнении И.Эфендиевой в партии Тоски уровень драматизма порой просто "зашкаливал". Ее Тоска - не холодная и высокомерная оперная дива, а страдающая от разлуки с любимым слабая женщина, которая способна даже на убийство ради спасения возлюбленного.
А как роскошно выглядел молодой белорусский баритон Владимир Громов в партии Скарпиа! Высокий, обольстительный и импозантный Громов-Скарпиа совершенно точно передал образ оперного злодея наполеоновских времен. В партии аристократа-каудильо В.Громов продемонстрировал и артистическое мастерство, и ювелирную вокальную "отделку" каждой фразы. По версии исполнителя, его герой - элегантный, холодный, циничный высокопоставленный нечестный на руку чиновник с диктаторскими замашками (чего стоит весьма проникновенное исполнение певцом одной фразы. "Да, я деньги люблю, продажным слыву"). И даже болезненная одержимость Тоской не смягчает холод сердца Скарпиа-Громова. А Владимир Громов со своей партнершей по сцене Илахой Эфендиевой во втором акте развернули настоящую дуэль - в плане вокального и актерского исполнения, которая на протяжении всего второго акта держала зрителей в состоянии восторженного напряжения.
Харизматическая партия М.Каварадосси - одна из самых драматических в теноровом репертуаре, и видеть опытного Теймураза Гугшвили в столь нелегкой партии было весьма приятно. Голос по-прежнему мощный, полетный, как и уверенное владение им на всем диапазоне. Грузинский мэтр ни разу не прибегнул к форсирванию звука, доставив огромную радость красотой тембра и чистыми верхами.
К чести нашего театра, в оперной труппе всегда есть крепкие (как в плане вокала, так и в плане артистизма) опытные "компримарио" - исполнители второстепенных партий. Среди них выделим обаятельный артистизм Акрама Поладова в партии Ризничего; выразительное и ровное голосоведение Джахангира Гурбанова в роли республиканца Анжелотти и великолепную дикцию Алиахмеда Ибрагимова в партии шпиона Сполетта.
И оркестр театра, под руководством любимца бакинской публики - маэстро Джаваншира
Джафарова, деликатно аккомпанировал и солистам, и хору. В целом, наблюдая за
итальянскими страстями и перипетиями сюжетной канвы и, несмотря на трагическую
финальную составляющую, опера была воспринята публикой весьма восторженно. В
конце концов, у каждого свое особенное восприятие печальной истории оперной
дивы. А тут к тому же и музыка божественная.
У.АЛИЕВА
Эхо.-2015. - 28 октября - С.
8.